Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОмГУПС: использование результатов интеллектуальной деятельности

За последние десять лет ОмГУПС удалось решить серьезнейший вопрос ресурсного обеспечения кадров. Так, проведена полная реконструкция и обновлена материальная база университета, что позволило значительно усилить фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов. Практическое использование результатов интеллектуальной деятельности – одна из основных задач ОмГУПС.

Просмотров: 3179

Рожденный Транссибом

ПАНЫЧЕВ Александр Юрьевич – ректор Омского государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Будущее России во многом зависит от способности ее интеллектуального потенциала не только соответствовать времени, но и опережать его. Системный подход к повышению качества и международному признанию результатов интеллектуальной деятельности в области современного производства, наукоемких технологий, образовательных услуг и подготовки специалистов позволит нашей стране занять достойное место в мировом сообществе. Такова точка зрения ректора Омского государственного университета путей сообщения Александра ПАНЫЧЕВА, ответившего на вопросы нашего корреспондента.

– Александр Юрьевич, история основания ОмГУПС напрямую связана со строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта. В минувшем году вуз отметил свое 110-летие. Какие основные итоги деятельности подвел коллектив университета в этот рубежный для себя год?

– В течение всех этих лет вуз успешно справлялся со своей исторической миссией – обеспечением инженерными кадрами по основным железнодорожным специальностям крупнейшей железнодорожной магистральной сети – Западно-Сибирской железной дороги, а также прилегающих к ней Красноярской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. Сегодня университет располагает всеми условиями для подготовки инженеров, владеющих инновационными технологиями, имеющих практические производственные навыки и даже рабочие профессии. Причем мы стараемся не просто готовить, а воспитывать профессионалов, преданных своему железнодорожному делу. В ОмГУПС сложилась и укрепилась система целевой непрерывной подготовки и переподготовки кадров для ОАО «РЖД», промышленного транспорта, других отраслей региона.

За последние десять лет вузу удалось решить серьезнейший вопрос ресурсного обеспечения подготовки кадров. Так, проведена полная реконструкция и обновлена материальная база университета, что позволило значительно усилить фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов, максимально приблизив ее к требованиям компании «Российские железные дороги». Созданы десятки новейших, оснащенных современным оборудованием лабораторий. Многие из них можно отнести к уникальным учебно-научно-производственным комплексам, где наряду с учебным процессом выполняются научные исследования, проектируются и создаются образцы новейшей железнодорожной техники. Практически все выпускающие кафедры по железнодорожным специальностям имеют свои филиалы на предприятиях дороги, здесь студенты получают знания в производственных условиях, работают над реальными дипломными проектами. На территории университетского комплекса создан и активно развивается уникальный учебный полигон действующей железнодорожной техники.

Наличие мощной базы, каковой, по сути, является вся железнодорожная отрасль, – это огромное преимущество нашего университета на современном образовательном рынке.

Омский государственный университет путей сообщения стал одним из первых вузов в России, самостоятельно разработавшим и внедрившим процессную модель системы менеджмента качества образования, соответствующую требованиям как базового стандарта ISO 9000, так и рекомендациям международной организации по стандартизации IWA2, а также стандартам и директивам гарантии качества высшего образования в европейском регионе (ENQA).

В современных условиях качество образования, как известно, проверяется на рынке труда. Подготовка специалистов под заказ работодателя является историческим и очень ценным конкурентным преимуществом ОмГУПС. Университет сохранил традицию – трудоустраивать каждого своего выпускника.

– Примером эффективности научной деятельности ОмГУПС может служить победа в открытом публичном конкурсе Минобрнауки России на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. Какую миссию в связи с этим взял на себя университет?

– Благодаря этой победе университет совместно с ЗАО «Универсал-контактные сети» (Санкт-Петербург) приступит к практической реализации комплексного проекта по разработке и организации высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на новых скоростных линиях железных дорог.

Стоит отметить, что в этом конкурсе вуз был представлен научной школой «Совершенствование устройств электроснабжения железных дорог для обеспечения высокоскоростного движения», которая приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта России признана ведущей по направлению «Инфраструктура. Электроснабжение». К слову замечу, этим же приказом в качестве лидирующих выделены и другие научные школы ОмГУПС: «Безопасность движения, надежность и ремонт подвижного состава», «Энергосбережение и энергоэффективность на железнодорожном транспорте».

Радуют нас и молодые ученые университета. Например, в прошлом году они приняли участие в конкурсе молодежных инновационных проектов «Новое звено – 2010». По итогам конкурса второе место занял проект ОмГУПС «Применение искусственных нейронных сетей для многофакторного планирования потребления электроэнергии на нетяговые нужды ОАО «РЖД».

– В России сейчас разворачивается движение по созданию малых инновационных предприятий (хозяйственных обществ) при вузах. Наверняка, ваш вуз не остался в стороне?

– Научный потенциал ОмГУПС всегда отличался высоким уровнем. И главная задача на данный момент – заставить работать накопленный интеллектуальный капитал. Здесь значительным и своевременным подспорьем стал принятый закон 217-ФЗ, разрешающий образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для практического использования результатов интеллектуальной деятельности. В рамках этого закона в 2010 году в вузе созданы 7 таких малых инновационных предприятий в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью: это ООО «Системы комплексной энергоэффективности», «Завод инновационного оборудования», «Инновационный сервисный центр ОмГУПС», «АнтикорИнвест», «Инновационные технологии в электроснабжении», «Гибкие транспортные системы», «Омская энергетическая компания».

– Важнейшим нематериальным активом высшего железнодорожного образования является особая корпоративная среда, которая прививает студентам чувство гордости за свою профессию, умение жить интересами коллектива, отрасли, страны. Какое внимание уделяется в университете воспитательной работе?

– Современное студенчество – часть общества, его не обошли стороной негативные явления российской жизни. Поэтому организация воспитательной работы в ОмГУПС строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, пожеланий заказчика и имеет социально-адаптационную и профориентационную направленность.

В ОмГУПС активно возрождается стройотрядовское движение, и, в результате, университет выиграл конкурс на участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи. Заявки на этот конкурс подали 400 студотрядов со всей страны, а победителями стали только 10. И студенческий отряд ОмГУПС «Искра» попал в эту десятку.

А недавно наше университетское сообщество порадовал еще один успех: в декабре 2010 года состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса учебных заведений РФ на право стать центрами привлечения волонтеров для участия в организации и проведении Олимпийских игр 2014 года. В список награжденных заслуженно попал Омский государственный университет путей сообщения, который будет осуществлять подготовку 2000 волонтеров по профилю «Транспорт».

– Омский государственный университет путей сообщения осуществляет всестороннюю подготовку специалистов с учетом международного опыта и развития европейского образования в рамках Болонского процесса. Расскажите о взаимодействии с зарубежными университетами.

– Конечно, сегодня конкурентоспособность современного высшего образования во многом зависит от учета международного опыта в сфере подготовки кадров. ОмГУПС стремится поддерживать высокий уровень обучения, опираясь на опыт взаимодействия высших школ России и зарубежных стран в деле обучения и гармоничного воспитания молодежи. Изучение международного опыта организовано в вузе по целому ряду направлений. Это и экспорт образовательных услуг, и обучение студентов и аспирантов за рубежом, и участие в международных мероприятиях и проектах, и культурное сотрудничество. ОмГУПС установил связи с железнодорожными и техническими вузами Европы, США, Юго-Восточной Азии. Вуз является членом Ассоциации международных отделов технических университетов стран Центральной и Восточной Европы (AMO).

Сегодня в нашем университете обучается около 600 студентов и аспирантов из зарубежных стран, действует информационный центр международного сотрудничества. А студенты ОмГУПС проходят практику, семестровое, годичное обучение, выполняют дипломные проекты в университетах Германии, Чехии, Италии. Выпускники Омского государственного университета путей сообщения получают вторые дипломы магистров вузов Швеции, Чехии, Италии.

Реализуется университетом и программа двойных дипломов с вузами Казахстана.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр панычев, омская область, ОмГУПС, alma mater, ао-45

Похожие материалы:
"Промышленные технологии" - инновации в бизнесе
ОГИС: траектория развития творческого вуза
ММА: гармонизация медицинского образования
ТГГПУ - будущее педагогического образования
ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры
Инновационная инфраструктура Омской области
Омская академия МВД России
Образование с учетом специфики Севера
Исследовательская миссия медицинского вуза
Ресурсные центры как элемент развития Омской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ