ОмГУПС: использование результатов интеллектуальной деятельностиЗа последние десять лет ОмГУПС удалось решить серьезнейший вопрос ресурсного обеспечения кадров. Так, проведена полная реконструкция и обновлена материальная база университета, что позволило значительно усилить фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов. Практическое использование результатов интеллектуальной деятельности – одна из основных задач ОмГУПС. Просмотров: 3206
Рожденный Транссибом
Будущее России во многом зависит от способности ее интеллектуального потенциала не только соответствовать времени, но и опережать его. Системный подход к повышению качества и международному признанию результатов интеллектуальной деятельности в области современного производства, наукоемких технологий, образовательных услуг и подготовки специалистов позволит нашей стране занять достойное место в мировом сообществе. Такова точка зрения ректора Омского государственного университета путей сообщения Александра ПАНЫЧЕВА, ответившего на вопросы нашего корреспондента. – Александр Юрьевич, история основания ОмГУПС напрямую связана со строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта. В минувшем году вуз отметил свое 110-летие. Какие основные итоги деятельности подвел коллектив университета в этот рубежный для себя год? – В течение всех этих лет вуз успешно справлялся со своей исторической миссией – обеспечением инженерными кадрами по основным железнодорожным специальностям крупнейшей железнодорожной магистральной сети – Западно-Сибирской железной дороги, а также прилегающих к ней Красноярской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. Сегодня университет располагает всеми условиями для подготовки инженеров, владеющих инновационными технологиями, имеющих практические производственные навыки и даже рабочие профессии. Причем мы стараемся не просто готовить, а воспитывать профессионалов, преданных своему железнодорожному делу. В ОмГУПС сложилась и укрепилась система целевой непрерывной подготовки и переподготовки кадров для ОАО «РЖД», промышленного транспорта, других отраслей региона. За последние десять лет вузу удалось решить серьезнейший вопрос ресурсного обеспечения подготовки кадров. Так, проведена полная реконструкция и обновлена материальная база университета, что позволило значительно усилить фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов, максимально приблизив ее к требованиям компании «Российские железные дороги». Созданы десятки новейших, оснащенных современным оборудованием лабораторий. Многие из них можно отнести к уникальным учебно-научно-производственным комплексам, где наряду с учебным процессом выполняются научные исследования, проектируются и создаются образцы новейшей железнодорожной техники. Практически все выпускающие кафедры по железнодорожным специальностям имеют свои филиалы на предприятиях дороги, здесь студенты получают знания в производственных условиях, работают над реальными дипломными проектами. На территории университетского комплекса создан и активно развивается уникальный учебный полигон действующей железнодорожной техники. Наличие мощной базы, каковой, по сути, является вся железнодорожная отрасль, – это огромное преимущество нашего университета на современном образовательном рынке. Омский государственный университет путей сообщения стал одним из первых вузов в России, самостоятельно разработавшим и внедрившим процессную модель системы менеджмента качества образования, соответствующую требованиям как базового стандарта ISO 9000, так и рекомендациям международной организации по стандартизации IWA2, а также стандартам и директивам гарантии качества высшего образования в европейском регионе (ENQA). В современных условиях качество образования, как известно, проверяется на рынке труда. Подготовка специалистов под заказ работодателя является историческим и очень ценным конкурентным преимуществом ОмГУПС. Университет сохранил традицию – трудоустраивать каждого своего выпускника. – Примером эффективности научной деятельности ОмГУПС может служить победа в открытом публичном конкурсе Минобрнауки России на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. Какую миссию в связи с этим взял на себя университет? – Благодаря этой победе университет совместно с ЗАО «Универсал-контактные сети» (Санкт-Петербург) приступит к практической реализации комплексного проекта по разработке и организации высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на новых скоростных линиях железных дорог. Стоит отметить, что в этом конкурсе вуз был представлен научной школой «Совершенствование устройств электроснабжения железных дорог для обеспечения высокоскоростного движения», которая приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта России признана ведущей по направлению «Инфраструктура. Электроснабжение». К слову замечу, этим же приказом в качестве лидирующих выделены и другие научные школы ОмГУПС: «Безопасность движения, надежность и ремонт подвижного состава», «Энергосбережение и энергоэффективность на железнодорожном транспорте». Радуют нас и молодые ученые университета. Например, в прошлом году они приняли участие в конкурсе молодежных инновационных проектов «Новое звено – 2010». По итогам конкурса второе место занял проект ОмГУПС «Применение искусственных нейронных сетей для многофакторного планирования потребления электроэнергии на нетяговые нужды ОАО «РЖД». – В России сейчас разворачивается движение по созданию малых инновационных предприятий (хозяйственных обществ) при вузах. Наверняка, ваш вуз не остался в стороне? – Научный потенциал ОмГУПС всегда отличался высоким уровнем. И главная задача на данный момент – заставить работать накопленный интеллектуальный капитал. Здесь значительным и своевременным подспорьем стал принятый закон 217-ФЗ, разрешающий образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для практического использования результатов интеллектуальной деятельности. В рамках этого закона в 2010 году в вузе созданы 7 таких малых инновационных предприятий в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью: это ООО «Системы комплексной энергоэффективности», «Завод инновационного оборудования», «Инновационный сервисный центр ОмГУПС», «АнтикорИнвест», «Инновационные технологии в электроснабжении», «Гибкие транспортные системы», «Омская энергетическая компания». – Важнейшим нематериальным активом высшего железнодорожного образования является особая корпоративная среда, которая прививает студентам чувство гордости за свою профессию, умение жить интересами коллектива, отрасли, страны. Какое внимание уделяется в университете воспитательной работе? – Современное студенчество – часть общества, его не обошли стороной негативные явления российской жизни. Поэтому организация воспитательной работы в ОмГУПС строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, пожеланий заказчика и имеет социально-адаптационную и профориентационную направленность. В ОмГУПС активно возрождается стройотрядовское движение, и, в результате, университет выиграл конкурс на участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи. Заявки на этот конкурс подали 400 студотрядов со всей страны, а победителями стали только 10. И студенческий отряд ОмГУПС «Искра» попал в эту десятку. А недавно наше университетское сообщество порадовал еще один успех: в декабре 2010 года состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса учебных заведений РФ на право стать центрами привлечения волонтеров для участия в организации и проведении Олимпийских игр 2014 года. В список награжденных заслуженно попал Омский государственный университет путей сообщения, который будет осуществлять подготовку 2000 волонтеров по профилю «Транспорт». – Омский государственный университет путей сообщения осуществляет всестороннюю подготовку специалистов с учетом международного опыта и развития европейского образования в рамках Болонского процесса. Расскажите о взаимодействии с зарубежными университетами. – Конечно, сегодня конкурентоспособность современного высшего образования во многом зависит от учета международного опыта в сфере подготовки кадров. ОмГУПС стремится поддерживать высокий уровень обучения, опираясь на опыт взаимодействия высших школ России и зарубежных стран в деле обучения и гармоничного воспитания молодежи. Изучение международного опыта организовано в вузе по целому ряду направлений. Это и экспорт образовательных услуг, и обучение студентов и аспирантов за рубежом, и участие в международных мероприятиях и проектах, и культурное сотрудничество. ОмГУПС установил связи с железнодорожными и техническими вузами Европы, США, Юго-Восточной Азии. Вуз является членом Ассоциации международных отделов технических университетов стран Центральной и Восточной Европы (AMO). Сегодня в нашем университете обучается около 600 студентов и аспирантов из зарубежных стран, действует информационный центр международного сотрудничества. А студенты ОмГУПС проходят практику, семестровое, годичное обучение, выполняют дипломные проекты в университетах Германии, Чехии, Италии. Выпускники Омского государственного университета путей сообщения получают вторые дипломы магистров вузов Швеции, Чехии, Италии. Реализуется университетом и программа двойных дипломов с вузами Казахстана. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|