Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблема подготовки востребованных специалистов

Вузы выпускают массу специалистов, не востребованных рынком. Впрочем, и система среднего профессионального образования уже практически разрушена. То есть главной проблемой образования в России является явное несоответствие получаемых в высших учебных заведениях компетенций реальным потребностям рынка труда.

Просмотров: 2735

Предложение есть, спроса нет…

Борис ТИТОВ, председатель организации "Деловая Россия"

«Деловая Россия» – организация, созданная с целью установления стратегического альянса между бизнесом и государством и создания в стране благоприятного делового климата. В ее состав входят люди, которые не понаслышке знают, что такое производство и в чем оно нуждается больше всего.

С Борисом ТИТОВЫМ, председателем этой организации, наш корреспондент обсуждает одну из важнейших проблем современной экономики – недостаток рабочих кадров и специалистов среднего звена.

– Известно, что нашей стране не хватает квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Как вы считаете, почему сложилась такая ситуация?

– У нас отличное начальное и среднее профессиональное образование, и в большинстве своем плохое высшее. Хорошее высшее тоже было, но в условиях индустриализации и государственного планирования. Сейчас старые схемы не работают, а вузы по-прежнему выпускают массу специалистов, не востребованных рынком. Впрочем, система среднего профессионального образования уже практически разрушена. То есть главной проблемой образования в России является явное несоответствие получаемых в высших учебных заведениях компетенций реальным потребностям рынка труда. Другими словами, практическое высшее образование не ориентировано на спрос.

– Проект федеральной целевой программы развития образования до 2015 года предполагает сокращение на одну треть числа студентов вузов и увеличение доли получающих начальное и среднее профессиональное образование в ПТУ и техникумах. Одобряете ли вы предполагаемое преобразование? Достаточно ли только такой меры?

– Да, это своевременная мера. Тяга к высшему образованию понятна, но ситуацию, когда до 90 процентов выпускников школ подает документы в вуз, нельзя считать нормальной. Вместе с низким качеством высшего образования это приводит к печальным последствиям на рынке труда страны. СПО нужно всемерно поддержать!

– Каждому предприятию, каждой фирме нужны свои кадры, соответствующие особенностям производства, а государственный стандарт, определяющий содержание той или иной дисциплины, – документ усредненный. Что, на ваш взгляд, целесообразнее для работодателя: создать свой учебный центр (или другое подразделение) или профинансировать подготовку специалиста в колледже или техникуме?

– Для каких-либо крупных производств, типа Уралмаша, наверное, легче создавать свои учебные центры, но для большинства предприятий целесообразнее финансировать подготовку специалистов в образовательных учреждениях. Многие компании практикуют выдачу кредитов на обучение, но, к сожалению, эта практика мало распространена, скорее всего из-за низкой информированности о наличии такой услуги.

– Но на практике большинство работодателей России использует для привлечения специалистов рекрутинг, и только единицы в какой-то мере сотрудничают с учебными заведениями. Как вы думаете, почему компании не желают финансировать образование, почему так медленно складывается механизм взаимодействия предприятий с учебными заведениями?

– Работодатели вполне готовы к выдаче образовательных кредитов, но на это предложение просто нет спроса. Возможно потому, что отдельное предприятие не может провести достаточно массированную рекламную кампанию такой услуги. Тут нужен системный подход со стороны государства, направленный на развитие целевого образования. Наверное, имеет смысл создавать при департаментах образования центры, где потенциальные абитуриенты смогут получить информацию о предлагаемых разными компаниями образовательных кредитах.

Механизм взаимодействия бизнеса и образования складывается медленно, потому что до недавнего времени проблема кадров перед предприятиями стояла не столь остро. К тому же, это разные сферы деятельности, и раньше у них просто не было точек соприкосновения.

– Как вы относитесь к идее возродить наставничество по образцу советского времени?

– Фактически она воплощена в жизнь на очень многих производствах и даже в компаниях с офисным трудом. Практически к каждому новому работнику приходится прикреплять кого-либо со стажем и два-три месяца вводить новичка в курс дела. Хорошо, если такая система будет институализирована и получит государственную поддержку.

– Какие, на ваш взгляд, проблемы, связанные с подготовкой кадров, требуют первоочередного решения?

– Считаю, что нужно отразить в законе «Об образовании» всемерную поддержку развития среднего профессионального образования и повышение его престижа, а также создание инфраструктуры и финансовых инструментов для этого (например, тех же образовательных кредитов). Проблему нужно освещать в средствах массовой информации.

– Что предпринимает «Деловая Россия» для повышения эффективности взаимодействия бизнеса и образования, помощи образовательной системе или ее отдельным подразделениям и учреждениям?

– Мы проводим мастер-классы, семинары и круглые столы на эту тему. Так, недавно в Санкт-Петербурге прошло заседание Столыпинского клуба, участники которого обсуждали совместимость новой реформы образования с курсом на модернизацию экономики, а также пути взаимодействия вузов и бизнеса. В среднесрочных планах «Деловой России» – создание собственной бизнес-школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: борис титов, , СПО, по сути, ао-46

Похожие материалы:
Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО
Потенциал человека во многом определяется образованием
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Кого, чему и зачем учить?
Качество образования - основа созидания специалиста
Прикладной бакалавриат – путь к успешной карьере
Точка приложения усилий – кадры для АПК
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
Интегрированный закон: что волнует СПО?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ