Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностямиВ Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами. Просмотров: 1249
Оберег для учебы и здоровьяС сентября прошлого года в Смоленском педагогическом колледже ведется обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Набрана разновозрастная группа, в составе которой люди с различной нозологией: слабослышащие, слабовидящие, имеющие церебральные и сочетанные нарушения. Обучающиеся стремятся получить квалификацию художника-мастера, преподавателя. Образовательный процесс включает теоретическое обучение, учебную и производственную практику, воспитательную работу, мероприятия по социально-педагогическому сопровождению. Обучение организовано в соответствии с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов. В частности, специально оборудованные помещения для предметного и профессионального обучения, занятий адаптивной физической культурой сосредоточены на первом этаже колледжа и общежития. Здесь постоянно находятся дежурный администратор и дежурные студенты. Для адресной поддержки обучающихся приобретены ноутбуки, физкультурные тренажеры, медицинские кушетки, конструкторы, головоломки, пособия-тренажеры и другой инструментарий. Заключен договор с социальными партнерами о регулярных занятиях по адаптивной физической культуре в бассейне. Занятия ведутся на русском языке с использованием, в отдельных случаях, жестовой азбуки. Рабочая неделя пятидневная. В субботу проводятся только индивидуальные консультации по вопросам, интересующим студентов. Общим системообразующим условием, обеспечивающим доступность материала на уроках, является банк кратких тематических опорных крупношрифтовых конспектов, тестов и сопутствующих презентаций по предметам разных циклов, которые используются как дидактическая основа мультирепрезентационного обучения. При этом информативность и комфортность восприятия достигаются за счет таких параметров, как психотерапевтическая настройка, аудиальные, визуальные, кинестетические стимулы к восприятию, активные методы обучения, валеологические паузы, формирование адекватной реакции на требования и воспитательные ориентировки педагога, отвлекающие ситуации, оказание помощи.
Соблюдение системообразующих условий гарантируется нормативным локальным актом колледжа и использованием схемы наблюдения за образовательным процессом, выстроенной по названным параметрам. Переутомление и потеря устойчивости внимания предотвращаются за счет поурочных валеологических пауз, включающих доступные всем общие физические упражнения, отдельные упражнения для глаз и элементы речи с использованием жестовой азбуки. Актуальные направления сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья таковы: разработка и адаптация имеющегося предметного дидактического инструментария, способствующего освоению основных профессиональных образовательных программ СПО, психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка, организация адаптивной физической среды, развитие уровневой инфраструктуры социального партнерства. Для их реализации с ноября 2013 года по приказу областного департамента по науке, образованию и делам молодежи на базе колледжа создан центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег». Определено, что в перспективе он также будет заниматься дистанционным консультированием обучающихся, разработкой и реализацией инновационных социально-педагогических проектов, организацией сетевого взаимодействия и повышения квалификации педагогических работников по проблематике инклюзии. По отношению к конкретному студенту в центре «Оберег» предполагается изучать тип поведения, определять вид и особенности генограмм неформального общения и сделать многое другое, что поможет освоению профессии и социализации личности. При необходимости к работе с обучающимися будут привлекаться аутсорсеры. Они же помогут повысить квалификацию педагогов. Уже начато формирование индивидуальных программ сопровождения. Установлено, что они должны включать плановое наблюдение, оказание доврачебной и профилактической помощи, адресное кондуктивное воздействие куратора на уроках, в ходе практики, подготовки домашних заданий, проведения мероприятий, ведение обучающимися индивидуальных портфолио по ряду важных для их профессионального роста разделов, взаимодействие с родителями, а также дифференцированный подход к дозированию нагрузки в ходе занятий по адаптивной физической культуре. Центром «Оберег» разработана и реализуется программа «АКМЕ», рассчитанная на формирование у сотрудников колледжа, родителей, социальных партнеров, волонтеров, аутсорсеров, меценатов, сетевых партнеров позиции активных субъектов взаимодействия. Она способствует решению коррекционно-развивающих задач и обусловливает успешность производства, апробации и совершенствования педагогического инструментария инклюзии. Для воплощения в жизнь программы «Акме» нами создана еще одна дружественная программа – «Пари». Её суть заключается в том, что студент заключает договор с самим собой о намерении изменить свой статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития. Цель программы – стимулировать обучающихся к успешной социализации. Стратегия развития центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на международных принципах образовательной инклюзии. Отсюда следует, что научно-обоснованная детализация этой стратегии является одним из важнейших направлений деятельности учебного заведения. Но есть и другая причина, которая подчеркивает актуальность данного направления. В учебном заведении исследуется тема «Качество образовательной среды колледжа как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» (научный руководитель – профессор А.С.Сиденко). На основе имеющегося опыта, данных контекстных исследований, выбранной стратегии инклюзии можно сделать вывод, что успешная социализация для лиц с особыми образовательными возможностями связана с продуктивной интеграцией в значимые подсистемы микросоциума за счет приобретения в ходе социально-педагогического проектирования готовности к разноролевой самопрезентации. В связи с этим при использовании всех форм обучения и внеурочной деятельности делается акцент на возможностях и сильных сторонах обучающихся. В Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами, волонтерами, аутсорсерами, меценатами, сетевыми партнерами, встроенное в поле социально-педагогической терапии, ориентированной на постепенное снижение кондуктивных воздействий. Это взаимодействие моделируется в формате социально-педагогической общины, предоставляющей возможность принимать других людей такими, какие они есть. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|