Темы выпуска: Образование – 2030: сценарии и прогнозы; качество образования; итоги всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»; финансирование образования; Сибирский федеральный округ; мониторинг вузов; рекрутинг иностранных студентов; модернизация архитектурного образования; информационные технологии в российских вузах; профильные профсоюзы о профильном министерстве.
Темы выпуска: Образование – 2030: сценарии и прогнозы; качество образования; итоги всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»; финансирование образования; Сибирский федеральный округ; мониторинг вузов; рекрутинг иностранных студентов; модернизация архитектурного образования; информационные технологии в российских вузах; профильные профсоюзы о профильном министерстве.
Заключительный тур IV Всероссийской (с международным участием) студенческой междисциплинарной интернет-олимпиады инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах» прошел в начале декабря 2013 года на базе Поволжского государственного технологического университета (г.Йошкар-Ола, Россия). В нем приняли участие 75 студентов из 40 вузов и их филиалов Российской Федерации, а также из Узбекистана.
Нормативно-подушевое финансирование уже в течение шестнадцати лет постепенно проникает на все уровни системы образования. Процесс идет с переменным успехом – не так чтобы быстро, но и не останавливается. Новый импульс придал ему Президент РФ Владимир Путин в мае 2012 года.
В 2012-2013 годах Сибирский федеральный университет провел масштабное Форсайт-исследование будущего высшей школы в России в горизонте до 2030 года. В нем приняли участие 730 экспертов из 39 крупных городов России и 79 российских университетов. На эту тему мы беседуем с Валерием Ефимовым, директором Центра стратегических исследований и разработок СФУ.
В VIII (ежегодном) Международном форуме Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования» приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Госдумы РФ, Российской академии образования, зарубежных и российских аккредитационных агентств и др.
Журнал «Аккредитация в образовании» провел 1-й Всероссийский конкурс «Пресс-служба вуза», объединивший представителей 65 регионов России. Коллектив редакции поздравляет победителей и благодарит за участие в оценке эффективности работы пресс-служб региональные органы управления образованием.
Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий.
Для становления высококвалифицированного рабочего требуется практический опыт профессиональной деятельности и регулярная учеба на курсах повышения квалификации. Организация этих курсов, реализация коротких программ профессионального обучения – одна из основных задач учебных центров профессиональной квалификации (УЦПК).
В предлагаемой статье приводятся результаты оценки расходов населения и работодателей на основе данных мониторинга экономики образования, поскольку именно он позволяет учесть, с одной стороны, наиболее широкий спектр затрат, в том числе не отражаемых в официальной статистике, с другой – все основные уровни образования.
В результате конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным экзаменом на присвоение квалификации архитектора.
В историю национальной региональной высшей школы России славные страницы вписал Горский государственный аграрный университет (г.Владикавказ). Уникальный опыт его деятельности является не только залогом авторитета, но дает возможность осознанно выстраивать траекторию дальнейшего развития и совершенствования вуза.
В последнее время сказано довольно много слов о вузах негосударственного сектора как об области высшего образования, не имеющей значительных перспектив. Вопросов в связи с этим возникает немало, и потому есть смысл взглянуть на проблему с точки зрения самого негосударственного вуза: каким он представляет своё будущее, какое место намеревается найти в нише современного образовательного пространства.
«Человеком с обложки» февральского номера журнала стал доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров, ректор одного из крупнейших в стране профильных вузов – Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск). Известный ученый поделился своими размышлениями о настоящем и будущем высшей школы России.
О проблемах подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Грайвер знает не понаслышке. Работая главным инженером, он многие годы возглавлял трудовой коллектив, и все изменения в системе образования происходили у него на глазах.
Саяно-Шушенский филиал Сибирского федерального университета – одно из самых престижных учебных заведений Республики Хакасия – был создан в 2001 году для подготовки специалистов к работе на действующих и возводимых ГЭС и сохранения бесценного опыта отечественного строительства и эксплуатации гидроэлектростанций.
Студенческие идеи почти всегда требуют дополнительных исследований, доработок. С такими проектами надо «возиться», поддерживая молодой запал, направляя энергию в то русло, где от нее будет польза. Можно ли в таком случае создать успешное студенческое проектное бюро? А студенческий бизнес-инкубатор? Можно. Это подтверждают факты из биографии Станислава Триерса, управляющего IТ-инкубатором Академпарка Новосибирска.
В Новосибирском Академгородке открылся центр наноструктурированных материалов «Сигма», ставший третьим в России и первым за Уралом. Его появление в лоне технопарка Академгородка далеко неслучайно, так как именно здесь поставлен на поток процесс создания заказных инноваций.
Филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (СПб ИВЭСЭП) в Новосибирске пользуется заслуженным авторитетом среди вузов Сибирского федерального округа. Обучающиеся здесь студенты получают качественное образование, а выпускники востребованы на рынке труда. Это результат творческой работы профессорско-преподавательского состава, всего коллектива.
Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков представляет собой уникальное учебное заведение. Это единственный в мире вуз, осуществляющий подготовку специалистов для подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по целому спектру образовательных программ.
Барнаульский юридический институт МВД России реализует инновационный проект по созданию единого информационно-образовательного пространства вуза и территориальных ОВД. Рассказывает Александр Андреев – начальник института, кандидат юридических наук, полковник полиции.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала