Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Летопись народного искусства Среднего Урала

Преемником уникального искусства народных мастеров Среднего Урала является Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, основанный в 1945 году как художественно-промышленное училище. Колледж продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной крупным промышленником Н.Н. Демидовым еще в 1806 году.

Просмотров: 201

Нижнетагильский колледж вписывает в нее свои строки

Вспоминая день вчерашний

Урал издавна славится народными художественными промыслами. С XVIII века здесь началось мощное развитие горнозаводской промышленности, благодаря чему в регионе были созданы необходимые условия для возникновения уникальной художественной культуры. В ней, как в зеркале, отражаются глубина народной души и неразрывная связь эпох и поколений.

Урал – край металла: чугуна, железа, стали, меди. Это и определило характер промыслов. Мастера, владевшие секретами литейного искусства, создавали чугунные кружевные изделия. На основе медной промышленности развилось вначале производство посуды, покрытой орнаментом, а затем – художественное литье из бронзы. Качественное железоделательное производство способствовало появлению оригинальной лаковой живописи на металле, причем тагильский поднос родился на семьдесят лет раньше жостовского. Открытие Уральских месторождений самоцветных камней определило развитие камнерезного искусства в регионе и культуру обработки камня в России в целом.

Постоянная крепкая связь с промышленностью, новыми техниками, технологиями и наукой является отличительной чертой уральского искусства. Индустрия не только создала платформу для расцвета народных промыслов, но и сама испытала их воздействие. На всемирных и российских промышленных выставках XIX века неизменным успехом пользовались не только кровельное железо, рельсы, медный лист, но и художественные изделия из уральского камня, каслинское чугунное литье, медная посуда, расписные подносы. Открытие народного искусства Среднего Урала произошло на научно-промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. Наряду с промышленными, здесь демонстрировались изделия художественных промыслов.

Преемники уральских мастеров

Преемником уникального искусства народных мастеров является Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (г. Нижний Тагил), основанный в 1945 году как художественно-промышленное училище. В 2012 году это учебное заведение преобразовано в филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. В настоящее время здесь обучается 210 студентов по двум специальностям: «Дизайн» (специализации «Дизайн среды», «Дизайн промышленный», «Дизайн предметный») и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (специализации «Художественный металл», «Художественная резьба по камню», «Художественная роспись по металлу»).

Колледж продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной крупным промышленником Н.Н. Демидовым еще в 1806 году.

Студенты, специализирующиеся на художественной обработке камня, изучают традиции уральского камнерезного дела, современные технологии и приемы обработки камня. Так же и будущие ювелиры: осваивают не только технику чеканки, художественное литье, но и современные подходы и методы проектирования изделий. Филигранные изделия с самоцветными камнями являются визитной карточкой отделения художественной обработки металла.

Из дипломных работ студентов в колледже сформирована выставка «Молодые дарования Урала», свидетельствующая об уровне подготовки будущих мастеров декоративно-прикладного искусства. Выставка получила статус международного проекта и демонстрировалась в Казахстане, в Музее современного искусства города Астаны и в музее Костаная. Руководители колледжа получили благодарственное письмо из Россотрудничества и предложение расширять горизонты культурного общения молодежи двух дружественных государств.

Творческие работы учащихся заслужили немало наград. Например, совсем недавно, в декабре прошлого года, студенты колледжа К. Алышева и К. Гузенко были названы победителями конкурса, объявленного Государственным русским музеем. По их эскизам Монетный двор отчеканит медали «Покорителям Южного полюса».

В 2013 году проект колледжа «Наш вклад в будущее» получил награду на областном фестивале коллективных социально значимых творческих проектов «GREAT-ПРОФИ» (номинация «Студенческое предпринимательство»).

Научный подход к ремесленному искусству

Чтобы изучить и сохранить традиции уральских художественных промыслов, колледж, начиная с 2004 года, проводит совместно с Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал» научно-практические конференции всероссийского масштаба. Называются они Худояровские чтения. Здесь педагоги, искусствоведы и специалисты обсуждают проблемы, характерные для сектора традиционных ремесел, народных промыслов и подготовки кадров для прикладного искусства. Последние по времени и шестые по счету Худояровские чтения прошли в прошлом году и посвящались знакомству с опытом региональных школ художественного мастерства в условиях современных социально-культурных преобразований, а также взаимодействию художественного образования с профильными предприятиями и мастерскими. В конференции приняли участие молодежные организации из Казахстана. По итогам чтений традиционно издаются сборники научных статей.

Худояровские чтения – далеко не единственный проект, посвященный состоянию самобытного народного искусства Урала и всех связанных с этим вопросов. В 2012 году в колледже была организована международная научно-практическая конференция «Культура и бизнес: Аспекты взаимодействия», посвященная современным вызовам во взаимоотношениях обозначенных сфер. В 2013 году преподаватель О.Н. Силонова защитила кандидатскую диссертацию, в которой исследовала творческое наследие художников Худояровых, основателей уральской лаковой росписи по металлу.

Символ Нижнего Тагила

В советское время на Урале работало довольно много предприятий, выпускающих уникальные изделия из камня, металла (кованые, отлитые, гнутые), керамики. К сожалению, за последние двадцать лет количество мастерских и мастеров, занимающихся народными промыслами, сильно сократилось. Несмотря на это научно-промышленная выставка ИННОПРОМ-2013 показала, что вековые традиции живут и современные мастера не только следуют им, но и вносят свой вклад в летопись народного искусства. Уровень работ достаточно высокий. Город Нижний Тагил был представлен на выставке лаковыми расписными подносами, художественной обработкой камня, художественным бронзовым литьем, ювелирными изделиями. Студенты колледжа тоже участвовали в выставке.

По мнению директора образовательной организации Людмилы Павленко, мало только изучать и сохранять народное искусство, необходимо также адаптировать его к сегодняшней жизни, встраивать в современное культурное пространство, иными словами – производить ребрендинг. С этой идеей она выступила на круглом столе, организованном Департаментом развития предпринимательства и бизнеса Кировской области и посвященном развитию декоративно-прикладного искусства. Профессиональное сообщество позицию поддержало.

Студенты колледжа разработали дизайнерский проект «Нижнетагильские бренды», создав с помощью компьютерных технологий движущуюся композицию, которую можно проецировать на объемные архитектурные формы. Это дает возможность ознакомить жителей и гостей города с лучшими произведениями уральского декоративно-прикладного искусства, испытать гордость за родную землю и талантливых мастеров, которые здесь живут. Проект получил поддержку Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.

В колледже стремятся к тому, чтобы яркая и многокрасочная декоративная роспись по металлу, зародившаяся в Нижнем Тагиле в ХVIII веке, стала визитной карточкой, новым брендом города, а может быть, и всей Свердловской области. Об этом свидетельствует формирующаяся здесь коллекция подносов.

В июле 2013 года Законодательным собранием Свердловской области был принят закон о народных художественных промыслах, нацеленный на сохранение, возрождение и развитие многовекового уникального искусства и регулирующий отношения в этой сфере. При региональном министерстве промышленности и науки создан совет по художественным промыслам, при министерстве экономики – комиссия по сувенирной продукции. Однако всех проблем эти меры не решают.

Малому бизнесу требуется поддержка государства, только тогда ремесленные предприятия будут создаваться и развиваться, предоставляя рабочие места новому поколению мастеров, опирающихся в своем творчестве, в том числе, и на исторические и культурные традиции.

Поделки, поступающие из Китая, должны стать лишь дополнением к традиционному народному искусству России, а не замещать его.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Через тернии – к звёздам
Будущее культуры Севера
Ростовский колледж искусств: пополнять созвездие лауреатов
О достижениях Уральского колледжа прикладного искусства
Институт для творческих и креативных личностей
Профессия – дарить людям радость
Источник жизненного вдохновения
Инклюзивное образование в сфере искусства
Реализовать нравственный потенциал искусства
САФУ: фундаментальность и универсальность

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ