Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспертное мнение: Реализация индивидуального подхода в дистанционной среде

Евразийский открытый институт – один из признанных лидеров в области российского дистанционного образования. Компьютерные технологии в обучении сегодня стали стандартной практикой. Развитие электронного обучения сегодня – это, прежде всего, поиск, апробация и совершенствование новых подходов к обучению.

Просмотров: 1329

Евразийский открытый институт – один из признанных лидеров  в области российского дистанционного образования. Компьютерные технологии в обучении сегодня стали стандартной практикой. Дистанционное образование в ЕАОИ – это не только электронные учебные пособия, тесты, форумы и видео-лекции. 

Развитие электронного обучения сегодня – это, прежде всего, поиск, апробация и совершенствование новых подходов к обучению. Мы хотим, чтобы качество дистанционного образования стремилось к безупречному. Ведущие ученые и преподаватели  ЕАОИ развивают методологию организации практических занятий, которые дают возможность дать каждому дистанционному студенту возможность эффективно взаимодействовать с преподавателем. В преддверии нового учебного года публикуем экспертное мнение  д.э.н., профессора кафедры экономики и финансов Энгеля Самуиловича Хазановича о формирования учебных заданий и  организации практических занятий в дистанционном обучении  на основе максимально полного использования  возможностей информационных технологий. 

Практикум является составной частью,  необходимой и в значительной степени определяющей успех учебного процесса по любой дисциплине. Схематически процесс освоения практического ее содержания включает: привитие навыков

  • на первом этапе обучения умения решать характерные для нее  задачи индивидуально каждому обучающемуся;
  • на втором его этапе умения на этой основе решать уже более сложные задачи в рамках творческого коллектива.

Реальная возможность коллективного решения достаточно сложных проблем возникает лишь тогда, когда участники такого творческого коллектива уже в полной мере владеют необходимым уровнем знаний относительно той предметной области, с которой они имеют дело, и умеют компетентно их применить. А это требует, прежде всего,  индивидуального подхода к формированию профессиональной компетенции каждого обучающегося.  

В связи с этим при системной реализации практикума, прежде всего, должна обеспечиваться  максимальная индивидуализация заданий  каждому обучающемуся с доведением до него отдельного варианта заданий. Подготовить реально требующееся их количество обычными способами не представляется возможным. Поэтому в практикуме должна использоваться машинная схема генерации вариантов исходных данных заданий. 

Она должна обеспечивать формирование таких вариантных наборов исходных данных, чтобы получаемые на их основе результаты решения задач  отражали все возможные ситуации, могущие возникать в данной предметной области. Для отдельных учебных курсов бывает необходимо сформировать до 1000 исходных показателей, и совершенно очевидно, что только автоматизированным способом  можно обеспечить их вариантность (практически в неограниченном числе этих вариантов).

Вместе с тем, это только первый шаг на стадии подготовки исходных данных для задач практикума. Для каждого из вариантов заданий при этом обеспечиваются разные значения этих данных, на основе которых и результаты решения задач также имеют разные значения. Но при одном и том же алгоритме их  поиска.

Следующим же шагом в системном развитии практикума является  в рамках одного и того же задания компоновка разных проблемных ситуаций для каждого из вариантов. Причем, в зависимости от ранга их сложности можно формировать учебные задания с учетом успеваемости студентов, их способностей и других факторов.

Принципиальных сложностей такой генерации заданий практикума не видно. Проблема упирается лишь в то, что архив разных проблемных ситуаций должен быть существенно расширен. Если сейчас для методического обеспечения одной дисциплины в форме очного обучения в один семестр достаточно 20 – 25 заданий, соответствующих содержательной структуре курса и включающих 75 – 90 различных задач, то в случае формирования вариантных наборов этих задач число их в составе УМК курса должно возрасти до 450 – 500 единиц. Вторым не менее важным условием системной реализации практикума является использование пошагового автоматизированного контроля правильности действий обучающихся. В самом элементарном исполнении  этот контроль  может осуществляться по принципу «правильно» -1, «неправильно – 0, в соответствии с которым осуществляется оценка каждого действия обучающегося при поиске решения задач. Но  целесообразна  дифференцированная оценка каждого шага поиска решения в зависимости, прежде всего, от его сложности. В целом ряде задач возможно получение множества решений, которые могут быть ранжированы от допустимого до оптимального. В этом случае пошаговая дифференцированная оценка осуществляется и с учетом качества полученного решения, что создает возможность более четко оценить интеллектуальный потенциал студента, решавшего задачи.

Пошаговый машинный контроль хода поиска решений, естественно, становится возможным только на основе их сопоставления  с предварительно выполненными скрытыми решениями задач.  Соблюдение этого условия требует соответствующей структурной организации массивов практических заданий. Необходимо при этом учесть, что требования к скрытому решению задачи существенно сложнее, чем к решению, которое должен получить студент при выполнении задания. Массив заданий, как было выше сказано, генерируется в необходимом количестве вариантов. Студент ищет ответ на задачи своего варианта и  его ответ однозначно соответствует исходным данным именно его варианта. Но скрытое эталонное решение обязано быть правильным для всех вариантов. Оно не может быть однозначным. Поэтому процедуры его получения должны предусматривать все возможные альтернативы, отражающие специфику каждого вариантного набора исходных данных. В связи с этим на каждом шаге получения эталонного решения анализа полученных результатов, определения того, являются ли они уже искомыми или промежуточными, и в каком направлении следует осуществлять их дальнейший поиск.

Скрытое решение всегда присутствует и в системах электронного тестирования. Но в них для каждого теста правильный ответ имеет однозначное представление, чего, как мы видим, не может быть в вариантных заданиях практикума.Следующим важным требованием, которому должен отвечать современный практикум, является постановка задач, в максимальной степени стимулирующих студента к самостоятельному принятию решений. В идеале, должна создаваться возможность для студента самому формулировать даже исходные условия конкретной задачи.

Перечисленные выше методические требования системной реализации практикума нами многократно и успешно реализованы во многих учебных курсах экономических дисциплин и для всех, без исключения форм обучения.  Особо следует отметить их эффективность в дистанционном обучении, где уровень самостоятельности студента особенно  высок, но где он в наибольшей степени нуждается в оперативном контроле и немедленной оценке своих действий при решении задач.   

Общесистемная организация практикума предполагает также  оперативный обмен данными в информационной системе «Преподаватель – студент» при дистанционной форме обучения, осуществляемый через Интернет.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: евразийский открытый институт, образовательные технологии, дистанционное образование

Похожие материалы:
Будущее за электронными учебными курсами?
ICDE – 2014: мир без границ
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Инновационная обучающая среда «Educon»
E-learning на всех уровнях
Расширение экспортных возможностей российских вузов
Есть потенциал для развития равных возможностей
Национальную платформу онлайн-образования представят на конференции EdCrunch
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
НГУ выходит на глобальный рынок онлайн-образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (120) 2020

В номере читайте. Содружество: деятельность Сетевого университета СНГ и некоторых вузов-участников сетевого партнерства. Госполитика: нюансы «регуляторной гильотины», итоги Национального агрегированного рейтинга и онлайн-заседания Нацаккредсовета. Качество образования: особенности развития аккредитации в России и оценка эффективности региональных механизмов управления качеством образования.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ