Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые функции учебно-методического совета вуза

Для осуществления методической работы в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии созданы необходимые структуры: на вузовском уровне – это учебно-методический совет, на факультетском – учебно-методическая комиссия, на кафедральном – методическая группа.

Просмотров: 2048

О.Д. МОЧАЛОВ, ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара)

Н.Н. КИСЛОВА, проректор по учебно-методической работе и качеству образования

Направлять, предлагать, способствовать

Эффективность методической работы – важнейшего направления деятельности вуза – в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии обеспечивается грамотным управлением. Руководство на уровне вуза осуществляет ректор – как правило, через проректора по учебно-методической работе, на уровне факультета – декан через своего заместителя по учебной работе и заведующих кафедрами, на уровне кафедры – заведующий кафедрой. Функциями управления на каждом уровне являются прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация и коррекция работы, а также контроль и учет соответствующих мероприятий.

Для осуществления методической работы в академии также созданы необходимые структуры: на вузовском уровне – это учебно-методический совет, на факультетском – учебно-методическая комиссия, на кафедральном – методическая группа. Задачи и функции каждой из структур отражены в положении о методической работе (см. схему 1).

Схема 1.

Учебно-методический совет академии сформирован в 2003 году. В его состав входят ведущие преподаватели.

На первом этапе подразделение занималось контролем методической деятельности факультетов, кафедр и иных подразделений и ее координацией в масштабе вуза. Уже первые два года работы дали хороший результат. Были разработаны, а затем утверждены миссия академии, концепция создания и развития информационно-образовательной среды до 2011 года, политика в области качества, а также открыта хозрасчетная лаборатория субъектной самореализации и инновационных технологий. Удалось добиться победы в конкурсе Минобрнауки РФ по проекту «Разработка методик и организационных механизмов проведения годичной педагогической практики».

В 2005 году принята новая концепция развития вуза, внесены изменения в государственные образовательные стандарты ВПО. В связи с этим пересмотрены функции, которые выполнял совет. В новых условиях он стал координировать деятельность учебно-методических комиссий всех подразделений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, а также заниматься формированием единого информационно-образовательного пространства вуза.

Изменение функций усилило влияние совета как на внутреннюю, так и внешнюю среду учебного заведения. В частности, путем разработки и внедрения в практику требований положения об учебно-методическом комплексе дисциплины удалось усовершенствовать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. В результате обсуждения технологии взаимодействия с учебными заведениями, имеющими долгосрочный договор о сотрудничестве с академией, было разработано положение о присвоении им статуса экспериментальной площадки ПГСГА. Обобщение опыта ведущих вузов России по переходу на уровневое образование способствовало введению балльно-рейтинговой системы оценивания индивидуальных результатов обучения, которая позже была автоматизирована и взята за основу модульно-рейтинговой системы подготовки студентов. Обсуждение содержания, организации и контроля самостоятельной работы обучающихся послужило поводом для разработки положения о самостоятельной работе студентов и внедрения его требований в практику. Анализ процедуры подготовки к итоговой государственной аттестации и оценивания результатов обучения выпускников привел к утверждению единых требований по оформлению дипломных работ, требования комплектовать портфолио по педагогической практике и пересмотру содержания положения об итоговой государственной аттестации. Обсуждение возможностей участия вуза в приоритетном национальном проекте «Образование» и реализации национальной инициативы «Наша новая школа» помогло сформировать представление о месте академии в регионе и стране, определить направления взаимодействия с учебными заведениями области.

С 2011 года работа учебно-методического совета является частью реализации общей стратегии развития вуза и соответствует приоритетным направлениям концепции развития Поволжской государственной социально-гуманитарной академии до 2017 года. Являясь рабочим органом, совет обеспечивает организацию, координацию, контроль и анализ всех форм учебно-методической деятельности подразделений вуза.

Изменение внешних требований к подготовке специалистов сказалось не только на вопросах, вносимых в повестку заседаний, но и на структуре совета (см. схему 2).

Схема 2.

Так, необходимость детальнее обсуждать вопросы практической подготовки студентов привела к созданию секции руководителей практики. Разработка единых учебных программ по дисциплинам базовой части на тех направлениях подготовки, которые в соответствии с новыми ФГОС стали многопрофильными (при наличии нескольких кафедр, отвечающих за реализацию одной или схожих дисциплин), послужила причиной создания секции заведующих кафедрами педагогики и психологии. В ответ на решение руководства вуза усовершенствовать качество подготовки выпускников и сертифицировать СМК появилась секция менеджмента качества образования. Чтобы обеспечить необходимым методическим комплексом содержание и организацию образовательного процесса, образовали методическую секцию, а также регламентировали соответствующими положениями деятельность методической и педагогической школ.

Каждая секция выполняет свои функции, а приоритетные задачи решаются сообща. Ярким примером такого подхода служит изучение опыта внедрения инновационных технологий. Решая эту задачу, члены методической секции обсуждали вопросы об образовательном блоге как способе интерактивного взаимодействия со студентами, о развитии дистанционных технологий для заочной формы обучения, об использовании педагогических технологий в обучении основам медицинских знаний и изучении концепций современного естествознания и другие. Руководители практики рассматривали проблемы балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов по направлению «Педагогическое образование», а также инновационную модель практической подготовки будущих логопедов. На заседаниях секции заведующих кафедрами педагогики и психологии проводились презентация курса «Основы самоорганизации личности» и обмен опытом по реализации современных технологий на занятиях по педагогике и психологии и в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов-бакалавров. На секции системы менеджмента качества образования была раскрыта тема управления самостоятельной работой студентов факультета физической культуры и спорта с позиции компетентностного подхода.

Учебно-методический совет вуза взял на себя разработку и внедрение нормативно-методических документов, касающихся различных направлений деятельности вуза в целом. Это регулирование вопросов академической мобильности, внедрение проверки на плагиат письменных работ обучающихся и научно-педагогических работников, установление требований к условиям создания социокультурной среды, развитие и поддержание корпоративной культуры, соблюдение политики в сфере интеллектуальной собственности, определение положений кадровой политики и рейтинговой оценки деятельности кафедр и преподавателей.

На совет возлагается подготовка материалов и решений для ученого совета. Одним из важных поручений является проведение экспертизы в случаях, когда выпускающая кафедра или факультет обращаются с ходатайством об открытии либо нового направления подготовки (специальности), либо профиля (специализации).

Решения учебно-методического совета нередко становятся основой для организации и проведения научно-методических конференций по вопросам совершенствования образовательного процесса в вузе, а круглые столы – как, например, на тему «Вуз– школе»– составляющими фундамента плана мероприятий по совершенствованию практической готовности студентов к различным видам будущей профессиональной деятельности. Иногда обсуждение учебных и научно-методических проблем служит отправной точкой для определения составных частей внутривузовских курсов повышения квалификации. Так, дискуссии вокруг внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения и модульно-рейтинговой системы подготовки студентов-бакалавров вызвали необходимость внести корректировку в программу повышения квалификации «Формирующая оценка как средство повышения качества подготовки студентов в условиях компетентностного подхода». В частности, были выделены часы на формирование способности формулировать образовательные результаты и выработку умения переводить их в балльно-рейтинговую систему.

Благодаря работе учебно-методического совета вопросы взаимосвязи науки и практики рассматриваются детальнее и глубже. На заседаниях регулярно обсуждается внедрение в учебный процесс результатов интеллектуальной деятельности преподавателей ПГСГА и других образовательных учреждений города и региона. Формат проведения заседаний со временем изменился: от подготовки и представления докладов участники перешли к обсуждению проблем в рамках круглого стола.

Начиная с 2010 года совет с помощью привлеченных специалистов проводит внутривузовский конкурс на лучшее учебно-методическое издание года. Участие в нем помогает авторам-победителям получить рекомендацию к использованию от учебно-методических объединений вузов России.

С 2014 года новой задачей учебно-методического совета станет создание конкурентной среды для проявления профессионального мастерства преподавателей вуза.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дмитрий Ануфриев: За региональными вузами – будуще
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Электронное обучение: бег через нормативные барьеры
Пленум Совета УМО вузов РФ по образованию в области гидрометеорологии
Что происходит в недрах УМО?
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
Потенциал Чувашского государственного университета
Прикамский социальный институт. Шаг за шагом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ