Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №69

Темы выпуска: Образование – 2030: сценарии и прогнозы; качество образования; итоги всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»; финансирование образования; Сибирский федеральный округ; мониторинг вузов; рекрутинг иностранных студентов; модернизация архитектурного образования; информационные технологии в российских вузах; профильные профсоюзы о профильном министерстве.

Просмотров: 1119

Игры разума

Галина МОТОВА,
главный редактор

Почему спорт мы воспринимаем, прежде всего, как тренировку мышц и мускулов, а не разума, например? Почему столько внимания во всем мире вызывают соревнования в ловкости, силе, выносливости, скорости реакции и движения, а не в интеллекте? Почему сравнение и демонстрация физических возможностей и достоинств, включая конкурсы красоты, объединяют людей всех стран и континентов и становятся массовым увлечением? Даже чемпионаты по шахматам уступают сегодня по накалу страстей футболу или даже «Евровидению». Почему же состязания в скорости решения задачи или изящного, нестандартного способа ее решения не становятся столь же масштабными, как спортивные олимпиады? А ведь такие соревнования не требуют строительства дорогостоящих объектов, между тем результаты могли бы быть очень полезными и для развития страны, и цивилизации в целом.

Отдельные попытки проведения турниров интеллекта и творчества, конечно, есть. Такие, например, как международные открытые студенческие интернет‑олимпиады, междисциплинарные и по отдельным учебным дисциплинам (см. информацию «Олимпиадное движение уверенно набирает ход»), или конкурс вузовских пресс‑служб (обзор «Стакан наполовину полон»), а также проекты по поддержке талантливой молодежи и студенческих бизнес‑инкубаторов (интервью управляющего IT-инкубатором Академгородка г. Новосибирска С.В. Триерса или генерального директора компании «Технопарк Новосибирского Академгородка» Д.Б. Верховода) и, отчасти, конкурс по поддержке отдельных вузов для их вхождения в международные рейтинги (корреспонденция «Как решить проблему 5-100-2020?»).

А вот в поддержке остальных учебных заведений – в развитии их лабораторной базы, оборудования, строительстве новых корпусов – не слишком заинтересованы ни государство, ни бизнес. Неслучайно, нешуточные страсти разгорелись на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию при обсуждении вопроса о нормативно‑подушевом финансировании образовательных программ вузов (статья «Скальпель или гильотина?»). Уже не первый год на повестке дня стоят вопросы: сколько должна стоить подготовка студента, и во что инвестирует государство – в студента или его подготовку (образовательную услугу)? Вместе с тем результаты мониторинга экономики образования (статья «Финансовый Гольфстрим») свидетельствуют, что затраты населения на высшее образование более чем на 100 млд. рублей превышают затраты государства, тем самым определяя само население страны в качестве одного из основных заказчиков высшего образования.

Но, «решая задачу формирования общества будущего, – по мнению ректора Байкальского государственного университета экономики и права М.А. Винокурова, – государство должно вкладывать средства в массовое высшее образование, которое, как локомотив, потянет за собой всю идеологию развития».

Однако, в отличие от стимулирования государством развития массового спорта, «в настоящее время активно продвигается точка зрения, что Россия является «переобразованной» страной – в ней слишком много людей с высшим образованием, для которых нет соответствующих рабочих мест». Один из организаторов форсайт‑исследования (см. аналитическое интервью «Образование – 2030: сценарии для России»), директор центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета В.С. Ефимов смотрит на проблему глубже: «В России спрос экономики на тип образованности имеет сложную структуру: нужны и специалисты для индустрии, и обладатели гибких специальностей для городской экономики – пропорция существенно зависит от региона. Возникает парадокс: одновременно сосуществуют и «избыток» людей с высшим образованием, и высокий спрос на них».

Олимпийские игры, которые принимает Сочи, имеют большой потенциал для повышения экономики (по крайней мере, отдельных отраслей и отдельных регионов) и престижа страны в целом, политических амбиций и патриотизма. Это яркий пример того, что государство вполне может найти стимулы для самого широкого привлечения бизнеса в отрасль, чтобы поднять на достойный уровень образование и науку. Главное, чтобы развитие интеллекта по‑настоящему стало приоритетной политикой нашей страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-69

Похожие материалы:
Слово редактора к №54
Слово редактора к №98
Слово редактора к №89
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №73
Слово редактора к №55
Слово редактора к №28
Слово редактора к №97
Слово редактора к №72
Слово редактора к №38

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ