Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гарантия качества. В поиске новых стратегий

Гарантия качества образования как система, включая аккредитационные агентства, органы управления, вузы, а также процедуры, стандарты и критерии оценки, сформировалась во многих европейских странах. Своими размышлениями поделился Йозеф ГРИФОЛЛ, технический директор по институциональной и программной аккредитации Агентства гарантии качества университетов Каталонии (AQU), члена ENQA.

Просмотров: 3057

Гарантия качества образования как система, включая аккредитационные агентства, органы управления, вузы, а также процедуры (аккредитации или аудита), стандарты и критерии оценки, сформировалась во многих европейских странах в последние пятнадцать-двадцать лет. Для социального явления это уже достаточный срок, чтобы сделать выводы об эффективности, степени влияния этих процедур и стандартов на высшее образование, проблемах и перспективах развития этой сферы деятельности для совершенствования качества образования в каждой стране и в европейском пространстве высшего образования в целом.

Приняв участие по приглашению Нацаккредцентра в работе ежегодной Всероссийской конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (ноябрь, 2012), своими размышлениями поделился Йозеф ГРИФОЛЛ, технический директор по институциональной и программной аккредитации Агентства гарантии качества университетов Каталонии (AQU)1, члена ENQA2

ГРИФОЛЛ Йозеф (GRIFOLL Joseph) – технический директор по институциональной и программной аккредитации Агентства гарантии качества университетов Каталонии (Catalan University Quality Assurance Agency, AQU), член правления ENQA.
По образованию экономист. Имеет степень магистра в области востоковедения.
В агентстве AQU работает с 1997 года. Имеет большой опыт участия в международных проектах по гарантии качества в Европе, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
Представляет ENQA в проекте стран ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В составе группы экспертов разрабатывает пилотный проект по аккредитации в Боснии и Герцеговине, а также координирует международную рабочую группу ENQA по влиянию гарантии качества на высшее образование.

– Господин Грифолл, ваше аккредитационное агентство работает уже шестнадцать лет. Можете ли вы утверждать, что используемые им методики и механизмы внешней оценки и гарантии качества эффективны?

– Главный вопрос для нас сегодня: можем ли мы сократить затраты времени на процессы и процедуры гарантии качества, не теряя эффективности? Ведь эффективность – это то, что в первую очередь должно волновать всех, кто вовлечен в эти процессы: сотрудников аккредитационных агентств, внешних экспертов, персонал университетов.

Говоря о результатах внешней гарантии качества в высшем образовании, возникает еще один вопрос: соответствует ли то, что делает экспертное сообщество для обеспечения качества, стремительно меняющемуся международному контексту? Достаточно ли надежны национальные системы в условиях повышения глобализации и конкуренции на международном уровне? Сегодня гарантия качества воспринимается многими как новый компонент качества высшего образования. Иными словами, имеются ли достаточные основания признавать положительные результаты процедур гарантии качества как «знак качества»? Как можно повысить престиж механизмов гарантии качества, для того чтобы укрепить авторитет вузов? Это лишь некоторые вопросы, на которые сегодня пытаются ответить европейские агентства, но, конечно, список может быть расширен.

Напрямую или опосредованно национальные правительства финансируют сферу внешней гарантии качества высшего образования, и, разумеется, их волнуют реальные результаты. Сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем является именно влияние сферы гарантии качества на высшее образование.

Политиков от образования интересуют зависимость между процессами гарантии качества и мобильностью студентов и преподавателей, а также содействие процедуры гарантии качества совершенствованию управления вузами. Безусловно, всегда есть соблазн увязать результаты процедур гарантии качества с объемами государственного финансирования вузов.

Агентства гарантии качества традиционно пользовались поддержкой государства в силу ряда причин. Еще на этапе формирования определяются цели и задачи, разрабатывается методология. Очень редки случаи, когда агентства выдерживают паузу, для того чтобы подумать об ожидаемых результатах и влиянии процессов и процедур гарантии качества.

– Какого же влияния на качество высшего образования вы ожидаете от работы Агентства гарантии качества университетов Каталонии (AQU) или других аккредитационных агентств Европы?

– Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим предпосылки разработки систем гарантии качества. Для чего, собственно, нужна вне-
шняя гарантия качества? Вот лишь некоторые, наиболее распространенные аспекты понимания:

  • необходимость дальнейшей разработки ожидаемых и достигаемых результатов обучения в системах высшего образования;
  • необходимость повышения международной привлекательности национальных систем высшего образования;
  • необходимость более полного информирования общест венности по вопросам качества высшего образования, в том числе для принятия обоснованных политических решений;
  • ввиду открытости национальных систем высшего образования различным типам провайдеров образовательных услуг, потребность знать,
  • какие из них являются надежными и соответствуют в своей деятельности стандартам качества;
  • поскольку финансирование высшего образования осуществляется главным образом из государственного бюджета, власти нуждаются в механизмах внешней гарантии качества, чтобы создать систему стимулов для адекватного использования государственных средств;
  • автономия вузов требует модернизации руководства и управления, внешняя гарантия качества может быть использована для развития внутренней структуры менеджмента качества.

Еще одним фактором, которому сегодня придается очень большое значение, можно считать интернационализацию высшего образования. Сотрудники агентств гарантии качества все чаще задаются вопросом о необходимости использования международного экспертного знания в национальных процедурах гарантии качества. Это становится тем более актуальным, чем шире проявляет себя практика международного признания аккредитационных процедур и решений.

Вместе с тем в условиях бюджетных сокращений агентства решают, как реорганизовать (оптимизировать) процедуры внешней гарантии качества.

Очевидна необходимость сокращения расходов в применении традиционной методологии, однако нужно также думать о том, какие заключения и рекомендации могут быть сформулированы в данном конкретном случае.

– Как, на ваш взгляд, можно оптимизировать процедуры на национальном уровне и согласовать стратегии гарантии качества – на международном?

– В поиске более совершенных механизмов согласованных стратегий гарантии качества интересно выделить параллельные инструменты, которые могут увеличить позитивное влияние гарантии качества. Среди них:

  • структуры квалификаций;
  • стратегии для продвижения высшего образования выдающегося качества;
  • развитие национальных систем статистических данных о высшем образовании (прозрачных и публикуемых);
  • развитие автономии вузов и повышение их ответственности за внутреннюю гарантию качества;
  • развитие программ на договорной основе между вузами и государством;
  • модернизация национальных систем высшего образования и гарантии качества в соответствии с международными тенденциями и достижениями.

Сегодня на международном уровне достигнуто соглашение о том, что качество высшего образования – это динамическая концепция, и взгляды заинтересованных сторон на то, что есть качество образования, могут как совпадать, так и разниться. При этом количественные показатели также могут приводить к различным формулировкам и заключениям о качестве образования. Вместе с тем разнообразные качественные показатели (степень удовлетворенности, экспертные мнения, ожидания и прочие) должны также учитываться при анализе эффективности процессов гарантии качества.

Работая в секторе, предоставляющем услуги чрезвычайно сложного характера, очень важно, чтобы агентства исполняли роль модератора в развитии понимания, интерпретации и анализа концепции качества высшего образования. Этого можно добиться посредством согласования методологии с национальным и международным контекстами; приглашения значимых экспертов и стейкхолдеров для участия в процессах; совершенствования инструментов информирования общественности; обучения и подготовки по вопросам качества образования экспертов, других заинтересованных сторон и вузовских специалистов; определения удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон и содействия их непрерывному обмену мнениями.

По моему глубокому убеждению, гарантия качества – это много больше, чем некая цикличная деятельность. Она должна рассматриваться также как стратегия, которую необходимо реализовывать в сотрудничестве с ключевыми организациями и заинтересованными сторонами, и эта стратегическая ориентация гарантии качества должна адекватно поддерживаться и финансироваться.

  1. Catalan University Quality Assurance Agency, AQU.
  2. Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Гарантия качества высшего образования
О чем еще говорят… европейцы
К вопросу об образовательной компоненте качества вуза
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Роль студентов в процессе гарантии качества
Пять образовательных программ СВФУ получили международное признание
Будущее университетов: желаемое и возможное
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ