Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №71

Темы номера: репортажи с заседаний Комитета по образованию ГД РФ и Нацаккредсовета; «Лучшие образовательные программы инновационной России»; модели гарантии качества образования; социализация молодежи; e-learning; дискуссия о концепции поддержки развития педагогического образования; качество юридического образования; Parallels; портрет современного абитуриента; тенденции непрерывного образования; молодые педагоги СПО; первый рейтинг вузов стран СНГ.

Просмотров: 1049

Неосознанная необходимость

Галина МОТОВА,
главный редактор

Можно заниматься самолечением, можно и нужно проходить обязательную регулярную диспансеризацию, но еще лучше – выработать привычку к постоянному внешнему периодическому обследованию с полной диагностикой своего здоровья, возможностей и потенциала. Такое утверждение будет правильным не только в отношении человека и не только в медицинской сфере. И вузу (и каждой отдельной реализуемой им программе) не лишней будет «справка о состоянии здоровья» с рекомендациями по его дальнейшему укреплению.

Однако такой привычки в вузовском сообществе сформировать пока не удается. Возможно, потому и видов «обязательной диспансеризации» становится все больше: государственная аккредитация, мониторинг эффективности вузов, плановые и внеплановые проверки. А процессы укрепления, совершенствования, развития требуют дополнительных усилий и ресурсов.

Новое законодательство в сфере образования с полной определенностью предписывает: независимые формы оценки потому и независимы, что не зависят от государства. Это сфера ответственности вузов, общественных и профессиональных организаций и ассоциаций. Такие формы тоже могут быть различными: общественная и профессионально-общественная аккредитация, независимая экспертиза. Они добровольны и существенным образом отличаются от обязательных. По утверждению проректора Московской академии экономики и права А.В. Малявиной, «высокие стандарты профессионально-общественной аккредитации не преследуют карательных целей, в отличие от аккредитации государственной, которая в последнее время стала дискриминационным инструментом ужесточения системы государственного контроля» (статья «Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования»).

Для создания независимой системы оценки качества образования и организаций, реализующих такую оценку, необходимо, по меньшей мере, три составляющих: востребованность вузами, международное признание и поддержка государства. «Стихийно появившиеся независимые общественные аккредитационные организации сами нуждаются в аккредитации в профессиональном сообществе, в том числе международном», – считает ректор Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург) Т.И. Козлова (статья «Актуальные вопросы качества высшего образования»). В противном случае «масса предложений от разнообразных профессиональных союзов и общественных объединений может привести к искаженному варианту реализации самой идеи профессионально-общественной аккредитации», – продолжает диалог на страницах журнала директор института дополнительного образования Волгоградского государственного университета А.В. Гукова (статья «Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования»).

Появление целого ряда экспертных и аккредитующих организаций может стать очередным стихийным бедствием по аналогии с центрами сертификации на соответствие стандартам ISO, и это искренне беспокоит авторов представленных в этом выпуске журнала материалов.

Стремительно распространяющееся в сфере высшего образования электронное обучение также требует внимания со стороны общества и государства. Глобальная информатизация всех сфер деятельности человека и «цифровая революция» в образовании ставят задачи создания новых технологий реализации образовательных программ и экспертизы образовательной деятельности в форме электронного обучения (в статьях «Матрица в образовании» и «Кто аттестует роботов?»). Но проблема качества электронного обучения и его внешней оценки до настоящего времени даже не стоит «на повестке дня» аккредитационных органов.

Почему с завидным постоянством нас, россиян, заносит из крайности в крайность? Почему мы всегда «идем своим путем»? Почему «умом Россию не понять»? Потому что «Россия – это самостоятельная, самодостаточная цивилизация и страна». Такое принципиальное утверждение сделал академик РАН А.О. Чубарьян, директор Института все­общей истории, на организованном Комитетом Госдумы РФ по образованию круглом столе «Российская историческая традиция: содержание учебников истории» (репортаж «Историческое образование: выстраивая линейку…»). И, судя по яркой содержательной дискуссии, разгоревшейся в думском комитете, очень многое в судьбе нашей страны, включая российское образование (и даже систему аккредитации), еще не осознано, но вполне объяснимо и обосновано особой российской ментальностью. Можно ли на нее повлиять? Можно, но не быстро. Именно через образование (и, прежде всего, педагогическое) происходит это глубинное изменение (статьи Уральского государственного педагогического университета, Алтайской государственной педагогической академии, Елецкого государ­ственного университета им. И.А. Бунина и материалы экспресс-форума о проблемах педагогического образования).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-71

Похожие материалы:
Слово редактора к №98
Слово редактора к №89
Слово редактора к №34
Слово редактора к №55
Слово редактора к №58
Слово редактора к №73
Слово редактора к №80
Слово редактора к №28
Слово редактора к №99

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
Из журнала
#110Навстречу столетнему юбилею
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#111Признанный лидер профобразования Московской области
#109СВФУ им. М.К. Аммосова активно реализует онлайн-проекты в области русистики
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ