Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями

В Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами.

Просмотров: 1117
Н.Л. ПОЛТОРАЦКАЯ, директор Смоленского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук
Г.А. РЕПИНА, заместитель директора Смоленского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук

Оберег для учебы и здоровья

С сентября прошлого года в Смоленском педагогическом колледже ведется обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Набрана разновозрастная группа, в составе которой люди с различной нозологией: слабослышащие, слабовидящие, имеющие церебральные и сочетанные нарушения. Обучающиеся стремятся получить квалификацию художника-мастера, преподавателя.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, учебную и производственную практику, воспитательную работу, мероприятия по социально-педагогическому сопровождению.

Обучение организовано в соответствии с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов. В частности, специально оборудованные помещения для предметного и профессионального обучения, занятий адаптивной физической культурой сосредоточены на первом этаже колледжа и общежития. Здесь постоянно находятся дежурный администратор и дежурные студенты. Для адресной поддержки обучающихся приобретены ноутбуки, физкультурные тренажеры, медицинские кушетки, конструкторы, головоломки, пособия-тренажеры и другой инструментарий. Заключен договор с социальными партнерами о регулярных занятиях по адаптивной физической культуре в бассейне.

Занятия ведутся на русском языке с использованием, в отдельных случаях, жестовой азбуки. Рабочая неделя пятидневная. В субботу проводятся только индивидуальные консультации по вопросам, интересующим студентов.

Общим системообразующим условием, обеспечивающим доступность материала на уроках, является банк кратких тематических опорных крупношрифтовых конспектов, тестов и сопутствующих презентаций по предметам разных циклов, которые используются как дидактическая основа мультирепрезентационного обучения. При этом информативность и комфортность восприятия достигаются за счет таких параметров, как психотерапевтическая настройка, аудиальные, визуальные, кинестетические стимулы к восприятию, активные методы обучения, валеологические паузы, формирование адекватной реакции на требования и воспитательные ориентировки педагога, отвлекающие ситуации, оказание помощи.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья большинство современных ученых рассматривает как совокупность процессов профессиональной ориентации, вооружения знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладения конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности. В соответствии со статьей 79 нового закона об образовании системообразующей составляющей этих процессов должна стать комплексная реабилитация обучающихся, которая, согласно прослеживаемым на практике тенденциям, наиболее эффективно реализуется в контексте социально-педагогического сопровождения.

Соблюдение системообразующих условий гарантируется нормативным локальным актом колледжа и использованием схемы наблюдения за образовательным процессом, выстроенной по названным параметрам. Переутомление и потеря устойчивости внимания предотвращаются за счет поурочных валеологических пауз, включающих доступные всем общие физические упражнения, отдельные упражнения для глаз и элементы речи с использованием жестовой азбуки.

Актуальные направления сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья таковы: разработка и адаптация имеющегося предметного дидактического инструментария, способствующего освоению основных профессиональных образовательных программ СПО, психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка, организация адаптивной физической среды, развитие уровневой инфраструктуры социального партнерства. Для их реализации с ноября 2013 года по приказу областного департамента по науке, образованию и делам молодежи на базе колледжа создан центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег». Определено, что в перспективе он также будет заниматься дистанционным консультированием обучающихся, разработкой и реализацией инновационных социально-педагогических проектов, организацией сетевого взаимодействия и повышения квалификации педагогических работников по проблематике инклюзии.

По отношению к конкретному студенту в центре «Оберег» предполагается изучать тип поведения, определять вид и особенности генограмм неформального общения и сделать многое другое, что поможет освоению профессии и социализации личности. При необходимости к работе с обучающимися будут привлекаться аутсорсеры. Они же помогут повысить квалификацию педагогов.

Уже начато формирование индивидуальных программ сопровождения. Установлено, что они должны включать плановое наблюдение, оказание доврачебной и профилактической помощи, адресное кондуктивное воздействие куратора на уроках, в ходе практики, подготовки домашних заданий, проведения мероприятий, ведение обучающимися индивидуальных портфолио по ряду важных для их профессионального роста разделов, взаимодействие с родителями, а также дифференцированный подход к дозированию нагрузки в ходе занятий по адаптивной физической культуре.

Центром «Оберег» разработана и реализуется программа «АКМЕ», рассчитанная на формирование у сотрудников колледжа, родителей, социальных партнеров, волонтеров, аутсорсеров, меценатов, сетевых партнеров позиции активных субъектов взаимодействия. Она способствует решению коррекционно-развивающих задач и обусловливает успешность производства, апробации и совершенствования педагогического инструментария инклюзии.

Для воплощения в жизнь программы «Акме» нами создана еще одна дружественная программа – «Пари». Её суть заключается в том, что студент заключает договор с самим собой о намерении изменить свой статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития. Цель программы – стимулировать обучающихся к успешной социализации.

Стратегия развития центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на международных принципах образовательной инклюзии. Отсюда следует, что научно-обоснованная детализация этой стратегии является одним из важнейших направлений деятельности учебного заведения. Но есть и другая причина, которая подчеркивает актуальность данного направления. В учебном заведении исследуется тема «Качество образовательной среды колледжа как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» (научный руководитель – профессор А.С.Сиденко).

На основе имеющегося опыта, данных контекстных исследований, выбранной стратегии инклюзии можно сделать вывод, что успешная социализация для лиц с особыми образовательными возможностями связана с продуктивной интеграцией в значимые подсистемы микросоциума за счет приобретения в ходе социально-педагогического проектирования готовности к разноролевой самопрезентации. В связи с этим при использовании всех форм обучения и внеурочной деятельности делается акцент на возможностях и сильных сторонах обучающихся.

В Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами, волонтерами, аутсорсерами, меценатами, сетевыми партнерами, встроенное в поле социально-педагогической терапии, ориентированной на постепенное снижение кондуктивных воздействий. Это взаимодействие моделируется в формате социально-педагогической общины, предоставляющей возможность принимать других людей такими, какие они есть.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные технологии, инклюзивное образование, смоленский педагогический колледж, личный опыт, ао-67

Похожие материалы:
Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс
Инклюзия в российском обществе
Новые функции учебно-методического совета вуза
E-learning на всех уровнях
III Уфимский международный салон образования
IT-технологии – ресурс повышения качества
В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
Есть потенциал для развития равных возможностей
Российская техника мирового уровня

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
#108Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ