Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость

КубГУ – единственный на Кубани классический университет, для него важно сохранить существующий спектр зарекомендовавших себя специальностей и направлений подготовки, а также вводить новые направления, которые востребованы на рынке труда сегодня или будут востребованы завтра.

Просмотров: 2035
АСТАПОВ Михаил Борисович – ректор Кубанского государственного университета

Михаила Астапова можно смело отнести к когорте молодых российских ректоров. Надо сказать, в свои 48 лет он принял довольно большое «хозяйство» – КубГУ, который в этом году отмечает свое 90-летие, – вуз крепких научных и педагогических традиций. На Кубани нет ни одной отрасли, ни одного предприятия, где бы не работали его выпускники. Однако и задачи перед новым ректором были поставлены большие – не просто оставаться на позициях крупнейшего классического вуза Южного региона, а войти в ряд ведущих университетов России. А это был 2008-й год – начало кризиса… Прошло всего два года, но родной КубГУ не узнать, говорят и студенты, и преподаватели. Согласитесь – такое признание дорогого стоит! Редакции представилась возможность задать несколько вопросов и самому ректору…

«Безвыходных ситуаций не бывает!»

– Михаил Борисович, ваше кредо жизни – «Безвыходных ситуаций не бывает!» – очень оптимистично по сути. Став в 2008 году ректором крупнейшего на Кубани вуза, не поменяли ли вы своего жизненного девиза? Даже несмотря на финансовый, а теперь и демографический кризисы?

– Я считаю, что кредо изменению не подлежит, независимо от трудностей, которые переживает человек. Та ситуация, которая сложилась, – это вызов, испытание. От того, насколько руководством вуза сейчас будут приняты верные решения, зависит не только настоящее, но и будущее. Мы в вузе серьезно обсуждали сложившуюся демографическую ситуацию и последствия экономического кризиса и пришли к выводу, что потенциал вуза позволяет решить возникающие проблемы, если правильно и грамотно организовать работу.

В КубГУ был принят целый комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий кризиса. Прежде всего, это работа со студентами и абитуриентами. Мы организовали многоуровневую профориентационную работу, в которой принимают участие все, начиная от ректора вуза и заканчивая преподавателями и сотрудниками. В течение всего года руководство университета в полном составе посещает муниципальные образования и выступает перед выпускниками школ Краснодарского края. Факультеты, кафедры проводят эту работу на уровне общеобразовательных школ города и даже классов. Таким образом, вуз работает и «по массивам», и точечно – с конкретным классом, учителем, школьником. В итоге, несмотря на демографический кризис, в прошлом году мы не испытывали дефицита абитуриентов, и даже наоборот: по результатам анализа, который проводился газетой «Труд» летом прошлого года, Кубанский госуниверситет занял шестое место в России по количеству поданных заявлений.

Помимо отлаженной профориентационной работы с абитуриентами, стараемся в условиях кризиса бережно относиться к студентам. Еще до того, как Президент РФ обратился с предложением «заморозить» стоимость оплаты за обучение, в КубГУ уже было принято решение снизить размер оплаты. Затем, как и другие вузы, мы зафиксировали ее на все пять лет обучения студента. Не хочу скрывать, для нас это было непростое решение, ведь через 4-5 лет с учетом инфляции, которая ежегодно «съедает» около 8-10%, можем оказаться в сложной ситуации. Но это день завтрашний, а сегодня я считаю эти меры эффективными. И тот факт, что на фоне 12-процентного снижения количества студентов-договорников в среднем в российских вузах, (такая информация была озвучена на одной из последних коллегий Рособразования), в Кубанском государственном университете, напротив, произошел 60-процентный рост в сравнении с предшествующим годом, является безусловным свидетельством – наша профориентационная работа и гибкий подход к определению размера оплаты за обучение дали свои результаты.

От идеи до производства

– То, что Кубанский госуниверситет по количеству заявлений о поступлении в прошлом году стал шестым по стране, говорит еще и о том, что абитуриенту предлагается достаточно широкий выбор направлений подготовки. Каков спектр специальностей, в том числе новых, «заточенных» под высокотехнологичные отрасли?

– КубГУ – единственный на Кубани классический университет, и нам важно, с одной стороны, сохранить существующий спектр зарекомендовавших себя специальностей и направлений подготовки, и вместе с тем вводить те новые направления, которые востребованы на рынке труда сегодня, или, еще лучше, они будут востребованы завтра. Мы стараемся просчитать запросы рынка, чтобы через 5-7 лет наш выпускник был нужен и занял свое место на предприятии, фирме, в организации, поэтому мы достаточно тесно работаем с работодателями. В последнее время в университете появились такие актуальные направления как нанотехнология, бизнес-информатика, инноватика, защита окружающей среды.

– Одна из новых специальностей «Нанотехнология» открыта, что называется, не на пустом месте: университет давно ведет серьезные научные исследования в этой сфере, не так ли?

– Да, более того, на основе этих изобретений разработаны и, что важно, изготовлены и внедрены электромембранные модули, позволяющие эффективно очищать воду и другие жидкости. Эти модули уже сегодня установлены на предприятиях в Санкт-Петербурге, Москве и даже в Латвии.

Еще одно направление развития нанотехнологий, разрабатываемое учеными КубГУ, – создание лазерных кристаллов. Это новые методики и уникальные материалы, которые могут стать основой для развития высокотехнологичного сектора экономики Краснодарского края. И в этом направлении мы не остановились на изобретении: созданные в вузе кристаллы регулярно закупаются компаниями США, Японии, Германии, Литвы и других стран мира.

Исследования такого уровня, естественно, требовали современного технического оснащения, и в конце 2008 года в КубГУ был открыт уникальный Центр нанотехнологий с новейшим дорогостоящим оборудованием. Сегодня его значение уже вышло за рамки вуза: он работает как центр коллективного пользования, выполняя заказы от других вузов Кубани.
Миллион – за интеллект

Сегодня в КубГУ обучается около 26 тысяч студентов, работает почти полторы тысячи преподавателей (в их числе есть и академики). Университет – самый большой вуз Краснодарского края и второй – Юга России. Научный комплекс КубГУ – крупнейший в крае.

– По экспертным оценкам, лишь примерно 13% вузовских преподавателей в России ведут исследовательскую деятельность, «вырабатывая» новые научные знания. В вашем университете введены дополнительные стимулы для мотивации преподавателей, какой эффект эти меры уже дали?

– Если говорить о наиболее эффективных ученых, то на самом деле их даже не 13, а 2-3%. Исходя из этого, в вузе было разработано Положение о стимулировании научно-исследовательской деятельности ученых КубГУ. В соответствии с этим документом, уже два года в вузе определяются 100 лучших ученых, которые получают премии согласно своему месту в рейтинге – до 100 000 рублей и больше. Таким образом, мы даем сигнал всем остальным, что эта работа важна, и она ценится. Первый конкурс мы провели в 2009 году, в нем принимало участие 312 человек. В конкурсе этого года количество участников уже приблизилось к отметке 500, а это уже треть от общего числа преподавателей КубГУ. С учетом того, что конкурс будет ежегодным, мы рассчитываем на появление новых имен, тех, кто занимается наукой, исследовательской работой и инновациями.

Помимо этого, мы выделили еще одну группу ученых, которые активно занимаются хоздоговорной деятельностью. Те, кто в результате своей работы приносит вузу 1 миллион в год и более, получает премию в размере 1% от заработанной для университета суммы. В прошлом году в этом списке «миллионеров» оказался 21 ученый. Лидером стал заведующий кафедрой аналитической химии профессор З.А. Темердашев, принесший университету за год 74,3 млн рублей. В качестве премии он получил от вуза 743 тысячи рублей. Эту работу по определению, поддержке и премированию лучших и наиболее эффективных ученых мы считаем исключительно важной и будем ее продолжать, несмотря на финансовые и иные сложности.

– Придал ли дополнительный импульс коммерциализации научного продукта известный ФЗ-№217? Каковы планы вуза в этом направлении?

– Мы не стоим на месте и не ждем, когда будут устранены все препоны на пути нового закона. На сегодняшний день два малых предприятия КубГУ уже зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью: «Оптические и лазерные системы» и «Южная инновационная компания». Вообще, Кубанский госуниверситет обладает мощнейшим научным потенциалом, который необходимо реализовывать: у нас 77 объектов интеллектуальной собственности, с 90-х годов успешно работают 11 малых предприятий.

Следующий этап – создание в КубГУ бизнес-инкубатора общей площадью 1300 квадратных метров, задачей которого является поддержка субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности.

Опыт наших частных предприятий, наших лабораторий, выполняющих заказы по хоздоговорам, подтверждает востребованность наших научных исследований бизнес-структурами. Но она, на мой взгляд, не идет ни в какое сравнение с тем научным и инновационным потенциалом, который накоплен в КубГУ. Именно поэтому мы очень рассчитываем на реализацию идеи бизнес-инкубатора.

Когда работодатель – на стороне вуза

– Острейший для высшей школы вопрос – организация практик для студентов. Однако, КубГУ смог решить эту проблему. Как вам удалось «перетянуть» работодателей в этом вопросе на свою сторону?

– Я считаю, что проблем с качеством образования будет тем меньше, чем раньше работодатель и вуз начнут взаимодействовать. Поэтому связь с работодателями – одно из важнейших направлений нашей деятельности. Работодатель ведь настроен совершенно прагматично, ему нужны не высокие идеи, а профессионализм. Взять, например, будущих управленцев. На сегодняшний день в вузах нашего края готовится более 5000 управленцев, а рабочих мест гораздо меньше. Поэтому будут востребованы те, кто сможет доказать свои крепкие знания и профессионализм. Однако многие выпускники вузов даже не имеют возможности продемонстрировать свой потенциал. Чтобы работать в органах местного самоуправления, по действующему законодательству необходимо иметь стаж работы 3 года. С 2009 года Законодательное Собрание Краснодарского края выступило с инициативой принимать на практику студентов из трех вузов Кубани, в том числе КубГУ. За это время студенты знакомятся с работой разных комитетов и управлений ЗСК. Если студент проявил себя достойно, он имеет возможность проходить эту практику каждый год в течение трех лет, а затем он получает сертификат, благодаря которому требование по стажу на него не распространяется.

Другой пример – наш выпускник Сергей Галицкий, глава известной в России сети магазинов «Магнит». В этой корпорации работают более 88 тысяч человек по всей России. Там требуются хорошие программисты, математики-прикладники, и по краю наши выпускники почти полностью закрывают эту потребность. Вообще, мы стараемся использовать потенциал наших бывших студентов, в том числе и в преподавании, руководством практикой. Сейчас мы занимаемся и созданием Фонда целевого капитала, и понятно, что первые, кто примут участие в этом деле – наши выпускники.

Экспорт образования: новые векторы

–Университет имеет давние и крепкие традиции в области международного сотрудничества. Не так давно к вам приезжали и китайские коллеги, причем инициатива о сотрудничестве шла с их стороны...

– Должен сказать, обширные зарубежные связи – одно из главных отличий Кубанского государственного университета. КубГУ успешно сотрудничает с более чем 40 вузами Европы, Азии и Америки. Преподаватели и студенты участвует в реализации проектов, финансируемых международными организациями и программами Tacis, Tempus, Intas, DAAD. За годы участия в грантовой деятельности КубГУ получил поддержку в размере более 1,5 миллионов долларов.

Парк уникального зарубежного и отечественного оборудования и разработка собственных методик позволяют аналитическим лабораториям КубГУ обеспечивать глубокий и всесторонний контроль параметров как окружающей среды, так и материалов, сельхозпродуктов и товаров, производимых в крае и ввозимых в регион.

В КубГУ ежегодно обучаются более 350 иностранных учащихся из стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Новой Зеландии. В свою очередь, только за последние годы более 400 студентов и 150 преподавателей выезжали в зарубежные образовательные и исследовательские учреждения на стажировку, обучение и практику. Особенно значимой представляется реализация договора о двойном дипломе с Университетом прикладных технических и экономических наук города Берлина, который был подписан осенью 2004 года. Этот проект, в рамках набирающего силу Болонского процесса, представляет собой интересное дополнительное предложение для студентов обоих вузов-партнеров, появившееся благодаря взаимному признанию итогов учебной успеваемости. Причем, заинтересованность в получении двойного диплома есть не только у наших, но и у германских студентов.

Что привлекает наших партнеров? Я думаю, не только географическое положение Кубани. Мы всегда открыты для международных связей. Большую роль играет и то, что мы постоянно участвуем в международных выставках, конкурсах, конференциях, таких как Всемирный салон изобретений «Брюссель-Эврика», Международный салон изобретений «Конкурс Лепин» в Париже, Международный Салон изобретений и новой техники в Женеве… Разработки ученых КубГУ вызывают большой интерес за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные награды, присуждаемые авторитетными экспертными комиссиями.

– Программу «двойных дипломов» вы уже реализуете, иностранных студентов учите, известных профессоров читать в университете лекции приглашаете… Какие еще планы по развитию международного сотрудничества, если не секрет, намерены реализовать?

– Вектор международных отношений меняется: если раньше студенты из-за рубежа приезжали к нам на 5-6 лет, то сейчас все больше востребованы краткосрочные курсы. Наши партнеры все чаще интересуются обучением в течение семестра или даже двух-трех месяцев. Чтобы предоставить им такую возможность, мы составили список курсов, которые могут читать в КубГУ на иностранных языках. И их оказалось более трехсот! Уже со следующего учебного года мы планируем организовать их чтение в вузе, будем приглашать зарубежных студентов еще активнее.

«Нельзя в космос летать в лаптях…»

– Сами студенты говорят – вуз преобразился – общежития, ряд учебных корпусов, научную библиотеку, актовый зал, стадион просто не узнать!

– Мы уделяем особое внимание социальной инфраструктуре, в основе которой несколько объектов, влияющих на здоровье: спортивная база, санаторийпрофилакторий, комбинат общественного питания. Сегодня можно смело сказать, что социальная инфраструктура в КубГУ так же важна, как и учеба, и научная деятельность, и творчество. Это был один из принципов моей предвыборной программы – «О гармоничном развитии вуза». Я тогда употребил тезис, что нельзя в космос летать в лаптях: говорить о высокой науке, имея отсталую социальную инфраструктуру. В течение этих двух лет на территории КубГУ появился современный стадион с беговыми легкоатлетическими дорожками, искусственным футбольным полем, гимнастическим городком и – что очень важно – мощным освещением, позволяющим заниматься до позднего вечера в любое время года. Более того, мы восстановили занятия по физической культуре в течение четырех лет обучения – ранее из-за слабой базы они проводились в течение трех лет. И желание оказаться на стадионе появляется даже у тех, кто никогда не дружил с физкультурой. Следствием этого «физкультурного бума» стали и высокие качественные результаты: наши студенты стали чемпионами России по футболу среди студенческих команд и сейчас собираются на Чемпионат Европы, который пройдет в июле в Варшаве.

Все эти объекты исключительно важны с точки зрения развития гармоничной личности. Мы стремимся к тому, чтобы у нас был умный, хорошо подготовленный и здоровый выпускник. Всем известно, насколько сейчас злободневна проблема курения. Самое простое – действовать методом запретов, но если при этом не создать условий для альтернативных занятий, то все бесполезно. Альтернатива нездоровому образу жизни – это спорт, это наука, это общественно полезная деятельность, это занятия в 30 творческих студиях нашего Молодежного культурно-досугового центра. Наша задача – предоставить студентам спектр возможностей прямо в студенческом городке, и мы будем действовать так и впредь!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
О проблемах подготовки педагогических кадров
Система высшего образования республики Казахстан
Социально-профессиональный портрет педагога
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Поддержка научной и инновационной деятельности
Аккредитация: доверять или проверять?
Воспитательная работа в Заокском христианском гуманитарно-экономическом институте
Кубанский государственный университет: наука побеждать
Наука – главная стратегия развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ