Есть потенциал для развития равных возможностейПроект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано. Просмотров: 2908
В НАШЕЙ СТРАНЕ в последние годы большое внимание уделяется образованию, социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В 2008 году в Российской Федерации подписана принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов1. Подписание этого документа фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ОВЗ, что открывает новые перспективы для решения проблем, связанных с образованием и реабилитацией данных граждан посредством обучения. Забота об инвалидах заявлена приоритетом государственной политики. Подтверждение тому мы видим на каждом шагу: это строительство специальных сооружений для доступа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в зданиях общественного назначения, создание специальных дорожных переходов для незрячих и слабовидящих, появление специализированного общественного транспорта и прочие факты. Результаты не заставили себя ждать: например, прекрасное выступление российских паралимпийцев в Лондоне (2012). ДОСТУПНОСТЬ образования является, безусловно, важнейшим направлением государственной политики в отношении лиц с ОВЗ. В 2011 году принята госпрограмма «Доступная среда»2. К ожидаемым результатам ее реализации относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)3 предусматривает мероприятия «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. <…> Во всех субъектах Российской Федерации будут распространены <…> современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детейинвалидов. <…> Планируется развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Обучение детей с ОВЗ имеет ряд особенностей: таких как учебно-методическое обеспечение, индивидуальное сопровождение учебного процесса и консультирование по организационным и учебным вопросам, работа с семьей, методическая работа с преподавателями, организация воспитательной работы. ПРОЕКТ по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано. Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. В 2012 году Правительством РФ выделено 2,5 млрд. рублей субсидий субъектам России на организацию дистанционного образования детей-инвалидов (см. документ на сайте правительства4). Каждый ребенок может получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации. Рассмотрим в качестве примера деятельность, осуществляемую в этом направлении в Ростовской области. На оснащение различным специализированным оборудованием рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, а также подключение к сети Интернет рабочих мест, обучение педагогических работников и родителей, организационно-методическое обеспечение направляются средства федеральной субсидии. Средства областного бюджета выделяются на закупку спецоборудования, приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ОВЗ, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий, выплату заработной платы работникам соответствующего профиля. В целом в 2009-2012 годах выделено 438,3 млн. рублей, в том числе 206,5 млн. – из федерального бюджета, из Ростовского областного – 231,8 млн. ВО ВСЕХ СУБЪЕКТАХ федерации в рамках реализации решений Правительства РФ создаются центры сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, а также центры дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов. Целью их деятельности является обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме этими гражданами страны. Среди основных требований к созданию ЦДО – реализация законодательства РФ по разработке адаптивной модели, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий; создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества. Сегодня успехи этого направления очевидны. Так, с 2009 года в рамках Программы реализации приоритетных на циональных проектов на 2009-2012 годы Министерством образования Ростовской области начата реализация направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Сформирован банк данных о детях-инвалидах, обучающихся на дому, проведены родительские собрания в муниципальных образованиях. В 2009 году средства федерального бюджета были направлены на оснащение ЦДО, созданного на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону. В настоящее время здесь обучается 409 детей-инвалидов. Для сравнения, в 2009 году центр мог принять 59 детей, в 2010 году – 150, в 2011 году – 200. В 2012 году созданы условия для обучения еще 150 детей области. При этом охват территории региона составил не менее 85 процентов. В 2013 году общая численность обучающихся достигнет 559 человек. В Ростовском центре работают 344 педагога с высшим профессиональным образованием, в том числе 2 доктора и 11 кандидатов наук, 196 специалистов имеют высшую квалификационную категорию. Помимо этого, все педагогические работники прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Комплектами специального оборудования оснащены 315 рабочих мест учителей, обеспечены они и доступом к Интернету по месту проживания. В мае 2012 года с целью оказания детям с ОВЗ помощи в организации обучения и воспитания были открыты 3 филиала ЦДО: Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский. С ЦЕЛЬЮ организации дистанционного образования детям-инвалидам и педагогическим работникам Ростовской области во временное безвозмездное пользование предоставляются: специализированная компьютерная техника, доступ к образовательным ресурсам Интернета и авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. Разработан порядок передачи оборудования для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, в том числе как пожертвование – успешным выпускникам для продолжения образования. В 2012 году по договору в бессрочное пользование получили комплекты оборудования первые 22 выпускника ЦДО. Уже проведены торги на закупку из средств областного бюджета комплектов оборудования взамен пожертвованных. В 2013 году планируется передача еще 45 комплектов, но средства для этого необходимо изыскивать, поскольку статьями областного бюджета компенсация подобных социальных акций не предусмотрена. Также нерешенным остается вопрос о передаче компьютеров выпускникам 9-х классов для получения дальнейшего профобразования. ПРАВА на полное общедоступное образование, отвечающее современным требованиям и возможностям каждого ребёнка, в наибольшей степени реализуются в центрах дистанционного образования детей-инвалидов. Обучение осуществляется в малых группах (классах) до трех человек в очно-дистанционной форме и режиме on‑line посредством обеспечения доступа к образовательным Интернет-ресурсам. С 2010 года используются электронный журнал и дневник. Комплектование классов, определение учебной нагрузки обучающихся осуществляются на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. В зависимости от состояния здоровья каждому ученику предлагается индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – это совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. Вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Формирование ИУП осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка согласовывается с родителями. Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяются индивидуально и зависят от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышают максимально допустимую аудиторную нагрузку учащегося. Для сокращения обязательного времени пребывания детей у компьютера такие предметы, как ИЗО, музыка и физическая культура исключены из обязательного перечня предметов учебного плана ЦДО. В рамках индивидуальных предметных курсов учащиеся могут осваивать эти предметы по заявлению родителей. Внедрение ИУП позволяет значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся. СВЯЗИ с различными учреждениями области налажены для организации воспитательно-досуговых мероприятий: например, с Донской публичной библиотекой, организацией инвалидов-опорников «Икар», ведущими вузами региона. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах Школой-интернатом № 28 заключены договоры о сотрудничестве и с различными учебными заведениями области: Южным федеральным университетом, Ростовским государственным экономическим университетом, Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса, Донским филиалом Евразийского открытого института и другими. Выпускники школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в ведущие вузы и ссузы региона и страны. С 2010 года центр окончили 28 выпускников одиннадцати классов, из них 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 – прошли итоговую аттестацию в традиционной форме, 6 – поступили в ссузы области, 18 – в вузы страны. МОЖНО уверенно констатировать, что в регионах России есть потенциал для развития инклюзивного образования всех уровней, включения людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный образовательный процесс, учитывающий их индивидуальные особенности. Благодаря целенаправленной государственной политике, внедрению программы «Доступная среда», а также выделенным правительственным субсидиям, инклюзивное образование получило новый импульс для развития. Сегодня уже выявлены основные направления построения единой системы непрерывного инклюзивного образования в России:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|