Процессы модернизации в Ростовском государственном экономическом университетеРостовский государственный экономический университет с успехом ведет работу по модернизации образования и ставит задачу занять лидирующие позиции в подготовке специалистов экономического профиля в масштабах страны. Просмотров: 2166
В процессе совершенствования мы находимся постоянно
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) с успехом ведет работу по модернизации образования и ставит задачу занять лидирующие позиции в подготовке специалистов экономического профиля в масштабе всей страны. Как этого добиться, что самое важное при внедрении СМК, как идет подготовка к обучению по новым государственным стандартам – вот основные вопросы, которым посвящает свое интервью первый проректор-проректор по учебной работе вуза Адам АЛЬБЕКОВ. – Уважаемый Адам Умарович! Нет сомнения, что для проректора вашего профиля вопросы повышения качества образования – самые главные. Поскольку СМК вашего университета уже сертифицирована по стандарту ИСО 9001:2000, объясните, что самое важное при разработке СМК, и каков главный результат действия этой системы? – Наш вуз был первым в Ростовской области, вторым в Южном федеральном округе и пятнадцатым среди вузов России, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9001-2001. Но, несмотря на трудности в разработке документации, связанные с отсутствием опыта и примеров, самым трудным оказалось внедрение системы. Нужно было преодолеть стереотипы, сложившиеся у преподавателей и сотрудников, которые считали, что это приведет лишь к увеличению числа документов, и созданию еще одной неэффективной структуры, то есть станет пустой тратой времени и средств. Однако, как показала практика, и это признали практически все ранее сомневавшиеся, система управления качеством дала свои результаты. Сейчас факультеты и кафедры работают не просто по плану, а на удовлетворение требований потребителей всех уровней (государство, работодатели, студенты, их родители). С 2001 года мы проводим анкетирование обучающихся и сотрудников, внутренние самоанализ и аудиты. Внутренний самоанализ проходит по принципу бенчмаркинга, то есть выявляются наиболее успешные подразделения и наилучший опыт. Результаты анкетирования и аудитов используются для мотивации сотрудников на более качественную работу, учитываются при избрании на должность по конкурсу, заключении контракта. Преподаватели и сотрудники участвуют в подготовке, принятии и реализации управленческих решений по улучшению деятельности вуза посредством участия в заседаниях кафедр, ученых советов факультетов, совещаниях в подразделениях. Мероприятия, организованные в рамках требований СМК, повысили ответственность практически всех сотрудников, а также обеспечили порядок в учете и повысили эффективность контроля за выполнением порученной работы. Это позволяет университету не только оставаться на завоеванных позициях, но и улучшать их. Президент и правительство РФ поставили задачу улучшить качество жизни россиян. В рамках этой задачи мы приступили к разработке и внедрению интегрированных систем, которые включают системы: менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента охраны труда, здоровья персонала и социальной защищенности. Уже можно говорить о результатах. Думаю, не стоит оценивать наши достижения как главный результат действия системы управления качеством, так как совершенству нет предела. А мы постоянно находимся в процессе совершенствования. – В статье «Торжество нового мышления», опубликованной в нашем журнале в апреле 2008 года (№ 22), вы сказали, что основной стратегической целью в области качества являются лидирующие позиции в качественной подготовке специалистов среди ведущих экономических вузов России. Каким путем университет приближается к этой цели? – Мы создаем более гибкую и современную систему образования. С 2005 года в университете лицензированы следующие направления бакалавриата: «Статистика», «Менеджмент», «Журналистика», «Экономика», «Коммерция», «Прикладная информатика». С 1994 года ведётся подготовка магистров по направлению «Менеджмент», с 2007-го – по направлениям «Юриспруденция», с 2008-го – «Экономика», 2009-го – «Коммерция». Сейчас все усилия коллектива направлены на лицензирование новых для вуза направлений бакалавриата и магистратуры. Издаются учебники с грифом УМО для бакалавриата. Выпускающие кафедры активно участвуют в разработке образовательных стандартов и примерных учебных планов третьего поколения. Создан научно-образовательный комплекс «Развитие системы непрерывного образования по финансовой грамотности: специализированный Интернет-портал и комплект мультиформатных учебников, учебных пособий, монографий, методических разработок» для общеобразовательных учреждений, ссузов, вузов и системы непрерывного образования. Он был представлен на соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования. Университет заключил договоры о стратегическом партнерстве с Администрацией Ростовской области, Торгово-промышленной палатой, Союзом промышленников и работодателей, крупными представителями бизнес-сообщества Юга России. Из 930 выпускников 2009 года не трудоустроено по различным причинам всего 7 человек. В вузе осуществляется переподготовка кадров по президентской и губернаторской программам. На его базе создан Центр переподготовки и повышения квалификации по программе «Противодействие коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». – Расскажите подробнее об одной из этих программ, например, губернаторской. – Эта программа разработана по инициативе Министерства экономики, торговли и внешнеэкономических отношений Администрации Ростовской области в 2004 году. Она нацелена на поддержку малого и среднего бизнеса, подготовку нового поколения профессиональных кадров для этой сферы и, как следствие, повышение эффективности работы региональных предпринимательских структур. Мы участвовали в составлении данной программы и уже седьмой год занимаемся ее реализацией – ведем профессиональную переподготовку специалистов по экономике и управлению на предприятии. В ходе обучения используем самые современные методы: мультимедийные лекции, видеотренинги, деловые игры, компьютерные программы, разбор конкретных ситуаций, консультирование в ходе занятий и т. д. К проведению мастер-классов и практических семинаров привлекаем успешных предпринимателей и менеджеров малых и средних предприятий. Для переподготовки руководителей бизнес-структур мы выбрали формат 504-часовой профессиональной переподготовки, включающей такие вопросы как внешнеэкономическая деятельность, делегирование полномочий, управление изменениями, нематериальная мотивация, коучинг, прямые продажи, формы государственной поддержки малых и средних предприятий. Это решение было положительно воспринято слушателями, что соответствующим образом отразилось на рейтинговой оценке преподавателей и проекта в целом. Для предпринимателей-шахтеров университет организовал обучение на их территориях: два раза – в Гуково, два – в Шахтах, один раз – в Новошахтинске. Благодаря этому руководители и специалисты малых предприятий городов Гуково, Новошахтинска, Красного Сулина, Зверево, КаменскШахтинского, Донецка, Шахт и Белой Калитвы получили необходимые для развития бизнеса знания с минимальным отрывом от работы. Всего за шесть лет обучено 588 слушателей. Выпускники губернаторской программы предложили более 200 бизнес-проектов, отличающихся тщательной проработкой предлагаемых идей, быстрой окупаемостью, высокой эффективностью, социальной значимостью. Две трети разработок, представленных в выпускных работах, связаны со стратегией расширения своего бизнеса, внедрением, инновационных технологий управления, что позволяет создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет. Создана ассоциация выпускников губернаторской программы, участвующая в подготовке различных программ и нормативных актов в сфере малого предпринимательства. Для оперативного доступа к информации, установления прямых контактов создан сайт www.rogp.ru – Началась ли в вашем вузе подготовка к освоению ГОС нового поколения? – Да, началась. В университете разрабатывается внутривузовская нормативно-правовая и организационно-методическая база для реализации федеральных государственных стандартов ВПО. Преподаватели изучают и проекты, и уже утверждённые Министерством образования и науки РФ стандарты, размещённые на его официальном сайте. Составлен план повышения квалификации. С января 2010 года начата работа по оснащению учебного процесса необходимой литературой и современными программными продуктами, соответствующими требованиям новых стандартов. С этого же времени организован мониторинг работы факультетов по освоению ФГОС ВПО нового поколения. Для перехода на уровневую систему ВПО разработан комплексный план мероприятий и создано информационное сопровождение – специальная страница на официальном сайте вуза. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|