Ресурсные центры как элемент развития Омской областиОдним из главных препятствий в реализации правительственного плана может стать отсутствие в образовательных учреждениях оборудования для проведения опытов, без которых инновационный процесс почти невозможен. Вузы сегодня не являются центрами научно-технических исследований и не обладают достаточной материальной базой, что сказывается на уровне подготовки выпускников. Просмотров: 1843
Технологически прорыв? Прорвемся!
Недавно Правительство Омской области официально объявило о плане действий по социально-экономическому развитию региона на 2011 год. В его рамках предполагается создать в регионе не менее сотни инновационных компаний, 60 из которых – при вузах. Компании, в свою очередь, должны сформировать порядка 3,5 тыс. новых рабочих мест. Учитывая число вузов в Омске, задача поставлена, в принципе, несложная. Реализации плана поспособствует и строительство в регионе поликремниевого кластера. Конфликт интересовОдним из главных препятствий в реализации правительственного плана может стать отсутствие в образовательных учреждениях оборудования для проведения опытов, без которых инновационный процесс почти невозможен. К сожалению, сегодня вузы не являются центрами научно-технических исследований и не обладают достаточной материальной базой, что сказывается на качестве подготовки выпускников. В последнее время все чаще слышатся реплики руководителей промышленных предприятий о том, что они имеют современное оборудование, а доверить его некому, поскольку вузы готовят специалистов для работы на станках прошлых поколений. Лучом света в этом смысле можно назвать создание ресурсного центра для вузов и ссузов на базе ОАО «Высокие технологии» (ОАО «Омскагрегат»). В центре установлено современное японское оборудование, на котором студенты учатся работать. Однако этих мероприятий недостаточно для проведения прорывных исследований. Ведь оборудование для серийного производства, которым оснащен ресурсный центр, и оборудование для проведения опытов и экспериментов значительно отличаются. Изменить ситуацию в корне способно только государство, которое проводит различные конкурсы на предоставление грантов и субсидий для формирования инфраструктуры студенческих бизнес-инкубаторов. Надо сказать и о том, что в последнее время произошло значительное старение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В 90-е годы быть ученым в одночасье стало немодно и невыгодно, поэтому поколение, которое сегодня должно было бы активно создавать инновационные продукты, оказалось утраченным. Только недавно вновь начался подбор сотрудников кафедр вузов, и они будут делать важные научные открытия, но, скорее всего, лет через десять. Активная фаза работы нынешнего профессорско-преподавательского состава прошла пятнадцать-двадцать лет назад, поэтому сейчас они разрабатывают и модернизируют идеи, которые сформулировали тогда, а это не позволяет формировать базу для нового технологического прорыва. Нынешние ученые и изобретатели потратили значительную часть жизни на разработку своих технологий, поэтому сейчас они хотят получить все те выгоды, которые им положены за длительную работу и создание, без сомнений, гениальных и необходимых технологий. В случае с Омском это новые технологии горения, наработки в сфере солнечной и ветряной энергетики, новые типы сорбентов. Инвесторы же подсчитывают вложения, необходимые для организации производства новой продукции, и оценивают перспективы ее продажи. В результате, оказывается, что денег для реализации идеи требуется гораздо больше, чем потратил ученый за все время исследований. На этом этапе возникает конфликт между предпринимателями и учеными. И механизмов его разрешения, кроме как путем уступок с обеих сторон, пока не видится. Либо урегулированием займется государство, которое установит четкие правила взаимодействий между инвесторами и разработчиками. Таким образом, вмешательство государства, причем, на федеральном уровне, а также формирование единой региональной политики по привлечению молодых ученых, различных механизмов помощи им в проведении самостоятельных исследований и финансирование межвузовских исследовательских центров позволят отчасти решить проблемы инновационного развития экономики Омской области. Креатива нет!Вместе с тем остается в этом процессе еще одна сторона – предприниматели, выступающие инвесторами. Признаться, омским предпринимателям активно развиваться мешает низкая активность и недостаточная амбициозность. К сожалению, большинство из них лишено креативности. Молодежь видит проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, и не желает погрузиться в такие же тяготы. К сожалению, в общении со студентами не услышишь новых предпринимательских идей. Как правило, молодые люди собираются начинать бизнес в уже известных направлениях: открывая парикмахерские, салоны красоты, станции технического обслуживания и прочее. На вопрос о том, чем же их новые салоны красоты будут отличаться от уже существующих, чаще всего нет ответа, либо они банальны. А ведь суть предпринимательского мышления состоит в том, чтобы создать некую новую комбинацию имеющихся ресурсов и реализовать ее. То есть, имея дело с технологическими инновациями, предприниматели/инвесторы должны увидеть перспективность разработки, взять ее и реализовать. Разработчики, в свою очередь, часто боятся передать суть технологии предпринимателю, опасаясь, что тот обязательно присвоит ее и реализует сам. Но в Омске такая ситуация вряд ли возникнет. Омские предприниматели не сами формируют себе новые возможности и, как правило, не хватаются сразу за вновь открывающиеся перспективы (то есть, не являются «алчными капиталистами»), а ждут обоснования перспективности технологии от разработчиков. И только после того, как разработчик все объяснит и обоснует, начинают финансирование проекта. И здесь есть несколько «но». Во-первых, как разработчик должен обосновывать свою идею предпринимателю? Они говорят на разных языках: разработчик – на техническом, предприниматель – на экономическом. А во-вторых, пока разработчик пройдет этап обоснования, сама инновация уже может устареть. Ведь в условиях экономики знаний информация устаревает стремительно, поэтому решения необходимо принимать максимально быстро: не ждать обоснований, а формировать портфель из десяти проектов, финансировать их и управлять ими, не тратя драгоценное время на выбор одного, но верного проекта. Причем объем ресурсов при грамотном управлении проектами сравним. Вот только эффективному управлению проектами учат лишь в нескольких учебных заведениях города Омска. Таким образом, для решения проблемы необходима либо специальная посредническая структура между разработчиком и инвестором, либо наличие команды у разработчика, в которую будут входить экономисты, маркетологи и другие необходимые специалисты. И то, и другое по силам сделать вузам. В первом случае им необходимо объединиться для формирования центра коммерциализации технологий, который бы занимался централизованным поиском инвесторов, обучением предпринимателей инновационному менеджменту и управлением проектами. Во втором случае нужно формировать малые предприятия на базе межфакультетских команд по разработке того или иного изобретения. Для повышения предпринимательского потенциала можно проводить различные тренинги и вести работу по популяризации статуса предпринимателя. Для этого необходимо, как минимум, «не кошмарить бизнес», а как максимум – формировать предпринимательские навыки у молодежи, начиная от кружков экономики в школах до летних лагерей в институтах и университетах. Требуются вложенияВ заключение несколько слов хотелось бы сказать о финансовом потенциале Омской области. Инновации требуют значительных вложений – для проведения испытаний технологии, определения перспектив ее развития, защиты авторских прав и т.д. В финансовой системе Омской области таких средств нет. Финансирование большинства перспективных разработок наш регион предложил Российской венчурной компании и Роснано. Поэтому перспективы реализации омских инновационных проектов зависят от московских структур, а не от усилий местных предпринимателей или финансистов. Поэтому развитие института представительств Российской венчурной компании очень актуально для регионов. Без помощи Омской инвестиционной компании во взаимодействии с институтами развития – Внешэкономбанком, Роснано и другими – также сложно обойтись. Без предпринимательского подхода наш регион не сможет получить эти средства, так как разработчикам крайне сложно доказать, что их продукция будет пользоваться спросом, продемонстрировать технологии продаж, а затем, если что-то не получится, вовремя изменить стратегию и суметь достичь цели. Поэтому дальнейшее развитие Омской области в инновационной сфере можно связывать только с одновременным развитием локального предпринимательства. Для развития местного предпринимателя есть почти вся необходимая инфраструктура. Это и бизнес-инкубатор, который может оказать необходимые консультационные услуги начинающим предпринимателям, и студенческий бизнес-инкубатор на базе Омского государственного университета, организующий эффективное взаимодействие между научным миром, студентами и бизнесом. Активно работают в регионе и различные инвестиционные и финансовые консультанты. План действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию региона на 2011 год был разработан и принят на основе детального анализа итогов реализации прежней стратегии, рассчитанной на 2010 год. Кстати, инновационный план 2010 года по ряду позиций был даже перевыполнен, несмотря на такие же, первоначально завышенные ожидания. Можно предполагать, что и в 2011 году Омская область продолжит свое успешное развитие. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|