Тема номера - традиции и инновации в образовании и науке. Представляем вашему вниманию аналитический отчет заседания Комитета ГД РФ по образованию, материал с совместной коллегии Минкультуры и Минобрнауки о перспективах образования в области культуры и искусств в контексте проекта интегрированного закона. Читайте также о традициях фундаментальной науки и опыте развития малых предприятий.
В СибГУФУК научной и научно-методической работой занимается примерно 75 процентов профессорско-преподавательского состава. Результатами являются диссертации, монографии, статьи. В университет действует не менее 20 научных школ.
Совместно с крупными промышленными предприятиями ОмГТУ осуществляет ряд проектов по созданию высокотехнологичных производств, базирующихся на научно-технических разработках университета. В рамках целевой подготовки кадров высшей квалификации для участия в инновационных проектах активно привлекаются молодые ученые.
Лицензирование образовательных учреждений является базовым среди полномочий РФ в сфере образования, переданных региональным органам исполнительной власти. От этого зависит качество реализации соответствующих лицензионных процедур, формирование информационной базы объектов контроля и надзора, единая система оценки деятельности образовательных учреждений.
Требования общества, государства, работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования сегодня непрерывно возрастают. Эта детерминанта диктует постоянное совершенствование воспитательной деятельности. Воспитательный процесс приобретает все больший удельный вес в образовательной деятельности и концепции модернизации образования.
Качество высшего образования как результат интерпретируется через уровень образованности выпускника вуза, который формируется не только непосредственным обучением, аудиторной работой, но и регулируется новым показателем – воспитательной деятельностью образовательного учреждения, внеаудиторной.
Сектор инновационного малого бизнеса – наиболее рисковый, и начать такой бизнес сложнее, чем традиционный. Однако, с другой стороны, это наиболее перспективная сфера: здесь обкатываются самые свежие инновационные идеи, создаются и наиболее гибкие малые компании, обладающие потенциалом превращения в крупные или даже глобальные компании.
Российское руководство поставило пред обществом задачу – перевести экономику России на инновационные рельсы. В течение последних лет осуществляются попытки по созданию отдельных элементов этой системы: фондов поддержки инноваций, технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, особых экономических зон.
Для того, чтобы российская наука вышла на один уровень с мировой, необходимо предпринять ряд мер таких, как создание национальных лабораторий, университетов, исследовательских институтов. Все занимаемые позиции должны определяться конкурсным экспертным отбором.
Ученому необходимо создать благоприятные условия и задать четкие приоритеты. А вот как использовать его разработки – это задача государства, бизнеса, общества.
Сегодня инноватикой занимаются буквально все. Любое образовательное учреждение, которое мыслит себя в режиме развития, должно овладеть инновационной терминологией и любые свои методические идеи и разработки описать инновационно. Но многие не вникают в суть понятия, будучи не в состоянии определить, что есть инновация, а что –нет. Отсюда ощущение банальности, общепонятности.
Сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая никем не востребована.
Инновационные подходы к образованию являются не просто «данью времени», а императивом развития образовательной системы, так как требуют актуализации теоретических подходов, творческих и прогностических способностей, выработки совместных действий, высокой конкурентоспособности, ориентированности на достижения.
В ЯГМА, наряду с традиционными сформировавшимися научными школами, происходит активное формирование и развитие новых перспективных направлений научной деятельности в области медицины и фармации.
Интеграция образования и науки для университета – основа его развития. Инновационной деятельностью университет начал заниматься несколько лет назад. В этой работе вуз опирается, прежде всего, на сотрудничество с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Правительством Камчатского края.
В современной отечественной педагогической практике сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию системы образования, и традиционной знаниево-просветительской педагогической парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти преобразования. Именно это противоречие и обуславливает особенности современного состояния образовательной сферы в России.
Образование по направлениям географической науки в вузах и школах требует сегодня пристального внимания. Соответствующие проекты образовательных программ – с учетом итогов февральского заседания УМС – весной 2011 года будут опубликованы на сайте УМО по классическому университетскому образованию. После этого программы будут переданы на окончательное утверждение в профильное министерство.
В настоящее время система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной. Основное требование – универсальность, общедоступность образования.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала