Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы спортивного образования

Уральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Но все выпускники вуза ориентированы на работу в спортивной сфере.

Просмотров: 2793

Спортивной отрасли нужны разные профессионалы

Уральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Однако экономисты, юристы, журналисты, менеджеры, психологи и другие специалисты, казалось бы, непрофильных для спортивного университета направлений, ориентированы на работу именно в сфере физкультуры и спорта. О подготовке таких кадров мы беседуем с проректором по учебной работе УралГУФК, доктором педагогических наук, профессором Сергеем СЕРИКОВЫМ.

Не только тренировки и соревнования

– Сергей Геннадьевич, как правило, отраслевые вузы, занимающиеся подготовкой кадров по непрофильным специальностям, объясняют их наличие в реестре тем, что «родной» отрасли требуются самые разные профессионалы. Так ли обстоят дела в спорте?

– Важно понимать, что спорт – это не только тренировки и соревнования, но и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов, организация эффективной работы спортивных сооружений, обеспечение экипировкой, инвентарем и питанием, решение финансово-экономических вопросов, правовая защита спортсменов и многое другое. Именно поэтому так важно готовить в вузах физической культуры не только тренеров и преподавателей, но и других специалистов.

Их ценность в том, что они в учебном процессе осваивают специфику отрасли физической культуры и спорта, изучают ряд особых дисциплин, которых нет в учебных планах «обычных» вузов. Например, экономику и менеджмент физической культуры, практику заключения договоров в сфере физкультуры и спорта, спортивную журналистику, социологию спорта и прочие. Поэтому выпускники нашего вуза обладают конкурентным преимуществом на рынке труда физкультурно-спортивной отрасли и являются востребованными специалистами в спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах, органах управления физической культурой и других организациях отрасли.

– Можно ли говорить о том, что в университете занятиям физкультурой и спортом уделяется намного больше времени, чем в «обычном» вузе?

– В нашем университете, помимо спортивно-массовой работы, носящей внеучебный характер, спортивная специфика присутствует и в самом учебном процессе. Причем это касается не только направления «Физическая культура», где она предопределена требованиями ФГОС, но и непрофильных направлений и специальностей. Занятия физкультурой и спортом в чистом виде при обучении по программе бакалавриата «Физическая культура» реализуются в рамках четырех дисциплин продолжительностью более 2,3 тыс. часов. Для непрофильных направлений и специальностей спортивные занятия ограничиваются одним учебным предметом «Физическая культура» в объеме 408 часов. Однако по содержанию и эти занятия существенно отличаются от аналогичных уроков в «обычных» вузах. В УралГУФК они разбиты на несколько самостоятельных модулей, каждый из которых посвящен освоению методики и технологии отдельного вида спорта: плавания, аэробики, конькобежного или лыжного спорта, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, борьбы, туризма. После изучения каждого модуля студенты сдают зачет, оценивающий спортивные результаты, показатели физической подготовленности, владение техникой и тактикой вида спорта и другие параметры.

«Профессор» спорта

– Насколько спортивны преподаватели университета?

– Чтобы эффективно решать задачи подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, преподавателям необходимо обладать богатым личным опытом в этой деятельности. В УралГУФК очень многие педагогические работники имеют высокие спортивные разряды и звания, среди них 2 заслуженных мастера спорта, 8 мастеров спорта международного класса и 36 мастеров спорта. Примечательно, что преподаватели-спортсмены работают не только на спортивных кафедрах, но и на непрофильных. Например, профессор кафедры национальной экономики, доктор экономических наук А.Н. Попов – мастер спорта по борьбе самбо, а профессор кафедры психологии, кандидат педагогических наук В.М. Карлышев – мастер спорта по горным лыжам.

В УралГУФК создаются все условия для вовлечения в спортивно-массовую работу как можно большего числа преподавателей и сотрудников. Им открыт доступ на все спортивно-оздоровительные объекты университета, один день в неделю выделен для проведения Дня здоровья, когда работники вуза организованно включены в различные виды двигательной активности. Работают для сотрудников вечерние спортивнооздоровительные секции по аэробике, плаванию, йоге, гимнастике цигун. В текущем учебном году впервые организована спартакиада среди профессорско-преподавательского состава, в которую включены соревнования по различным видам спорта.

– А как относятся к спорту студенты непрофильных направлений?

– Спорт в УралГУФК является неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и по непрофильным направлениям. Кстати, абитуриенты, имеющие высокие спортивные разряды и звания, не обязательно выбирают при поступлении непосредственно спортивные образовательные программы. Например, студентка специальности «Юриспруденция» Гульфия Ханафеева – мастер спорта международного класса, экс-рекордсменка мира в метании молота.

Для студентов непрофильных специальностей и направлений подготовки создана целая система, способствующая их вовлечению в целенаправленные занятия физкультурой и спортом. Так, в УралГУФК ежегодно проводится внутривузовская спартакиада среди студентов различных кафедр. Кроме того, для них постоянно работают спортивные секции по пауэрлифтингу, аэробике, настольному теннису, плаванию, борьбе самбо, ушу и боксу.

Спрос на бакалавров высок

– Сегодня университет одновременно готовит бакалавров и магистров физической культуры. Могут ли и те, и другие претендовать в равной степени на одну вакансию?

– В настоящее время, на наш взгляд, не все организации отрасли физической культуры и спорта в полной мере готовы к переходу вузов на многоуровневую систему подготовки кадров, когда выпускники университета, окончившие магистратуру, могут претендовать на более высокую должность, нежели бакалавры. Область профессиональной деятельности магистров значительно шире и глубже. Предполагаем, что в самое ближайшее время рынок труда в сфере физкультуры и спорта отреагирует на изменения, происходящие в системе профессиональной подготовки физкультурно-спортивных работников.

Отмечу, что спрос на обучение по программе бакалавриата «Физическая культура» достаточно высок. Выпускники школ готовы учиться на этом направлении не только на бюджетной, но и на платной основе.

При этом еще в процессе обучения в рамках бакалавриата многие студенты задумываются о возможности продолжения образования в магистратуре. Около 40 процентов бакалавров физической культуры, окончивших УралГУФК в 2010 году, строили такие планы. К сожалению, не всем удалось их реализовать, поскольку количество бюджетных мест в магистратуре ограничено, а учиться платно может позволить себе не каждый.

Для повышения доступности обучения в магистратуре УралГУФК пролицензировал направление «Туризм», расширил число имеющихся магистерских программ и направил предложения по контрольным цифрам приема в Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, чтобы увеличить количество бюджетных мест с 82 в 2010 году до 90 в 2011-м, до 180 и 280 – в 2012 и 2013 годах соответственно.

От колледжа до аспирантуры

– В структуре университета с 2000 года работает колледж. Насколько существенна его роль в создании системы непрерывного обучения в УралГУФК?

– Челябинский колледж физической культуры как структурное подразделение УралГУФК очень важен для обеспечения непрерывности и преемственности в подготовке кадров. Он ведет обучение по программам СПО «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» и «Туризм», и выпускники колледжа могут поступать в университет на соответствующие направления и специальности ВПО по итогам вступительных испытаний, освобождаясь от участия в ЕГЭ.

Выпускники колледжа подготовлены к специфике учебы в вузе: они освоили ряд общепрофессиональных дисциплин, которые входят в учебные планы подготовки бакалавров, им знакома вузовская система промежуточной аттестации студентов. Поэтому, как правило, они вполне успешно осваивают образовательные программы ВПО, а по окончании бакалавриата некоторые из них поступают в магистратуру. Есть примеры, когда выпускники колледжа, пройдя бакалавриат и магистратуру, продолжают обучение в аспирантуре УралГУФК.

– Вероятно, такие студенты проявляют интерес и к науке. Расскажите, пожалуйста, о научной работе, которая сегодня ведется в вузе.

– В университете активно реализуются различные исследовательские проекты в области биологических, медицинских, педагогических и других наук. Важными и актуальными для спортивной индустрии являются проводимые в УралГУФК исследования адаптивных возможностей человека в норме и патологии, исследования функционального состояния центральной нервной системы спортсменов, разработки клинико-диагностических и реабилитационных комплексов, комплексные исследования спортсменов по физиологическим, иммунологическим, биохимическим и морфо-биомеханическим показателям и многие другие. Результаты исследований внедряются в учебный процесс.

Мы стремимся вовлечь студентов в научную деятельность, стимулируем создание студенческих научных обществ. Только в прошедшем учебном году наши студенты приняли участие в нескольких международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Результаты исследований, которые проводятся в УралГУФК, ориентированы на практическое воплощение, поэтому, как и выпускники университета, они востребованы отраслью физической культуры и спорта России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей сериков, челябинская область, УралГУФК, спортивное образование, ВПО, профиль, ао-43

Похожие материалы:
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Мурманский ГТУ: отраслевое образование региону
Уральский вклад в развитие российского спорта
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
УралГУФК – здесь учат быть здоровыми и успешными!
Подготовка спортивных кадров
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Подготовка специалистов АПК

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#106Востребованных выпускников вузы готовят совместно с работодателями
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний