Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование на Ямале: влияние культурных традиций

Ямало-Ненецкий АО – поликультурный регион. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа, который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры.

Просмотров: 2815

Большое культурное пространство Ямала

В.В. ВИКУЛОВА, методист Ямальского многопрофильного колледжа, преподаватель высшей категории

Г.А. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе Ямальского многопрофильного колледжа

Ямало-Ненецкий автономный округ – поликультурный регион. На его территории проживают ненцы, кето, ханты, селькупы, веками создававшие свою культурную среду с уникальным северным колоритом. Однако под длительным влиянием представителей других народностей многие дети сегодня порой плохо знают свой родной язык, отходят от традиций и обычаев предков. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа (ЯМК), который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры.

Основные разделы и темы учебных программ ориентированы на освоение студентами конкретной специализации при адаптировании профессиональных знаний к условиям культурного пространства Ямала. Так, по курсам «История родного края», «Литература народов Севера», дисциплинам общеобразовательного и общепрофессионального циклов введено системное изучение краеведческого материала. Это позволяет студентам младших курсов окунуться в историческую ситуацию, найти связь между событиями прошлого и современностью.

Приобщение студентов к историческим и культурным истокам жизни народов Ямала происходит на занятиях по дисциплинам «Праздники Севера», «Северный танец», «Фольклорные традиции народов Севера». Примерная тематика курсовых работ – «Праздники народа ханты», «Обряды лесных ненцев», «Особенности исполнения фольклорной ненецкой песни», «Этнографические основы северного танца».

Краеведение вполне справедливо рассматривается как одно из замечательных средств воспитания гражданственности и патриотизма. В колледже ведется работа по созданию краеведческого фонда. Для развития творческих способностей, формирования активной гражданской позиции создано студенческое научно-исследовательское общество «Импульс».

Большинство учащихся специальностей сферы культуры с успехом занимается в творческих коллективах колледжа. Оркестр народных инструментов под руководством заслуженного работника культуры А.И. Пустоселова отмечает в этом году свое тридцатипятилетие. Значительное место в творческой деятельности оркестра занимает работа по сохранению и пропаганде музыкальной и песенной культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Коллектив стал замечательной школой по подготовке музыкантов и солистов-вокалистов. Так, увлечение традиционной национальной песней выпускницы колледжа Людмилы Дибиковой переросло в профессиональное изучение фольклора и создание ансамбля селькупской национальной песни «Ялэмдад».

Более десяти лет действует хореографический ансамбль колледжа «Дивертисмент». Его руководители С.А. Бекина и Ф.Ф. Нуритдинов большое внимание уделяют этнической тематике постановок. Например, на международном фестивале «Балатон – искусство – молодость» (Венгрия) высокую оценку жюри получила сюита «Ритмы тундры» (музыка С. Няруя). Стремление к сохранению подлинно народных танцевальных традиций привело к созданию в колледже национального ансамбля северного танца «Хаереко». Студенты-солисты этих творческих коллективов, выпускники колледжа, ежегодно пополняют состав прославленного ямальского профессионального национального ансамбля «Сыра-Сэв».

С 1975 года осуществляется подготовка художников по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы». На основе изучения национальных традиций работы с мехом, сукном, бисером, освоения традиционных технологий резьбы по дереву и кости оттачивается техника будущих мастеров, формируется их художественное видение, происходит становление творческой индивидуальности молодого художника. Студенты с успехом участвовали в международных проектах, подобных, например, канадско-российскому «Ямал – Северные территории Канады».

Стоит отметить, что работы и признанных ямальских мастеров, и начинающих художников в первую очередь объединяет стремление сохранять и развивать самобытные традиции изобразительного искусства народов Севера, которые присущи только нашему региону. Например, косторезные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа отличаются от косторезных промыслов города Тобольска Тюменской области, Чувашии, Удмуртии и Чукотского автономного округа.

Введение национального компонента в систему обучения и воспитания – это не обращение в прошлое, не консервация его, а один из путей развития национальной культуры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ямальский многопрофильный колледж, СПО, , профиль, ао-45

Похожие материалы:
Колледж новых идей
Закончен год, законотворчество продолжается
Пермский педагогический колледж № 1
Оптимизация лесного образования
ЯПЭК: диалог с работодателем
Ступени к профессии Учитель
Дополнительное образование – гарантия самореализации
Из колледжа на производство
Ориентир – трудоустройство выпускника
Проблемы художественного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
#109Система образования в Бразилии
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ