Перспективы спортивного образованияУральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Но все выпускники вуза ориентированы на работу в спортивной сфере. Просмотров: 3148
Спортивной отрасли нужны разные профессионалыУральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Однако экономисты, юристы, журналисты, менеджеры, психологи и другие специалисты, казалось бы, непрофильных для спортивного университета направлений, ориентированы на работу именно в сфере физкультуры и спорта. О подготовке таких кадров мы беседуем с проректором по учебной работе УралГУФК, доктором педагогических наук, профессором Сергеем СЕРИКОВЫМ. Не только тренировки и соревнования– Сергей Геннадьевич, как правило, отраслевые вузы, занимающиеся подготовкой кадров по непрофильным специальностям, объясняют их наличие в реестре тем, что «родной» отрасли требуются самые разные профессионалы. Так ли обстоят дела в спорте? – Важно понимать, что спорт – это не только тренировки и соревнования, но и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов, организация эффективной работы спортивных сооружений, обеспечение экипировкой, инвентарем и питанием, решение финансово-экономических вопросов, правовая защита спортсменов и многое другое. Именно поэтому так важно готовить в вузах физической культуры не только тренеров и преподавателей, но и других специалистов. Их ценность в том, что они в учебном процессе осваивают специфику отрасли физической культуры и спорта, изучают ряд особых дисциплин, которых нет в учебных планах «обычных» вузов. Например, экономику и менеджмент физической культуры, практику заключения договоров в сфере физкультуры и спорта, спортивную журналистику, социологию спорта и прочие. Поэтому выпускники нашего вуза обладают конкурентным преимуществом на рынке труда физкультурно-спортивной отрасли и являются востребованными специалистами в спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах, органах управления физической культурой и других организациях отрасли. – Можно ли говорить о том, что в университете занятиям физкультурой и спортом уделяется намного больше времени, чем в «обычном» вузе? – В нашем университете, помимо спортивно-массовой работы, носящей внеучебный характер, спортивная специфика присутствует и в самом учебном процессе. Причем это касается не только направления «Физическая культура», где она предопределена требованиями ФГОС, но и непрофильных направлений и специальностей. Занятия физкультурой и спортом в чистом виде при обучении по программе бакалавриата «Физическая культура» реализуются в рамках четырех дисциплин продолжительностью более 2,3 тыс. часов. Для непрофильных направлений и специальностей спортивные занятия ограничиваются одним учебным предметом «Физическая культура» в объеме 408 часов. Однако по содержанию и эти занятия существенно отличаются от аналогичных уроков в «обычных» вузах. В УралГУФК они разбиты на несколько самостоятельных модулей, каждый из которых посвящен освоению методики и технологии отдельного вида спорта: плавания, аэробики, конькобежного или лыжного спорта, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, борьбы, туризма. После изучения каждого модуля студенты сдают зачет, оценивающий спортивные результаты, показатели физической подготовленности, владение техникой и тактикой вида спорта и другие параметры. «Профессор» спорта– Насколько спортивны преподаватели университета? – Чтобы эффективно решать задачи подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, преподавателям необходимо обладать богатым личным опытом в этой деятельности. В УралГУФК очень многие педагогические работники имеют высокие спортивные разряды и звания, среди них 2 заслуженных мастера спорта, 8 мастеров спорта международного класса и 36 мастеров спорта. Примечательно, что преподаватели-спортсмены работают не только на спортивных кафедрах, но и на непрофильных. Например, профессор кафедры национальной экономики, доктор экономических наук А.Н. Попов – мастер спорта по борьбе самбо, а профессор кафедры психологии, кандидат педагогических наук В.М. Карлышев – мастер спорта по горным лыжам. В УралГУФК создаются все условия для вовлечения в спортивно-массовую работу как можно большего числа преподавателей и сотрудников. Им открыт доступ на все спортивно-оздоровительные объекты университета, один день в неделю выделен для проведения Дня здоровья, когда работники вуза организованно включены в различные виды двигательной активности. Работают для сотрудников вечерние спортивнооздоровительные секции по аэробике, плаванию, йоге, гимнастике цигун. В текущем учебном году впервые организована спартакиада среди профессорско-преподавательского состава, в которую включены соревнования по различным видам спорта. – А как относятся к спорту студенты непрофильных направлений? – Спорт в УралГУФК является неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и по непрофильным направлениям. Кстати, абитуриенты, имеющие высокие спортивные разряды и звания, не обязательно выбирают при поступлении непосредственно спортивные образовательные программы. Например, студентка специальности «Юриспруденция» Гульфия Ханафеева – мастер спорта международного класса, экс-рекордсменка мира в метании молота. Для студентов непрофильных специальностей и направлений подготовки создана целая система, способствующая их вовлечению в целенаправленные занятия физкультурой и спортом. Так, в УралГУФК ежегодно проводится внутривузовская спартакиада среди студентов различных кафедр. Кроме того, для них постоянно работают спортивные секции по пауэрлифтингу, аэробике, настольному теннису, плаванию, борьбе самбо, ушу и боксу. Спрос на бакалавров высок– Сегодня университет одновременно готовит бакалавров и магистров физической культуры. Могут ли и те, и другие претендовать в равной степени на одну вакансию? – В настоящее время, на наш взгляд, не все организации отрасли физической культуры и спорта в полной мере готовы к переходу вузов на многоуровневую систему подготовки кадров, когда выпускники университета, окончившие магистратуру, могут претендовать на более высокую должность, нежели бакалавры. Область профессиональной деятельности магистров значительно шире и глубже. Предполагаем, что в самое ближайшее время рынок труда в сфере физкультуры и спорта отреагирует на изменения, происходящие в системе профессиональной подготовки физкультурно-спортивных работников. Отмечу, что спрос на обучение по программе бакалавриата «Физическая культура» достаточно высок. Выпускники школ готовы учиться на этом направлении не только на бюджетной, но и на платной основе. При этом еще в процессе обучения в рамках бакалавриата многие студенты задумываются о возможности продолжения образования в магистратуре. Около 40 процентов бакалавров физической культуры, окончивших УралГУФК в 2010 году, строили такие планы. К сожалению, не всем удалось их реализовать, поскольку количество бюджетных мест в магистратуре ограничено, а учиться платно может позволить себе не каждый. Для повышения доступности обучения в магистратуре УралГУФК пролицензировал направление «Туризм», расширил число имеющихся магистерских программ и направил предложения по контрольным цифрам приема в Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, чтобы увеличить количество бюджетных мест с 82 в 2010 году до 90 в 2011-м, до 180 и 280 – в 2012 и 2013 годах соответственно. От колледжа до аспирантуры– В структуре университета с 2000 года работает колледж. Насколько существенна его роль в создании системы непрерывного обучения в УралГУФК? – Челябинский колледж физической культуры как структурное подразделение УралГУФК очень важен для обеспечения непрерывности и преемственности в подготовке кадров. Он ведет обучение по программам СПО «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» и «Туризм», и выпускники колледжа могут поступать в университет на соответствующие направления и специальности ВПО по итогам вступительных испытаний, освобождаясь от участия в ЕГЭ. Выпускники колледжа подготовлены к специфике учебы в вузе: они освоили ряд общепрофессиональных дисциплин, которые входят в учебные планы подготовки бакалавров, им знакома вузовская система промежуточной аттестации студентов. Поэтому, как правило, они вполне успешно осваивают образовательные программы ВПО, а по окончании бакалавриата некоторые из них поступают в магистратуру. Есть примеры, когда выпускники колледжа, пройдя бакалавриат и магистратуру, продолжают обучение в аспирантуре УралГУФК. – Вероятно, такие студенты проявляют интерес и к науке. Расскажите, пожалуйста, о научной работе, которая сегодня ведется в вузе. – В университете активно реализуются различные исследовательские проекты в области биологических, медицинских, педагогических и других наук. Важными и актуальными для спортивной индустрии являются проводимые в УралГУФК исследования адаптивных возможностей человека в норме и патологии, исследования функционального состояния центральной нервной системы спортсменов, разработки клинико-диагностических и реабилитационных комплексов, комплексные исследования спортсменов по физиологическим, иммунологическим, биохимическим и морфо-биомеханическим показателям и многие другие. Результаты исследований внедряются в учебный процесс. Мы стремимся вовлечь студентов в научную деятельность, стимулируем создание студенческих научных обществ. Только в прошедшем учебном году наши студенты приняли участие в нескольких международных и всероссийских научно-практических конференциях. Результаты исследований, которые проводятся в УралГУФК, ориентированы на практическое воплощение, поэтому, как и выпускники университета, они востребованы отраслью физической культуры и спорта России. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|