Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №63

Ключевые темы номера: образовательная деятельность учебных заведений; компетентностный подход в образовании; проблема закрепления молодых специалистов на производстве; развитие профессионального образования в Якутии.

Просмотров: 1575

Кто кому должен

Галина МОТОВА,
главный редактор

«Если вуз получил деньги на подготовку бакалавра по прикладной информатике, а выпускник пошел работать менеджером в салон сотовой связи, значит, вуз свои обязательства не выполнил и должен деньги вернуть», – утверждает гость нашего журнала, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ В.А. Зернов. Проблема, затронутая этим автором, к сожалению, стала типичной для нашей страны. Специалисты с дипломами о высшем образовании сплошь и рядом работают менеджерами, продавцами, операторами при катастрофической нехватке специалистов на производстве. Из числа принятых на первый курс абитуриентов работать по специальности устраиваются очень немногие выпускники. Проблема направления и закрепления молодых специалистов на производстве сегодня стоит очень остро и обсуждается на всех уровнях. (Читайте в номере репортажи с итоговой коллегии Минобрнауки РФ, парламентских слушаний о государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров, о внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием нового закона об образовании, выступление Г.С. Куркутова, министра образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха – Якутия).

Зная стоимость расходов на обучение одного студента в год, умножив ее на четыре-пять лет и число студентов в группе, затем поделив на число реально пришедших на производство выпускников, станет понятна озабоченность чиновников и парламентариев по поводу «неэффективно расходуемых» бюджетных средств. С уходом в далекое прошлое системы распределения выпускников вопрос о возврате затраченных на подготовку средств ставится все чаще. Однако должен ли выпускник (и тем более вуз) возвращать деньги или идти работать по специальности, если он поступил в вуз на бюджетное место по конкурсу, пользуясь своим конституционным правом? Или, например, в регионе отсутствуют вакансии по данной профессии, не говоря уже об отсутствии возможности трудоустройства на передовые предприятия с высокотехнологичным оборудованием? И что делать, если специальности, по которым ведется бюджетная подготовка специалистов, к моменту их выпуска становятся уже неактуальными и невостребованными?

Возможно, проблема гораздо серьезнее и сложнее, и говорить нужно не только о развитии образования в стране, а о развитии страны. И не о массовой подготовке специалистов для экономики и производства, а перестраивать всю систему образования, учитывая возможности широкой фундаментальной подготовки и индивидуальных траекторий для соответствия требованиям рынка труда. Вопросам перестройки учебного процесса посвящена целая серия материалов номера (см. «Второе дыхание УМО», «Основные образовательные программы: проектирование, реализация, экспертиза», «Ключ к эффективному образованию», «Как оценить компетенции?», «Плюсы, ставшие минусами» и другие).

Да и сама проблема взаимоотношений и обязательств в системе образования тоже гораздо шире, ставя перед нами не меньше вопросов. Должны ли негосударственные вузы участвовать в мониторинге Минобрнауки РФ, заведомо зная, что, по сравнению с государственными, их силы неравны (см. материал «Ситуация изменилась»)? Кто гарантирует, что ведущие университеты страны при вложении в них колоссальных государственных средств – и ограничении самостоятельности при принятии управленческих решений – непременно войдут в мировые рейтинги? Должно ли министерство диктовать условия для системы ДПО, если по новому законодательству она выведена за рамки государственной аккредитации? Хотя, как показывает опыт Казахстана (ст. «Будущее независимой аккредитации в Казахстане»), именно такой подход ведет к ускоренному развитию вузов и системы образования в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-63, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №99
Слово редактора к №79
Слово редактора к №80
Слово редактора к №58
Слово редактора к №90
Слово редактора к №34
Слово редактора к №100
Слово редактора к №40
Слово редактора к №57

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
#111Особая роль наставничества
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний