Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование на Ямале: влияние культурных традиций

Ямало-Ненецкий АО – поликультурный регион. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа, который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры.

Просмотров: 2868

Большое культурное пространство Ямала

В.В. ВИКУЛОВА, методист Ямальского многопрофильного колледжа, преподаватель высшей категории

Г.А. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе Ямальского многопрофильного колледжа

Ямало-Ненецкий автономный округ – поликультурный регион. На его территории проживают ненцы, кето, ханты, селькупы, веками создававшие свою культурную среду с уникальным северным колоритом. Однако под длительным влиянием представителей других народностей многие дети сегодня порой плохо знают свой родной язык, отходят от традиций и обычаев предков. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа (ЯМК), который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры.

Основные разделы и темы учебных программ ориентированы на освоение студентами конкретной специализации при адаптировании профессиональных знаний к условиям культурного пространства Ямала. Так, по курсам «История родного края», «Литература народов Севера», дисциплинам общеобразовательного и общепрофессионального циклов введено системное изучение краеведческого материала. Это позволяет студентам младших курсов окунуться в историческую ситуацию, найти связь между событиями прошлого и современностью.

Приобщение студентов к историческим и культурным истокам жизни народов Ямала происходит на занятиях по дисциплинам «Праздники Севера», «Северный танец», «Фольклорные традиции народов Севера». Примерная тематика курсовых работ – «Праздники народа ханты», «Обряды лесных ненцев», «Особенности исполнения фольклорной ненецкой песни», «Этнографические основы северного танца».

Краеведение вполне справедливо рассматривается как одно из замечательных средств воспитания гражданственности и патриотизма. В колледже ведется работа по созданию краеведческого фонда. Для развития творческих способностей, формирования активной гражданской позиции создано студенческое научно-исследовательское общество «Импульс».

Большинство учащихся специальностей сферы культуры с успехом занимается в творческих коллективах колледжа. Оркестр народных инструментов под руководством заслуженного работника культуры А.И. Пустоселова отмечает в этом году свое тридцатипятилетие. Значительное место в творческой деятельности оркестра занимает работа по сохранению и пропаганде музыкальной и песенной культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Коллектив стал замечательной школой по подготовке музыкантов и солистов-вокалистов. Так, увлечение традиционной национальной песней выпускницы колледжа Людмилы Дибиковой переросло в профессиональное изучение фольклора и создание ансамбля селькупской национальной песни «Ялэмдад».

Более десяти лет действует хореографический ансамбль колледжа «Дивертисмент». Его руководители С.А. Бекина и Ф.Ф. Нуритдинов большое внимание уделяют этнической тематике постановок. Например, на международном фестивале «Балатон – искусство – молодость» (Венгрия) высокую оценку жюри получила сюита «Ритмы тундры» (музыка С. Няруя). Стремление к сохранению подлинно народных танцевальных традиций привело к созданию в колледже национального ансамбля северного танца «Хаереко». Студенты-солисты этих творческих коллективов, выпускники колледжа, ежегодно пополняют состав прославленного ямальского профессионального национального ансамбля «Сыра-Сэв».

С 1975 года осуществляется подготовка художников по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы». На основе изучения национальных традиций работы с мехом, сукном, бисером, освоения традиционных технологий резьбы по дереву и кости оттачивается техника будущих мастеров, формируется их художественное видение, происходит становление творческой индивидуальности молодого художника. Студенты с успехом участвовали в международных проектах, подобных, например, канадско-российскому «Ямал – Северные территории Канады».

Стоит отметить, что работы и признанных ямальских мастеров, и начинающих художников в первую очередь объединяет стремление сохранять и развивать самобытные традиции изобразительного искусства народов Севера, которые присущи только нашему региону. Например, косторезные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа отличаются от косторезных промыслов города Тобольска Тюменской области, Чувашии, Удмуртии и Чукотского автономного округа.

Введение национального компонента в систему обучения и воспитания – это не обращение в прошлое, не консервация его, а один из путей развития национальной культуры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Вклад в развитие Соликамска
Образовательный центр для нефтяников
Дополнительное образование – гарантия самореализации
Опыт преодоления кризиса
Политехнический техникум в современных условиях
Инновационная программа как фактор развития
От ремесленной мастерской до ресурсного центра
Кадры для КАМАЗа
Оптимизация лесного образования
Образование для железной дороги

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ