Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация начального и среднего профобразования Сибири

В настоящее время профессиональное образование в России переживает коренную перестройку. В каждом субъекте федерации есть свой взгляд на способы и методы его реформирования. По мнению автора статьи, в ситуации, когда учебные заведения переданы в ведение субъектов РФ, возрастает роль региональных советов директоров ссузов.

Просмотров: 2635

В поиске своего пути

А.В. БРИКМАН, председатель Координационного совета директоров образовательных учреждений начального и среднего профобразования Сибирского федерального округа, председатель Совета директоров ссузов Новосибирской области, директор Новосибирского авиационного технического колледжа.

Сегодня профессиональное образование переживает коренную перестройку. В каждом субъекте федерации есть свой взгляд на способы и методы его реформирования. Причем многое зависит от того, какие отрасли экономики являются приоритетными в данной области или республике. Скорее всего, именно этим обосновано распоряжение Правительства РФ о передаче полномочий по управлению начальным и средним профессиональным образованием на региональный уровень, которое было обнародовано в самом конце 2011 года.

Стоит заметить, что к этому времени в Сибирском федеральном округе уже началось строительство региональных моделей профессионального образования, ориентированных на рынок труда. Появился новый опыт. Так, в конце 2010 года для решения задач модернизации в Новосибирской области было создано новое министерство – труда, занятости и трудовых ресурсов. Это учреждение объединяет две основные функции – профессиональной подготовки трудовых ресурсов и их распределения и перераспределения, а также решает две важные задачи – достижения комплексного подхода к кадровому обеспечению экономики и повышения эффективности занятости населения.

Первым важным шагом министерства является разработка Комплексной региональной программы развития профессионального образования, в рамках которой в области активно создаются отраслевые советы, координирующие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, по привлечению работодателей, научных и общественных организаций к поддержке начального и среднего профобразования.

В состав советов входят представители крупных промышленных предприятий и организаций, а также министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. Начиная с сентября 2011 года, в регионе созданы 9 отраслевых советов, которые координируют деятельность ресурсных центров. Новый формат обучения, в рамках данных центров, позволяет улучшить качество подготовки квалифицированных рабочих, обеспечивает оперативное внедрение инновационных технологий.

В 2011 году по инициативе Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова было принято решение о создании научно­образовательного консорциума в области авиастроения. Работа велась при активной поддержке Правительства Новосибирской области. В консорциум, кроме самого предприятия, вошли Новосибирское профессиональное училище № 1, Новосибирский государственный технический университет и Новосибирский авиационный технический колледж. Проект создания консорциума является победителем конкурса региональных программ развития образования.

В Красноярском крае тоже пошли по пути создания отраслевых ресурсных центров. В конце февраля здесь открыт высокотехнологичный центр по подготовке кадров для краевых предприятий машиностроительной отрасли – седьмой по счету профильный центр. К 2014 году краевое правительство планирует создать еще 13 таких структур. Идея их открытия проста: необходимо создать условия для подготовки квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики края и их успешной самореализации в новой инновационной экономике.

В конце 2010 года для решения задач модернизации в Новосибирской области было создано новое министерство – труда, занятости и трудовых ресурсов.

В Красноярском крае пошли по пути создания отраслевых ресурсных центров.

В Томской области на базе образовательных учреждений НПО и СПО созданы 15 ресурсных центров.

В Республике Бурятия взят курс на структурную перестройку системы профессионального образования.

В Алтайском крае намечено создание крупных образовательных комплексов.

В Кемеровской области для решения проблем модернизации профессионального образования создан совет по кадровой политике.

В Томской области на базе образовательных учреждений НПО и СПО созданы 15 ресурсных центров, в которых ведется опережающая (подчеркиваю, опережающая!) подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена для приоритетных направлений экономики. В лучшую сторону изменилось отношение работодателей к инвестициям в развитие ресурсных центров, оснащение образовательных учреждений высокотехнологичным оборудованием. В настоящее время поставлена задача – создать новую систему формирования заказа на подготовку квалифицированных кадров для экономики области. Выполнить эту работу планируется с помощью новых инфраструктурных единиц профессионального образования – отделов маркетинга, консалтинга и мониторинга.

Особое внимание – как в городе, так и в сельской местности – уделяется развитию бизнес­образования.

На базе учреждения НПО (профессиональный лицей № 7 г. Томска) создан бизнес­центр, в учреждении СПО (филиал ТЭПК в Зырянском районе) старшекурсников вовлекают в проектную деятельность и организовывают бизнес­команды. В дальнейшем в рамках Программы развития профессионального образования Томской области в системе начального и среднего профобразования планируется создание бизнес­инкубаторов.

В будущем качественные преобразования в Томской области пойдут по двум основным направлениям.

Во­первых, будут формироваться образовательно­отраслевые кластеры, объединяющие ресурсы учебных заведений разных типов и уровней подчиненности с производственными ресурсами социальных партнеров на взаимовыгодной ассоциативной основе. Во­вторых, будут комплектоваться межмуниципальные образовательные центры, ориентированные на подготовку кадров для муниципального образования и взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в допрофессиональной и профессиональной подготовке школьников (многопрофильность, многофункциональность).

В Республике Бурятия взят курс на структурную перестройку системы профессионального образования и связанную с этим модернизацию содержания образовательных программ, а также на создание системы объективного и независимого внешнего контроля качества образования. Планируется провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование непрерывного профобразования, формирование образовательных кластеров, ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики республики, усовершенствовать экономические механизмы в сфере образования. Это позволит расширить спектр образовательных услуг и привести его в соответствие с требованиями рынка труда, внедрить новые институциональные модели повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно­педагогических работников.

В Алтайском крае намечено создание крупных образовательных комплексов. Предполагается, что они будут узкоспециализированными, с возможностью реализации программ прикладного бакалавриата и получения фундаментальных компетенций. После объединения некоторых колледжей и техникумов в крупные многопрофильные ссузы в крае появятся учреждения нового типа, реализующие широкий спектр программ НПО и СПО. Оптимизируется сеть однопрофильных учебных заведений среднего звена: педагогических, медицинских, культуры. Сократится дублирование профессий и специальностей. Техникумы и колледжи будут работать не только по программам соответствующего уровня для граждан, получающих профессиональное образование впервые, но и по программам переподготовки и повышения квалификации.

В Кемеровской области для решения проблем модернизации профессионального образования создан совет по кадровой политике, ведущий работу по закреплению предприятий и организаций области за учреждениями профобразования, которая уже дает положительные результаты. Численность таких предприятий увеличилась в два раза и достигает более 200. Возросло число соглашений о социальном партнерстве учреждений профобразования и работодателей. На начало текущего учебного года их заключено около 500. Появились новые совместные направления работы предприятий и учебных заведений, более ощутимой стала спонсорская помощь. С начала 2010 года по настоящий момент предприятия области инвестировали в учреждения профобразования около 60 млн. рублей. Часть средств была направлена на выплату грантов преподавателям и стипендий студентам. После того как оставшуюся часть образовательных учреждений СПО передали на региональный бюджет, ведется системный анализ мероприятий региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011­2013 годы.

В остальных регионах Сибирского федерального округа также идут процессы реформирования. Основными направлениями модернизации профессионального образования являются создание ресурсных центров, многопрофильных и многофункциональных образовательных учредений, разработка механизмов определения потребности в кадровых ресурсах, частно­государственное и социальное партнерство.

Говорить о том, что это дает, еще рано. Но не отметить положительную тенденцию нельзя – в модернизацию активно включаются работодатели. После того как в 90­е годы государство ушло от отраслевого принципа управления профессиональным образованием, появились проблемы, которые чуть не привели к краху системы подготовки кадров. Сегодня делаются первые шаги по возвращению к этому принципу, но уже на новом уровне и в рамках рыночной экономики.

Особая роль в сегодняшней модернизации принадлежит Союзу директоров начального и среднего профессионального образования России и его региональным представительствам. Было время, когда он являлся неким органом управления, через который Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляло координацию деятельности по ряду вопросов. В нынешней ситуации, когда учебные заведения переданы в ведение субъектов РФ, возрастает роль региональных советов директоров ссузов. Они становятся экспертными площадками по выработке новых механизмов взаимодействия с работодателями и апробированию инноваций в педагогической деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, по сути, СПО, региональный обзор, андрей брикман

Похожие материалы:
Система СПО Удмуртской Республики
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Бордюрные камни госаккредитации
От инвестиций в экономику – к развитию образования
В России тоже будет рабочая аристократия
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Владимирский сегмент наноиндустрии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#106Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний