Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Молодой преподаватель о профессии и о себе

Молодых педагогов, которые хотели бы трудиться в системе СПО, немного. И все же они есть. Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель профессионального образования» Приволжского федерального округа Юлия Лапина входит в их число. Что удерживает молодого педагога в системе СПО, а что не устраивает – вот значимые проблемы, затронутые в нашем интервью.

Просмотров: 331

Искать и не останавливаться на достигнутом

Молодых педагогов, которые хотели бы трудиться в системе СПО, немного. И все же они есть. Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель профессионального образования» Приволжского федерального округа Юлия ЛАПИНА входит в их число. Окончив вуз, она около пяти лет работает в Оренбургском гуманитарно-техническом техникуме. Что удерживает молодого педагога в системе СПО, а что не устраивает – вот значимые проблемы, затронутые в нашем интервью.

ЛАПИНА Юлия Александровна – преподаватель Оренбургского гуманитарно-технического техникума.

Родилась в 1987 году. В 2009 году окончила Оренбургский педагогический университет по специальности «учитель математики». Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель Профессионального образования» Приволжского федерального округа (2013), победитель областного конкурса «Лучший классный руководитель» среди учреждений СПО (2013), лауреат конкурса «Учитель Оренбуржья (2012).

В 2009 году стала чемпионом области по зимнему туризму на спартакиаде «Оренбургская снежинка».

– Юлия Александровна, математика, которую вы преподаете, да еще связанная с педагогикой, – достаточно трудная область деятельности и познания. Чем она вас привлекла?

– Можете ли вы гарантировать, что, потеряв телефон или записную книжку, вспомните нужный номер и позвоните, куда нужно? Далеко не во всех случаях. Чтобы мозг помогал человеку, его нужно тренировать, как спортсмена перед важными стартами. «Математика – гимнастика ума», – сказал кто-то из великих людей. Очень точная оценка. Более того, эта наука знает ответы на множество простых и интересных вопросов, она основа любого закона в окружающем мире. История ее развития прошла сквозь века, страны, цивилизации.

Педагогика – удивительная область, где каждый день не похож на предыдущий. Здесь нельзя останавливаться. Если перестал работать над собой, искать новое, удивлять студентов – сдавайся!

Для меня нет вопроса, должна ли быть преграда между педагогом и воспитанником. Спору нет, должна. Но это не стена или барьер, а довольно высокая ступенька, на которую необходимо подняться педагогу, чтобы протянуть руку тем, кто идет следом.

– Как вы оцениваете подготовку школьников по математике?

– Техникум, в котором я преподаю, находится в областном центре. Почти 50 процентов студентов – иногородние, многие из отдаленных районов области, из самых обыкновенных сельских школ. Однако другая половина – выпускники школ, лицеев и гимназий Оренбурга. Понятно, что подготовка по предмету у всех различная.

В системе СПО не обязательно сдавать ЕГЭ, и, скажу честно, это в какой-то степени привлекает сюда абитуриентов. Большинство студентов имеют средний и низкий уровень знаний по математике. Но есть и такие, с которыми приятно поддерживать диалог, на которых можно опереться на уроке.

– Что вы предпринимаете, чтобы повысить уровень знаний школьников и студентов?

– Задача трудная, способ ее решения только один – постоянная и кропотливая работа. Наверное, это не ново, но мне помогает зачётная система проверки достижений, которая позволяет формировать и существенно повышать познавательный интерес. Когда студенты привыкают работать по зачётной системе, меняется стимул учения: над ними не висит страх получить плохую оценку, они начинают учиться прежде всего потому, что сами этого хотят. Зачетная система позволяет им планировать деятельность, видеть конечную цель работы, распределять силы для достижения поставленной цели.

Приходится вести индивидуальную работу с каждым. Конечно, это занимает много времени. Но иначе нельзя.

– Объясните, как вы попали на работу в систему СПО: случайно или целенаправленно? Что вас держит в этой системе? Чем она интересна, привлекательна?

– Еще во время практики в городской школе я поняла, что мне нравится работать со старшеклассниками. Наверное, именно это и привело в техникум. Ну а когда вработалась, могу сказать, что самое интересное в системе СПО – наблюдать за взрослением обучающихся. Буквально за один год студенты изменяются до неузнаваемости. Ко времени выпуска во взрослую жизнь они становятся гражданами, личностями. Это очень приятно и вызывает гордость.

– Кто или что помогает вашему профессиональному становлению?

– Не могу выделить только одно слагаемое. Так получилось, что меня всегда окружали и окружают хорошие люди. Коллеги поддерживают, кто постарше – подсказывают правильное решение. Родители, брат, муж болеют за меня. Студенты ждут содержательного урока, одобрения, совета. Можно ли хоть кого-либо подвести? Приходится постоянно заниматься самообразованием, без этого – никуда.

– Есть ли в системе СПО то, что вам хотелось бы изменить?

– Убеждена, что со студентами должна проводиться методичная и качественная работа по раскрытию сущности и содержания выбранной профессии. Без участия социальных партнеров сделать это очень трудно.

Иногда, окончив техникум, молодой человек не может устроиться на работу. Это абсурдная ситуация. Специальное образование призвано привести выпускника к конкретному месту работы. Молодой человек вправе быть уверенным, что диплом, полученный в техникуме, поможет ему трудоустроиться, а в отделе кадров должны знать, какого специалиста берут на работу. Пока такая взаимосвязь с предприятиями мала, но в нашем техникуме этот процесс постепенно набирает ход. Хочется верить, что в будущем у выпускников не будет трудностей при трудоустройстве по специальности и рабочие профессии станут престижными
и хорошо оплачиваемыми.

– В системе СПО преподаватели самостоятельно разрабатывают программы, курсы, модули, то есть делают то, чем примерно два десятилетия назад занимались только специализированные научно-методические организации. Ваше отношение к такой постановке дела?

– Наверное, сегодня для преподавателей это самый больной вопрос. Уже потеряла счет программам, планам и другим документам, которые за последние годы пришлось делать и переделывать. Постоянно что-нибудь меняется. Любому преподавателю приходится «вариться в собственном соку», чтобы грамотно и методически верно выстроить программы и модули. Конечно, в коллективе есть методисты, которые подскажут и нацелят, однако основную работу делаешь сам. При этом приходится помнить, что главная миссия учителя – учить и воспитывать. Временем, которое можно и даже нужно потратить на основную цель, зачастую приходится жертвовать ради бумажной работы. А ведь нужно еще и план урока на завтра составить. Пожалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа.

– Что для преподавателя техникума сложнее: научиться доходчиво излагать материал, пробуждать интерес к предмету или воспитывать?

– Современный преподаватель должен уметь все в совокупности. Урок не получится, если не заинтересовать, не мотивировать, не объяснить так, чтобы всем было понятно. А этого не произойдет, если не будет дисциплины. Тут и начинается процесс воспитания, который неотделим от обучения. И мне как начинающему педагогу несколько лет назад было очень сложно. Нервы, слезы… словами не передать! Не удивительно, что молодые не выдерживают и уходят из системы СПО, а некоторые из образования вообще. Остаются только те, кто твердо решил: это мое призвание.

Восстановиться после трудного урока или разговора со студентом и быть в хорошей форме мне помогает спорт. Увлекаюсь им с детства. Имею второй взрослый разряд по лыжному спорту, в 2009 году стала чемпионкой области по лыжному туризму IV класса.

– Ваша формула успеха – это…

– Зажечь не может тот, кто сам не горит. Надо быть уверенным и не бояться показать себя. Искать, дерзать и никогда не останавливаться на достигнутом.


Синица уже в руках

В продолжение темы о том, как живется работникам колледжей и техникумов, заглянем с помощью статистики в кошелек преподавателя.

В перестроечный период низкие зарплаты, постоянные сокращения, которые происходили в образовательных учреждениях, наряду с изменением требований к компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, привели к тому, что в системе СПО начался отток педагогов. Причем уходили не только сотрудники предпенсионного возраста, но и находящиеся в расцвете сил, хорошо подготовленные специалисты. В отдельных случаях дело доходило до того, что директора были вынуждены поручать ведение практических занятий наиболее успешным старшекурсникам. Разговоры о дефиците кадров и омоложении коллективов колледжей и техникумов не утихали долгое время.

В мае 2012 года появились указы Президента РФ, нацеленные на повышение материального состояния работников социальной сферы. Сняли ли они остроту проблемы, и если да, то в какой степени?

Вот ответ, который дает на этот вопрос Федеральная служба государственной статистики, организовавшая по поручению Президента РФ наблюдение за оплатой труда отдельных категорий работников, которым, согласно указу от 7 мая 2012 года1, предписано поднять заработную плату. За 9 месяцев 2013 года российские преподаватели и мастера производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования федеральной формы собственности получали в среднем 22 500 рублей, субъектов федерации – 23 877.

Задание президента регионы в основном выполняют и кое в чем даже перевыполняют. По некоторым категориям бюджетников увеличение выплат идет опережающими темпами. В частности, в целом зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения соответствует 81,5 процента от средней по экономике, тогда как нормативный показатель, установленный на 2013 год, несколько меньше. Но что касается доходов конкретного человека, в нашей большой стране все по-разному. Кто-то имеет зарплату, составляющую треть от среднестатистической, а кто-то получает в три раза больше. Известно же: если один съел курицу, а второй остался голодным, в среднем – накормлены оба. Показатели по субъектам федерации тоже отличаются друг от друга. Есть регионы, где, судя по общим цифрам, зарплата мастеров и преподавателей за 9 месяцев прошлого года составляет около 14-15 тыс. рублей, а имеются и такие, где платят почти вдвое больше. Самый низкий показатель, 11 208 рублей, зафиксирован в Северной Осетии – Алании.

Картина по федеральным округам представлена в таблице (данные Росстата).

Средняя зарплата педагогов и мастеров производственного обучения за 9 месяцев 2013 года

Проблема кадров, пусть и смягчилась, но тоже не решена полностью. Например, в Самарской области, по данным регионального министерства образования и науки, 78 учреждений среднего профессионального образования нуждаются в 52 высококвалифицированных педагогах. Четвертая часть от этого количества – преподаватели специальных дисциплин. Вторые по востребованности – преподаватели информатики, третьи – математики. В Оренбургской области дефицит кадров считают главной проблемой образования. Нехватка квалифицированных педагогов и мастеров наблюдается во многих регионах. Значит, не в одной зарплате дело. Скорее всего, имеет значение и то, как она достается. Во многих случаях прибавка в кошельке появляется только потому, что педагоги работают на полторы-две ставки. На статистических показателях это сказывается положительно, а на здоровье конкретного человека – увы, нет. Без сомнения, страдает от переработок педагогов и качество образования. Вряд ли можно требовать творческого подхода к преподаванию от того, кто устал и выдохся. Разговоры о профессиональном выгорании педагогов возникают не на пустом месте.

Другими причинами, которые тормозят поступление на работу молодежи в учреждения СПО, служат высокие требования, предъявляемые к работникам, ответственность за результаты труда и довольно сложный контингент обучающихся.

Нельзя сбрасывать со счетов и так называемую оптимизацию, которая висит над головами педагогов, подобно дамоклову мечу. Каждый знает, что по отношению к работникам этот процесс, наряду с положительным, приводит к отрицательному результату: одних сокращают, другим добавляют обязанности и зарплату. Не секрет, что регионы, особенно дотационные, оптимизируют свои системы образования довольно активно.

Особая статья – дефицит преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в колледжах экономического и технического профилей. С введением образовательных стандартов нового поколения изменились и возросли требования в первую очередь к этой категории работников. Чтобы выпускники овладели необходимыми практическими компетенциями, преподавателям и мастерам нужно хорошо знать конкретное производство. А этому в пединститутах не учат. Заботиться о пополнении знаний и умений приходится самостоятельно, причем учиться не только на курсах повышения квалификации, но, если есть возможность, и на предприятиях. Хорошая, на первый взгляд, идея – привлекать к преподаванию специалистов с производства – трудно реализуется на деле, так как, отлично зная практическую часть, производственники плохо ориентируются в вопросах педагогики. И их далеко не всегда устраивает заработная плата, которую предлагают в учреждениях образования.

В одном из колледжей нашей страны нашли довольно простой способ преодолеть нехватку кадров. На работу берут своих выпускников, которых уже во время учебы готовили к педагогической деятельности. Но проблему в масштабе всей страны такой подход вряд ли решает.

По данным НИУ ВШЭ, в последние два десятилетия признанным знатоком и самым цитируемым специалистом в науке о развитии образования является почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан. Он знаменит тем, что в своих работах отстаивает тезис, на который, судя по практической деятельности, российские реформаторы обращают мало внимания. Канадский ученый считает, что в сфере образования нельзя проводить изменения без участия учителей.

Бесспорно так, – если говорить о воплощении в жизнь всего, что приходит в головы реформаторов. Но, думается, не только это имеет в виду знаменитый профессор. Необходимо прислушиваться к мнению педагогов, знать, как и чем они живут. Вот тогда реформы получатся и дадут ожидаемый эффект.

Хорошо, что указ Президента РФ выполняется. Остается надеяться, что государственная власть заинтересуется и тем, какой ценой достается денежная прибавка конкретному человеку, какие условия для его работы созданы в регионах, насколько эффективен «эффективный» контракт. Возможно, тогда будет яснее, почему до сих пор не удается преодолеть дефицит кадров в колледжах и техникумах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуальное интервью, юлия лапина, СПО, по сути, ао-71

Похожие материалы:
Нужно ли государству негосударственное образование?
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Проблема подготовки востребованных специалистов
Потенциал человека во многом определяется образованием
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Кого, чему и зачем учить?
Качество образования - основа созидания специалиста
Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО
Составлен первый рейтинг вузов стран СНГ
Особенности нижегородского профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#111МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#100Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний