Гарантия качества образования как система, включая аккредитационные агентства, органы управления, вузы, а также процедуры, стандарты и критерии оценки, сформировалась во многих европейских странах. Своими размышлениями поделился Йозеф ГРИФОЛЛ, технический директор по институциональной и программной аккредитации Агентства гарантии качества университетов Каталонии (AQU), члена ENQA.
Под рубрикой «Дискуссия» собственную разработку оценивания качества образовательных организаций высшего образования на основе методов квалиметрии, а также инициируют формирование национального рейтинга – Российского рейтинга вузов представляют Г. Азгальдов, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, и А. Костин, начальник управления оценки инновационных проектов ЗАО «Центр передачи технологий».
В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы.
На ряд вопросов нашего корреспондента, касающихся перспектив развития евразийской интеграции, ответил один из ведущих экспертов по общественно-политическим процессам стран СНГ, генеральный директор информационно-аналитического центра МГу им. М.В. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ.
Помня о том, что «качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного медицинского образования» (ВОЗ), важно обсудить некоторые аспекты повышения качества медицинского образования, исходя из накопленного ВолгГМу опыта.
В апреле 2012 года Марийский государственный технический университет был переименован в Поволжский государственный технологический. Так появился бренд Volga Tech («Волгатех»), с которым вуз шагнул к новой вехе своей истории. Знаковым явлением на этом этапе стала политика интернационализации.
Пермская государственная академия искусства и культуры – единственное учебное заведение высшего профессионального образования, которое готовит кадры для профильных учреждений, расположенных на огромной территории, включающей Пермский край, Удмуртскую Республику, Республику Коми, Кировскую область.
Калмыцкий государственный университет является крупным образовательным и научно-инновационным центром республики. Вуз славится глубокой профессиональной подготовкой выпускников, позволяющей им быть неизменно востребованными на рынке труда и успешно адаптироваться к быстро меняющейся экономической обстановке.
Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» является единственным в Челябинской области вузом, который в тесном сотрудничестве с Федерацией профсоюзов Челябинской области готовит социально ориентированных специалистов для работы в сфере экономики, управления, общественной деятельности, связей с общественностью и информационных технологий.
Тенденцией последних лет стала активизация развития университетской науки, поэтому триада «наука – образование – производство» приобретает для вузов особое значение. Главное здесь видится в корректировке векторов научно-исследовательских, проектных работ и учебного процесса в сторону проблем реального сектора экономики.
В условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность образовательных учреждений в значительной степени определяется неценовыми факторами и, прежде всего, качеством предоставляемых образовательных услуг. Более всего заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в конечном счете студенты вуза. Именно их удовлетворенность обеспечивает стабильность набора и конкурентоспособность любого учебного заведения в стратегической перспективе.
Содержание учебного процесса, вкупе с его составляющими – материально-техническим, методическим, технологическим, кадровым и другим обеспечением, – составляет основу качества образования. Для обсуждения одной из главных тем этого номера – «Образовательная деятельность: от новых форм к новому содержанию» – редакция пригласила ректоров и проректоров ведущих вузов России к диалогу, предложив им ответить на ряд вопросов.
В Северном (Арктическом) федеральном университете состоялась научно-практическая конференция «Роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии фундаментальных и прикладных исследований в России». В течение нескольких дней специалисты обсуждали вопросы мониторинга и оценки работы ЦКП. Конференция позволила увидеть и оценить масштабность и потенциал преобразований, проводимых сегодня в российской науке.
В Ростовской области для развития экономики региона и, соответственно, повышения качества подготовки выпускников реализуется активное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Конечно, такой сложный процесс не может обойтись без проблем и трудностей, но и успехи области налицо. Регион стал одним из российских лидеров в области развития учебно-производственного взаимодействия
Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений не оставил сомнений в том, какая роль отводится научно-исследовательской деятельности, которая в 2012 году оценивалась по 17 показателям. О ее главных направлениях в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) рассказывает ректор вуза, доктор экономических наук, профессор Адам АЛЬБЕКОВ.
Ориентация высшего образования на корпоративный сектор привела к тому, что всё чаще вузы связывают себя с практикой и ценностями предпринимательства и становятся своего рода образовательными корпорациями. Появился термин «образовательное предпринимательство», акцентирующий внимание на коммерческой деятельности и стремлении университетов к инновациям.
Одним из основных и достоверных показателей деятельности музыкальных вузов при проведении общественно-профессиональной аккредитации должен стать анализ эффективности участия студентов и коллективов в международных и всероссийских конкурсах и проектах. Так считает руководивший долгие годы Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С.В. Рахманинова, ныне советник ректора, профессор, народный артист РФ Александр ДАНИЛОВ.
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) является ярким примером градообразующего предприятия. Многопрофильный, с замкнутым циклом производства, он как никакой другой испытывал дефицит специалистов, поэтому вопросом их подготовки пришлось заниматься вплотную, начиная с 2005 года.
Проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано.
Свобода – одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Вопрос, откуда берется свобода, волновал человечество множество столетий. Одним из вариантов ответа представляется следующий: социализация индивида – ключ свободы, её шлюз, её врата, через которые она идет к человеку.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала