Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Уральский вклад в развитие российского спорта

В условиях развития физической культуры и спорта в России все больше становятся востребованными выпускники Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Вуз не только готовит специалистов для спорта, но и проводит научные исследования в собственном НИИ.

Просмотров: 1691
КУЛИКОВ Леонид Михайлович – ректор УралГУФК

В условиях интенсивного развития физической культуры и спорта в России все больше становятся востребованными выпускники Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Однако вуз не только готовит специалистов для спорта, но и проводит для отрасли серьезные научные исследования в собственном НИИ.

Показатель успешности

В первую очередь, выпускники УралГУФК – это тренеры и преподаватели самых разных учебных заведений. Ежегодно единственный на Урале спортивный вуз выпускает около 1000 бакалавров, специалистов и магистров по 40 видам спорта и направлениям лечебно-оздоровительной работы. Последние инновации касаются открытия в вузе направлений по физической реабилитации и нетрадиционным методам оздоровления, спортивным танцам на паркете, бильярду и физической культуре Востока. Также, благодаря университету, спортивная отрасль с относительно недавнего времени стала пополняться специалистами в области юриспруденции, экономики, менеджмента, психологии, связей с общественностью, адаптивной физической культуры.

Так, УралГУФК стал мощной базой для обеспечения отрасли кадрами различной направленности. При этом в числе больших плюсов и то, что в спортивную индустрию страны начали приходить специалисты не «со стороны», а получившие высшее профессиональное образование в профильном вузе и имеющие, благодаря этому, самые полные представления о ее особенностях.

На протяжении последних лет университет не только входит в тройку лучших спортивных вузов России, но и занимает лидирующее положение среди профильных высших учебных заведений страны. Имена его выпускников на слуху, так как многие из них стали выдающимися спортсменами. Ни одно состязание самого крупного масштаба – как в советской, так и российской истории – не обходилось без участия воспитанников УралГУФК. В их числе хоккеисты Сергей Мыльников и Сергей Макаров, лидер конькобежного спорта Татьяна Сидорова, дзюдоист Григорий Веричев, марафонец Леонид Мосеев, пловец Альберт Бакаев и многие другие выдающиеся спортсмены, обязанные своему образованию челябинскому «спортивному» вузу.

И среди современных звезд мирового спорта немало выпускников университета: биатлонистка Светлана Ишмуратова, дзюдоист Виталий Макаров, хоккеисты Дмитрий Калинин, Евгений Малкин и Александр Селин, волейболистка Екатерина Гамова, а также девушки из ватерпольной команды «Уралочка». Перечислять известных спортсменов, чьи имена связаны не только с громкими победами российского спорта, но и с вузом, можно очень долго.

Ясно одно – УралГУФК с годами не теряет своих позиций и приумножает традиции, заложенные еще в 1970 году, когда вуз появился в Челябинске как филиал Омского государственного института физической культуры. Спустя уже пять лет университет не просто стал самостоятельным, но и заявил о себе, как учебное заведение с большим потенциалом по подготовке специалистов в области спорта. Сегодня более 150 студентов вуза состоят в сборных национальных командах России. Это ли не показатель успешности университета?!

Разумеется, из первого попавшегося молодого человека воспитать выдающегося спортсмена не получится. Но те, кто смог пройти «сито», успешно сдав экзамены при поступлении в УралГУФК, имеют все шансы сделать себе завидную карьеру в спортивной индустрии. Секрет воспитания спортсменов-профессионалов кроется не только в современных подходах к образовательному процессу. Как и подобает в спорте, студентов в УралГУФК с первого курса настраивают на победу – и прежде всего, в учебе.

Вуз объединил в своем составе несколько структурных подразделений: Челябинский колледж физической культуры, Челябинский центр Уральского отделения Российской академии образования и Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурных кадров. Крупный научно-образовательный комплекс, которым ныне является Уральский государственный университет физической культуры, обеспечивает процесс обучения от довузовской подготовки до повышения квалификации дипломированных специалистов. Сегодня выпускники университета работают в физкультурно-спортивных организациях, образовательных учреждениях и прочих предприятиях не только Уральского федерального округа, но и Прикамья, Казахстана, Башкортостана, Татарстана и других регионов России и стран СНГ.

От учебы к науке

УралГУФК известен не только благодаря своим выпускникам, ставшим именитыми спортсменами и тренерами. Он располагает одним из лучших в стране научно-исследовательских институтов по проблемам физической культуры и спорта, разработки которого широко используются в спортивной индустрии России. В лабораториях биомеханики, биохимии, функциональной и нейрофункциональной диагностики НИИ олимпийского спорта УралГУФК ведется исследовательская работа по сбору результатов педагогических и медико-биологических тестов при подготовке спортсмена, созданию для него индивидуальной базы данных, прогнозированию уровня подготовленности и результативности спортсменов, контролю над состоянием их здоровья, а также формированию условий для эффективного управления их действиями.

Результаты исследований во многом зависят не только от высокого профессионального уровня исследователей, но и от оборудования, используемого для получения исходных данных. В этом отношении НИИ олимпийских видов спорта могут позавидовать многие аналогичные институты.

Например, в лаборатории функциональной диагностики, которая занимается комплексным изучением основных параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем у спортсменов, применяются многофункциональная система кардиомониторинга «Кентавр» и диагностический комплекс «Spirolit II», использующийся для оценки состояния уровня тренированности и определения продолжительности отдыха человека.

Гордостью лаборатории биохимических исследований является тренажерно-измерительный комплекс, разработанный учеными УралГУФК. Он имеет широкое применение в различных видах спортивных единоборств, в частности, для постановки и измерений параметров удара, броска по спортивному снаряду, а также толчковых движений. Также в лаборатории создан специальный компьютерный видеокомплекс, при помощи которого вычисляются время реакции, импульс силы удара, работоспособность и выносливость спортсмена, точность попадания в определенную точку и траектория полета, например, шайбы. При обследовании при помощи видеокомплекса выявляются отклонения в технике спортсмена, что позволяет вводить корректировки в процесс тренировки.

На базе этих лабораторий регулярно обследуются участники как профессиональных, так и юношеских команд, в том числе, по гандболу, хоккею, плаванию, конькобежному спорту, лыжным гонкам.

А вот в лаборатории нейрофункциональной диагностики УралГУФК, тоже оснащенной современным специальным оборудованием, можно увидеть не только профессиональных спортсменов, но и людей, просто занимающихся физкультурой. В свою очередь, в лаборатории нейрофизиологии с момента ее организации ведется масштабная научно-исследовательская работа в продолжение фундаментального научного направления «Адаптация организма человека к воздействию экстремальных факторов внешней среды».

Богатая база университета позволила открыть Челябинский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования, ведущий научную деятельность по семи основным теоретическим направлениям.

Задачи высокой важности

Безусловно, в научно-исследовательской деятельности УралГУФК принимают участие и сами студенты. Как правило, именно они представляют университет на различных конференциях, конкурсах и олимпиадах городского, регионального и окружного уровней. Руководство вуза поддерживает мотивацию студентов к научно-исследовательской деятельности и вообще к овладению знаниями, создавая им самые благоприятные условия как для учебы, так и для досуга.

Например, первокурсников с первых дней обучения стараются максимально быстро адаптировать к университету и включить в активную студенческую жизнь. Недавно для будущих спортивных специалистов был торжественно открыт новый корпус общежития на 535 мест, получивший необывательское название Дом студента. Для организации досуга молодежи в УралГУФК существуют самые разные творческие коллективы, начиная от традиционного вокального ансамбля и заканчивая студией спортивного танца.

Но главное, на что настраивают студентов в «спортивном» университете, – это, разумеется, учеба. Полтора десятка лучших студентов УралГУФК в рамках слета отличников учебы спортивных вузов России ежегодно отдыхают на курортах Кипра и Турции. Так что стимул учиться и вести здоровый образ жизни в Уральском государственном университете физической культуры существенный. А, учитывая специализацию вуза, спортивно-оздоровительная работа здесь является одной из самых приоритетных. Поскольку спортивная отрасль ассоциируется со здоровьем, то и спортсмен в понимании обывателя олицетворяет собой не только стремление к самосовершенствованию, но и здоровый образ жизни для достижения наивысших результатов. Поэтому он должен являть собой пример тем, кто еще лишь собирается приобщиться к спорту.

Успехи современных российских спортсменов ныне связываются с поднятием престижа России на мировом уровне, поэтому на них возлагаются большие надежды не только со стороны болельщиков, но и со стороны государства. А для этого страна создает для спортсменов необходимые условия в рамках совершенствующейся спортивной отрасли. Она, в свою очередь, должна владеть последними научными разработками и быть укомплектована профессионалами. Уральский государственный университет физической культуры вносит существенный вклад в выполнение этой, без преувеличения, общегосударственной задачи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: спортивное образование, УралГУФК, челябинская область, профиль, ао-31

Похожие материалы:
УралГУФК – здесь учат быть здоровыми и успешными!
Златоустовский индустриальный колледж: инновации – в дело
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Взаимодействие с работодателем как показатель качества
Опора – на инновационные учреждения
Перспективы спортивного образования
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Синтез духовности и образования
Троицкий авиационный технический колледж: кадры для авиации
СМК как основа перемен

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Как учить поколение Z
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#106Востребованных выпускников вузы готовят совместно с работодателями
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний