Методика внутреннего аудитаВ условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность образовательных учреждений в значительной степени определяется неценовыми факторами и, прежде всего, качеством предоставляемых образовательных услуг. Более всего заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в конечном счете студенты вуза. Именно их удовлетворенность обеспечивает стабильность набора и конкурентоспособность любого учебного заведения в стратегической перспективе. Просмотров: 2449
Применение корреляционного анализа для оценки удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг
Процедура исследованияВ условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность образовательных учреждений в значительной степени определяется неценовыми факторами и, прежде всего, качеством предоставляемых образовательных услуг. Более всего заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в конечном счете студенты вуза. Именно их удовлетворенность обеспечивает стабильность набора и конкурентоспособность любого учебного заведения в стратегической перспективе. Мониторинг мнения студентов о качестве деятельности вуза обеспечивает обратную связь, и поэтому должен быть обязательным элементом процедуры внутреннего аудита работы учреждения ВПО. Первый опыт анкетирования студентов о качестве преподавания в институте гостеприимства был получен более десяти лет назад. Методика анкетирования и обработки результатов не отличалась от стандартных приемов проведения социологических опросов. Результаты анкетирования позволяли получать информацию о средней оценке студентами качества преподавания отдельных дисциплин и качества работы преподавателей, а также выявлять мнение студентов об общей организации учебного процесса. При всей простоте применяемая ранее методика обработки результатов анкетирования имела существенные недостатки:
Эти недостатки снижали достоверность результатов исследования и требовали совершенствования его методики. Рассмотрим основные положения усовершенствованной методики проведения анкетирования и анализ его результатов. Основные данные исследованияМетодика исследования. 1 этап. Анкетирование студентов и первичная обработка его результатов:
2 этап. Сбор и обобщение данных о текущей успеваемости студентов.
1-4. % оценок «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
5. % «страха» (С)1.
6. % оценок «неудовлетворительно» + % неявки2.
7. Средний балл группы по дисциплине3.
8. СКО оценок по группе (степень дифференциации оценок)4.
9. Нужность предмета.
10. Качество УММ.
11. Методическое мастерство преподавателя.
12. Средний балл оценки дисциплины студентами (среднее значение 9+10+11).
13. СКО оценки дисциплины студентами (СКО 9, 10, 11)5.
Примечания:
1) Сi = ТНi – min(ТНi), где ТНi – % текущей неявки на экзамен по i-й дисциплине; min(ТНi) – минимальное значение по столбцу «% неявок». В рамках данного этапа вычисляются следующие матрицы.
kij – коэффициент корреляции между i-м и j-м столбцом таблицы 1.
zij – знак коэффициента корреляции kij (1 если kij > 0, 0 если kij = 0, – 1 если kij < 0).
sij – среднее значение коэффициентов корреляции между i-м и j-м столбцом по всем группам респондентов.
σij – СКО коэффициентов корреляции kij по всем группам респондентов (СКО по соответствующим ячейкам всех таблиц 4).
kmij – коэффициент корреляции между i-й и j-й группами респондентов.
tij – доля общих преподавателей между i-й и j-й группами респондентов.
dij – доля общих дисциплин между i-й и j-й группами респондентов.
dt ij – доля общих дисциплин, которые читают одни и те же преподаватели, между i-й и j-й группами респондентов. Анализ величины и тренда оценок удовлетворенности (показатели 9, 10, 11, 12 и 13) показывает степень удовлетворенности студентов качеством преподавания и дисбаланс между их ожиданиями и реальностью.
Основные результаты исследованияКорреляционный анализ удовлетворенности и успеваемости студентов позволяет определить пары факторов, между которыми существует или не существует взаимосвязь, а также степень связи. Некоторые выводы из корреляционного анализа тривиальны, но ряд выводов представляет практический интерес.
Выводы1. Исследование показало возможность и необходимость проведения мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг СПИГ, а также позволило отработать некоторые ключевые элементы организации. 2. Разработана оригинальная методика анализа результатов анкетирования и выявлены направления ее совершенствования. 3. Основные направления совершенствования процедуры мониторинга мнения заинтересованных сторон как элемента внутренней системы качества СПИГ.
4. Управленческий цикл должен быть замкнутым. Для этого необходимо регулярно предоставлять информацию руководству, реагировать на возникающие несоответствия и сравнивать результаты деятельности с плановыми и прогнозными показателями, которые основаны на результатах мониторинга мнения заинтересованных сторон. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|