Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эффективность взаимодействия структурных подразделений вуза: технология оценки

Трансформация российского высшего образования, которую сегодня описывают в терминах революционного периода, предполагает неформальное определение критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Среди значимых критериев деятельности образовательных структур высшей школы – эффективность взаимодействия организационных подразделений.

Просмотров: 548

Трансформация российского высшего образования, которую сегодня описывают в терминах революционного периода, предполагает неформальное определение критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Среди значимых критериев деятельности образовательных структур высшей школы – эффективность взаимодействия организационных подразделений. Этот критерий интегрирует в себе и объективное (экономическое), и субъективное (межличностное) содержание деятельностных характеристик организации. В связи с этим использование оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений как индикатора по отношению к актуальному моменту функционирования образовательной организации высшей школы и перспектив ее развития является прогностически ценной процедурой.

В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор
В.Б. НИКИШИНА, заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета, доктор психологических наук, профессор
М.В. МЕДВЕДЕВА, доцент кафедры офтальмологии Курского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук
И.В. ЗАПЕСОЦКАЯ, доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, доктор психологических наук

Таким образом, целесообразно представить результаты и анализ проведенной процедуры оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений Курского государственного медицинского университета (КГМУ) – образовательной системы с восьмидесятилетней историей и многоуровневой сложной организационной структурой.

Процедура оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений КГМУ была осуществлена с использованием модификации метода «360 градусов», разработанного в 1997 году Уордом для систематического сбора получаемой от окружения информации относительно результатов деятельности индивидуума или группы. Метод начали активно применять на Западе в конце 90-х годов ХХ века. В начале 2000-х российские специалисты стали использовать его применительно к организациям различных сфер деятельности – преимущественно финансовой, торгово-посреднической и производственной. Опубликованных материалов об использовании метода Уорда в отношении деятельности образовательных структур в России авторы не обнаружили и, оценив его преимущества и ограничения для оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений вуза, сочли необходимым модифицировать.

Процедура оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений КГМУ была осуществлена в ноябре 2013 года, и в ней приняли участие руководители 38 структурных подразделений. Их список представлен только кодами – от 1 до 38. Алгоритм оценки:

  • мотивирование и инструктирование участников;
  • выбор структурных подразделений, с которыми взаимодействует руководимое каждым участником процедуры подразделение;
  • выбор структурных подразделений, от деятельности которых зависит эффективность функционирования руководимого каждым участником процедуры подразделения.

Исследование преследовало цели:

  • оценить уровень интегрированности/дезинтегрированности взаимодействия структурных подразделений;
  • оценить их включенность/невключенность в процессы взаимодействия в организационной структуре;
  • оценить эффективность взаимодействия по функциональной согласованности подразделений.

Оценка эффективности взаимодействия осуществлялась по трем критериям: согласованности, включенности (индекс включенности), интегрированности (индекс интегрированности). Анализ эффективности взаимодействия проводился с учетом организационной иерархии – универсального принципа построения любых организационных систем, согласно которому осуществляется распределение власти и функций по уровням.

В рамках проводимой оценки организационная иерархия подразделений выстраивалась по характеру распре-
деления функций:

  • первый уровень – подразделения, осуществляющие свои функции во взаимодействии со всеми структурными подразделениями;
  • второй уровень – подразделения, осуществляющие свои функции во взаимодействии с большинством подразделений (2/3);
  • третий уровень – подразделения, осуществляющие свои функции во взаимодействии с профильными структурными подразделениями.

В основу эталонной модели организационной иерархии КГМУ был положен критерий характера функционального распределения. Модель строилась на основании оценки количества выборов (выбор структурных подразделений, с которыми взаимодействует руководимое каждым участником процедуры оценки подразделение). Подразделения по организационным уровням распределялись следующим образом: второй уровень – среднее значение выборов ±σ; первый уровень – среднее значение +2σ; третий уровень – среднее значение – 2σ (см. рис. 1).

Рисунок 1. Соответствие эталонной и реальной моделей организационной иерархии

Первый уровень организационной иерархии практически полностью соответствует эталонной модели. Второй – перегружен организационными подразделениями третьего уровня, что грозит организации функциональными несоответствиями по типу гиперболизации (структурные подразделения третьего уровня организационной иерархии берут на себя не свойственные им функции).

Индекс корпоративной интеграции рассчитывался по уровням организации (от первого до третьего). В каждом уровне организационной иерархии подразделения распределялись по объему функций. Структурные подразделения, получившие максимальный индекс корпоративной интеграции на каждом уровне, обеспечивают корпоративную интеграцию организации в целом. Имеющие низкие значения по индексу интеграции – блокируют процесс взаимодействия (см. рис. 2).

Рисунок 2. Распределение структурных подразделений вуза в соответствии со значениями индекса корпоративной интеграции

Общая тенденция согласно интеграции структурных подразделений характеризуется высоким количеством взаимосвязей между подразделениями первого уровня, низким – между подразделениями второго и очень низким – между подразделениями третьего уровня. Выявлена выраженная дезинтеграция взаимодействия на втором и третьем организационных уровнях (см. рис. 3).

Увеличить изображение

Индекс включенности во взаимодействие, позволяющий определить, в какой степени подразделение согласно своим функциям обеспечивает выполнение общеорганизационных задач, рассчитывался как отношение количества сделанных выборов к количеству полученных выборов по каждому организационному подразделению. Чем значение индекса включенности ближе к единице, тем адекватнее включенность. Адекватная включенность – соответствие намерению взаимодействовать с выполняемым структурным
подразделением функционалом. Подразделения в рейтинге отсортированы по убыванию включенности. В начале рейтинга – самые включенные подразделения (см. рис. 4).

Увеличить изображение

Оценка эффективности взаимодействия по функциональной согласованности структурных подразделений осуществлялась через расчет индекса востребованности. Этот индекс позволяет определить, насколько данное подразделение необходимо своим коллегам. Чем выше показатель, тем «нужнее» подразделение в организации в целом.

В рейтинге по индексу востребованности подразделения отсортированы с точки зрения их полезности для других подразделений. Чем большему количеству из них данное подразделение помогает обеспечивать эффективность деятельности, тем выше индекс востребованности (см. рис. 5). На подразделения с высоким индексом необходимо опираться при проведении нововведений и при реализации стратегических решений. Высокий уровень востребованности может свидетельствовать об отсутствии практики делегирования полномочий.

Увеличить изображение

Подразделений, попадающих и в зону низкой включенности, и в зону низкой востребованности, не выявлено. Корпоративную интеграцию обеспечивают те руководители, которые имеют высокий уровень востребованности и адекватный уровень включенности – это 48,6 процента руководителей подразделений, что соответствует значению критической нормы. При снижении корпоративной интеграции руководящего состава организации есть вероятность снижения общей лояльности и эффективности профессионального взаимодействия.

Систематизируя аналитические результаты оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений организации, можно сделать несколько важных обобщений. Эффективность взаимодействия структурных подразделений вуза характеризуется высоким количеством взаимосвязей между подразделениями первого уровня организационной иерархии, низким – между подразделениями второго уровня и очень низким – структурными подразделениями третьего. Выявлена выраженная дезинтеграция взаимодействия на втором и третьем организационных уровнях, а также адекватная включенность подразделений как соответствие намерению взаимодействовать с функционалом, выполняемым структурным подразделением.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, курский государственный медицинский университет, практика управления, ао-71

Похожие материалы:
Предпочтения современных абитуриентов
Кубинская делегация в Курском государственном медицинском университете
На Алтае откроют российско-американский центр по борьбе с раком
Региональное студенчество – XXI: образ жизни, учеба, здоровье
О чём думают современные абитуриенты?
Тенденции непрерывного образования
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Аспирант СГУ участвовал в экспедиции на Командорские острова
Возможности для исследователей в БиоБизнес-Инкубаторе МФТИ
Центр ШОС и БРИКС будет создан в УрФУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#99Новости образования «АО-99»
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку