Результаты необычного мониторинга экономики образования приводит в статье «О вузовской десятине, размере взятки и прочем» кандидат экономических наук Е.Б.Галицкий. Читайте статью в мартовском номере журнала «Аккредитация в образовании» (№ 70).
Темы номера: репортажи с заседаний Комитета по образованию ГД РФ и Нацаккредсовета; «Лучшие образовательные программы инновационной России»; модели гарантии качества образования; социализация молодежи; e-learning; дискуссия о концепции поддержки развития педагогического образования; качество юридического образования; Parallels; портрет современного абитуриента; тенденции непрерывного образования; молодые педагоги СПО; первый рейтинг вузов стран СНГ.
Владимир Путин подписал 24 марта 2014 года указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Вскоре в Комитете Госдумы РФ по образованию прошло заседание, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния, проблем и перспектив развития деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Круглый стол «Российская историческая традиция: содержание учебников истории» прошел в Комитете Госдумы РФ по образованию. Мероприятие, участниками которого стали многие известные российские историки, педагоги, не ограничилось лишь заявленной темой, посвященной подготовке новой линейки школьных учебников по отечественной истории.
Уполномоченный по правам студентов в РФ, избранный около года тому назад, в марте нынешнего официально вступил в свои права. Хотя два этих события не удалось синхронизировать (потребовалось время на обсуждение полномочий и обеспечение деятельности), первые шаги студенческого омбудсмена в новой должности не оставляют сомнений в том, что он пришел всерьез и надолго.
Образовательные программы, предлагаемые вузами, ежегодно корректируются в зависимости от требований рынка труда. После мониторинга потребности производства в специалистах Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова расширил сектор направлений и специальностей, по которым можно получить высшее образование.
В мае 2012 года в стране была утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны.
Концепция проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» основывается на зарекомендовавшей себя в мировой практике методике бенчмаркинга – поиске и выявлении лучшего опыта, в данном случае в сфере высшего образования.
Престиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов.
Причиной появления на свет проекта модернизации педагогического образования являются, безусловно, куда более глубокие процессы, нежели необходимость оптимизации количества вузов и их деятельности. Ощутимым толчком к пересмотру содержания образования в отрасли следует признать комплекс имеющихся серьезных противоречий между теорией и практикой.
Сотрудники Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина принимают участие в НИР по проблемам педагогического образования, и поэтому их мнение о концепции поддержки развития педагогического образования представляет особый интерес.
Сегодня общественность страны обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Это первый, очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает Минобрнауки РФ.
В сфере образования России создана довольно надежная и хорошо отлаженная система поиска талантливых детей, помогающая выявить склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Это система олимпиад – как школьных, так и вузовских.
Абитуриенты – очень разнородная социальная категория. При изучении их интересов необходимо использование специальных, максимально эффективных методов. Одним из таких можно считать проведение опросов, которые позволяют быстро и качественно исследовать мнение будущих студентов о различных явлениях и проблемах.
Исключительное в своем роде исследование образа жизни и здоровья регионального студенчества провели социологи Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Уникальность его в том, что учеными была поставлена задача выявить долгосрочный тренд и динамику социального самочувствия студенчества на протяжении целого десятилетия.
Вологодский государственный университет – один из немногих вузов, где выпускают инженеров-спасателей. Направление подготовки – «Техносферная защита», профиль – «Защита в чрезвычайных ситуациях». В таких специалистах нуждаются структуры МЧС.
В атмосфере воспитательной системы Кузбасского государственного технического университета, студент, если захочет, станет суперактивным, а если нет – сумеют вовлечь в активное общественное взаимодействие. Основа воспитательной системы – самоуправление.
Трансформация российского высшего образования, которую сегодня описывают в терминах революционного периода, предполагает неформальное определение критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Среди значимых критериев деятельности образовательных структур высшей школы – эффективность взаимодействия организационных подразделений.
Официальный старт программе «Глобальное образование» дал президент Владимир Путин, подписав 28 декабря 2013 года указ о мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации. Реализация проекта начата в этом году, однако пока в пилотном режиме.
Печально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала