Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №69

Темы выпуска: Образование – 2030: сценарии и прогнозы; качество образования; итоги всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»; финансирование образования; Сибирский федеральный округ; мониторинг вузов; рекрутинг иностранных студентов; модернизация архитектурного образования; информационные технологии в российских вузах; профильные профсоюзы о профильном министерстве.

Просмотров: 1125

Игры разума

Галина МОТОВА,
главный редактор

Почему спорт мы воспринимаем, прежде всего, как тренировку мышц и мускулов, а не разума, например? Почему столько внимания во всем мире вызывают соревнования в ловкости, силе, выносливости, скорости реакции и движения, а не в интеллекте? Почему сравнение и демонстрация физических возможностей и достоинств, включая конкурсы красоты, объединяют людей всех стран и континентов и становятся массовым увлечением? Даже чемпионаты по шахматам уступают сегодня по накалу страстей футболу или даже «Евровидению». Почему же состязания в скорости решения задачи или изящного, нестандартного способа ее решения не становятся столь же масштабными, как спортивные олимпиады? А ведь такие соревнования не требуют строительства дорогостоящих объектов, между тем результаты могли бы быть очень полезными и для развития страны, и цивилизации в целом.

Отдельные попытки проведения турниров интеллекта и творчества, конечно, есть. Такие, например, как международные открытые студенческие интернет‑олимпиады, междисциплинарные и по отдельным учебным дисциплинам (см. информацию «Олимпиадное движение уверенно набирает ход»), или конкурс вузовских пресс‑служб (обзор «Стакан наполовину полон»), а также проекты по поддержке талантливой молодежи и студенческих бизнес‑инкубаторов (интервью управляющего IT-инкубатором Академгородка г. Новосибирска С.В. Триерса или генерального директора компании «Технопарк Новосибирского Академгородка» Д.Б. Верховода) и, отчасти, конкурс по поддержке отдельных вузов для их вхождения в международные рейтинги (корреспонденция «Как решить проблему 5-100-2020?»).

А вот в поддержке остальных учебных заведений – в развитии их лабораторной базы, оборудования, строительстве новых корпусов – не слишком заинтересованы ни государство, ни бизнес. Неслучайно, нешуточные страсти разгорелись на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию при обсуждении вопроса о нормативно‑подушевом финансировании образовательных программ вузов (статья «Скальпель или гильотина?»). Уже не первый год на повестке дня стоят вопросы: сколько должна стоить подготовка студента, и во что инвестирует государство – в студента или его подготовку (образовательную услугу)? Вместе с тем результаты мониторинга экономики образования (статья «Финансовый Гольфстрим») свидетельствуют, что затраты населения на высшее образование более чем на 100 млд. рублей превышают затраты государства, тем самым определяя само население страны в качестве одного из основных заказчиков высшего образования.

Но, «решая задачу формирования общества будущего, – по мнению ректора Байкальского государственного университета экономики и права М.А. Винокурова, – государство должно вкладывать средства в массовое высшее образование, которое, как локомотив, потянет за собой всю идеологию развития».

Однако, в отличие от стимулирования государством развития массового спорта, «в настоящее время активно продвигается точка зрения, что Россия является «переобразованной» страной – в ней слишком много людей с высшим образованием, для которых нет соответствующих рабочих мест». Один из организаторов форсайт‑исследования (см. аналитическое интервью «Образование – 2030: сценарии для России»), директор центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета В.С. Ефимов смотрит на проблему глубже: «В России спрос экономики на тип образованности имеет сложную структуру: нужны и специалисты для индустрии, и обладатели гибких специальностей для городской экономики – пропорция существенно зависит от региона. Возникает парадокс: одновременно сосуществуют и «избыток» людей с высшим образованием, и высокий спрос на них».

Олимпийские игры, которые принимает Сочи, имеют большой потенциал для повышения экономики (по крайней мере, отдельных отраслей и отдельных регионов) и престижа страны в целом, политических амбиций и патриотизма. Это яркий пример того, что государство вполне может найти стимулы для самого широкого привлечения бизнеса в отрасль, чтобы поднять на достойный уровень образование и науку. Главное, чтобы развитие интеллекта по‑настоящему стало приоритетной политикой нашей страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-69

Похожие материалы:
Слово редактора к №28
Слово редактора к №34
Слово редактора к №80
Слово редактора к №99
Слово редактора к №55
Слово редактора к №98
Слово редактора к №58
Слово редактора к №73
Слово редактора к №89

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Рекрутинг иностранных студентов в странах СНГ
Бесплатный вебинар для специалистов международных служб вузов «Рекрутинг иностранных студентов в...
Качество образования: уровень международный
В апреле 2019 года Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина...
Новые открытия и большие возможности
Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования...
Из журнала
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#112Информационная открытость вузов: проблемы и решения
#105В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
#111Прививая хороший вкус к культурным ценностям
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ