Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Методика внутреннего аудита

В условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность образовательных учреждений в значительной степени определяется неценовыми факторами и, прежде всего, качеством предоставляемых образовательных услуг. Более всего заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в конечном счете студенты вуза. Именно их удовлетворенность обеспечивает стабильность набора и конкурентоспособность любого учебного заведения в стратегической перспективе.

Просмотров: 2449

Применение корреляционного анализа для оценки удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг

И.М. АСАНОВА, ректор Санкт-Петербургского института гостеприимства, кандидат педагогических наук
А.Н. СЫРЦЕВ, проректор по качеству и стратегическому развитию Санкт-Петербургского института гостеприимства, кандидат технических наук

Процедура исследования

В условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность образовательных учреждений в значительной степени определяется неценовыми факторами и, прежде всего, качеством предоставляемых образовательных услуг. Более всего заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в конечном счете студенты вуза. Именно их удовлетворенность обеспечивает стабильность набора и конкурентоспособность любого учебного заведения в стратегической перспективе. Мониторинг мнения студентов о качестве деятельности вуза обеспечивает обратную связь, и поэтому должен быть обязательным элементом процедуры внутреннего аудита работы учреждения ВПО.

Первый опыт анкетирования студентов о качестве преподавания в институте гостеприимства был получен более десяти лет назад. Методика анкетирования и обработки результатов не отличалась от стандартных приемов проведения социологических опросов. Результаты анкетирования позволяли получать информацию о средней оценке студентами качества преподавания отдельных дисциплин и качества работы преподавателей, а также выявлять мнение студентов об общей организации учебного процесса.

При всей простоте применяемая ранее методика обработки результатов анкетирования имела существенные недостатки:

  • оценки качества преподавания не были привязаны к особенностям группового поведения студентов;
  • не учитывались текущая успеваемость, посещаемость, степень исходной мотивации к учебе, ряд других факторов, что могло существенно повлиять на результаты исследования и, как следствие, привести к неверным выводам;
  • не учитывалась взаимосвязь между внутренними (например, квалификация преподавателей) и внешними (в частности, начальная мотивация студентов) факторами, влияющими на итоговую оценку удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Эти недостатки снижали достоверность результатов исследования и требовали совершенствования его методики. Рассмотрим основные положения усовершенствованной методики проведения анкетирования и анализ его результатов.

Основные данные исследования

Методика исследования.

1 этап. Анкетирование студентов и первичная обработка его результатов:

  • выявление удовлетворенности деятельностью вуза;
  • выявление удовлетворенности качеством преподавания отдельных дисциплин по показателям (актуальность дисциплины, качество учебно-методических материалов, методическое мастерство преподавателя).

2 этап. Сбор и обобщение данных о текущей успеваемости студентов.

1-4. % оценок «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
5. % «страха» (С)1.
6. % оценок «неудовлетворительно» + % неявки2.
7. Средний балл группы по дисциплине3.
8. СКО оценок по группе (степень дифференциации оценок)4.
9. Нужность предмета.
10. Качество УММ.
11. Методическое мастерство преподавателя.
12. Средний балл оценки дисциплины студентами (среднее значение 9+10+11).
13. СКО оценки дисциплины студентами (СКО 9, 10, 11)5.

Примечания:

1) Сi = ТНi – min(ТНi), где ТНi – % текущей неявки на экзамен по i-й дисциплине; min(ТНi) – минимальное значение по столбцу «% неявок».
2) Показатель характеризует потенциальный % повторной сдачи экзамена.
3) Показатель косвенно характеризует «требовательность» преподавателя.
4) Показатель косвенно характеризует «справедливость» преподавателя.
5) Показатель характеризует степень несоответствия между представлением студента о предмете и качеством его преподавания.
3 этап. Корреляционный анализ удовлетворенности и успеваемости студентов.

В рамках данного этапа вычисляются следующие матрицы.

  • Матрицы к «успеваемость – удовлетворенность» по каждой группе респондентов.

kij – коэффициент корреляции между i-м и j-м столбцом таблицы 1.

  • Знаковые матрицы Z «успеваемость – удовлетворенность» по каждой группе респондентов.

zij – знак коэффициента корреляции kij (1 если kij > 0, 0 если kij = 0, – 1 если kij < 0).

  • Интегральная матрица S «успеваемость – удовлетворенность» по всем группам респондентов.

sij – среднее значение коэффициентов корреляции между i-м и j-м столбцом по всем группам респондентов.

  • Интегральная знаковая матрица SZ «успеваемость – удовлетворенность» по всем группам респондентов.

  • Матрица Σ среднеквадратических отклонений (СКО) групповых оценок.

σij – СКО коэффициентов корреляции kij по всем группам респондентов (СКО по соответствующим ячейкам всех таблиц 4).

  • Межгрупповая корреляционная матрица KM.

kmij – коэффициент корреляции между i-й и j-й группами респондентов.

  • Межгрупповая матрица общности преподавателей T.

tij – доля общих преподавателей между i-й и j-й группами респондентов.

  • Межгрупповая матрица общности дисциплин D.

dij – доля общих дисциплин между i-й и j-й группами респондентов.

  • Межгрупповая матрица общности дисциплин и преподавателей DT.

dt ij – доля общих дисциплин, которые читают одни и те же преподаватели, между i-й и j-й группами респондентов.

Анализ величины и тренда оценок удовлетворенности (показатели 9, 10, 11, 12 и 13) показывает степень удовлетворенности студентов качеством преподавания и дисбаланс между их ожиданиями и реальностью.

Основные результаты исследования

Корреляционный анализ удовлетворенности и успеваемости студентов позволяет определить пары факторов, между которыми существует или не существует взаимосвязь, а также степень связи.

Некоторые выводы из корреляционного анализа тривиальны, но ряд выводов представляет практический интерес.

  1. Студент полностью связывает качество подачи материала и качество УММ с личностью преподавателя.
  2. Представления студента о нужности предмета в значительной степени формируются преподавателем, однако некоторое влияние собственной точки зрения на данный показатель существует.
  3. Более строгий преподаватель дифференцированно подходит к оценке знаний студентов, то есть он справедливее.
  4. Страх студентов порождается скорее строгостью, а не справедливостью преподавателя: чем ниже средний балл, тем чаще студенты из боязни не приходят на экзамен, рассчитывая решить вопрос в индивидуальном порядке.
  5. Процент «5», «4», «3» и «2», а также средний балл (степень требовательности преподавателя) практически не влияют на представление студентов о нужности предмета и оценку качества преподавания.
  6. Анализ межгрупповой матрицы общности дисциплин и преподавателей свидетельствует о том, что оценка качества преподавания определяется в основном личностными качествами и квалификацией преподавательского состава, а не особенностями групповой  психологии студентов.
  7. Анализ трендов оценок удовлетворенности студентов качеством преподавания показывает:
  • в целом по СПИГ качество преподавания соответствует потребностям студентов (общий тренд нейтральный);
  • тренд оценок удовлетворенности существенно неоднороден по группам и по курсам: причиной может являться как изменение групповых предпочтений по мере увеличения срока обучения, так и конкретные особенности групп.

Выводы

1. Исследование показало возможность и необходимость проведения мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг СПИГ, а также позволило отработать некоторые ключевые элементы организации.

2. Разработана оригинальная методика анализа результатов анкетирования и выявлены направления ее совершенствования.

3. Основные направления совершенствования процедуры мониторинга мнения заинтересованных сторон как элемента внутренней системы качества СПИГ.

  • работа должна быть организована на регулярной основе, рекомендуемый период – один раз в год;
  • необходимо отладить систему сбора исходных данных для управленческого анализа, номенклатура данных и период их обновления должны соответствовать потребностям менеджмента, но не реже одного раза за семестр;
  • следует проводить мониторинг мнения других заинтересованных сторон (студентов заочной формы обучения, ППС, административно-технического персонала, партнеров и родителей студентов);
  • в процедуру корреляционного анализа необходимо включить данные о посещаемости занятий, повторных сдачах экзаменов, других формах контроля, а также об отчислениях и восстановлениях студентов;
  • существует необходимость анализировать информацию в динамике, прослеживая изменения показателей по времени, по группам, курсам и формам обучения, что позволит получать более достоверные результаты и делать более обоснованные выводы.

4. Управленческий цикл должен быть замкнутым. Для этого необходимо регулярно предоставлять информацию руководству, реагировать на возникающие несоответствия и сравнивать результаты деятельности с плановыми и прогнозными показателями, которые основаны на результатах мониторинга мнения заинтересованных сторон.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
МарГТУ - инновации в действии
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Академическая мобильность как показатель эффективности
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
ТИСБИ: инновационный рост
Для студентов в Японии масса преимуществ
КГУ: задачи и перспективы
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ