Читайте в номере: интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым), интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским о финансовом стимулировании пятнадцати ведущих университетов к вхождению
в мировые рейтинги, а также материал о слиянии (или поглощении) региональных и профильных вузов, поглощении средним профессиональным образованием начального профессионального, «принуждении» работодателей к формированию профстандартов и образовательных учреждений – к прохождению профессионально-общественной аккредитации.
Во времена Советского Союза вузы были, как правило, местом подготовки специалистов, а не центрами научных исследований. В настоящее время правительство поставило задачу интеграции высшего образования и науки. О том, как идет этот процесс в Забайкальском госуниверситете, рассказывает проректор по научной и инновационной работе вуза Алиса Хатькова.
Программа «GreenMetallurgy» Норильского индустриального института является по сути бессрочной, поскольку её цели и содержание пропагандируют ценности, неподвластные времени. Это экологическое воспитание молодежи, вузовское и послевузовское образование, научно-исследовательская деятельность в тесном контакте с работодателями.
Стратегическая цель ТГУ – создать на базе классического университета научно-образовательный, инновационный, культурный центр, оказывающий реальное геополитическое влияние на Евразийском континенте. Вуз намерен стать мостом между азиатской и европейской культурами и научной рациональностью, различными образовательными и научными сетями.
Томский политехнический университет является ведущим центром подготовки инженерных и исследовательских кадров для Сибири и Дальнего Востока. Основанный в 1896 году, вуз был открыт в 1900 году как Томский технологический институт Императора Николая II (ТТИ), в 1906 году выпустил первых инженеров.
Современную и будущую роль, значимость Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) определяет Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года – государственный документ, подписанный Президентом РФ В.В. Путиным в 2010 году.
Проблема дефицита квалифицированных кадров в сфере охраны природы, в том числе водной фауны и флоры в Приангарье, чрезвычайно остра. Поэтому в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии на базе факультета охотоведения было открыто направление бакалавриата «Водные биоресурсы и аквакультура», осуществляющее подготовку специалистов по охране рыбных ресурсов и рыбоводству.
Прикладной бакалавриат с четырехлетним нормативным сроком освоения является основной профессиональной образовательной программой высшего образования, которая обеспечивает профессиональную практикоориентированную подготовку и нацелена на установку связи между образовательными учреждениями и работодателями.
В 1984 году в Томске был открыт учебно-консультационный пункт, почти сразу преобразованный в Томский учебно-научный опорный пункт Новосибирского сельскохозяйственного института. Студенты учились здесь два года, затем продолжали образование в базовом вузе. В 1993 году в результате новой реорганизации возник Томский филиал Новосибирского ГАУ.
Тесное сотрудничество с промышленностью с первых дней основания стало отличительной чертой ТУСУР. Университет создавался как вуз, выполняющий исследования для нужд ракетно-космической и оборонной промышленности. То, что разработка в короткие сроки запускается в производство, в ТУСУР является правилом, а не исключением.
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров управляет инновационной деятельностью учебных заведений региона. Начиная с 2013 года, учреждение является Федеральной стажировочной площадкой по теме «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».
Томский экономико-промышленный колледж соответствует таким критериям, как информационная открытость, трудоустройство и качество подготовки выпускников, подтвержденное работодателями, осуществление частно-государственного партнерства с промышленными предприятиями региона.
В настоящее время в системе среднего профессионального образования страны происходят значительные изменения, направленные главным образом на освоение компетенций, отвечающих требованиям работодателя. Объективно материальная база на производстве сильнее, чем у учебного заведения, и чем раньше студент ознакомится с производством, тем лучше для него как будущего специалиста.
Система менеджмента качества – технология инновационная, основанная не на оценке результата, а на процессном подходе. В Рубцовском педагогическом колледже она базируется на стандартах МС ИСО 9001:2008. Это предполагает, что за каждым этапом образовательного процесса ведется наблюдение.
В Сибирском профессиональном колледже взят курс на реформирование системы подготовки кадров, привлечение работодателей Омского региона к формированию содержания профессионального образования, а специалистов предприятий – к образовательному процессу.
Медико-фармацевтический колледж Сибирского государственного медицинского университета в числе очень немногих учебных заведений осуществляет подготовку по специальности «Медицинский массаж», открытой в России для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в 2011 году.
Сегодня Томь-Усинский энерготранспортный техникум – одно из самых авторитетных и крупных средних специальных учебных заведений Кузбасса, успехи и достижения которого известны не только в области, но и России. Использование системы обеспечения качества подготовки выпускников является приоритетным направлением деятельности учебного заведения.
Человек, однажды связавший свою жизнь с Музыкой, рано или чуть позднее понимает, что выбрал не просто профессию, а определил себе стиль жизни, где трудовое и личное пространство сопрягаются. В Томске уже сто двадцать лет действует образовательное учреждение, где работают такие люди самых разных поколений. Это музыкальный колледж им.Э.В.Денисова.
Обеспечить технологическое лидерство страны должны новые люди и новые модели образования. Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева целенаправленно над этим работает по направлениям, определённым Правительством РФ как приоритетные.
Томский государственный педагогический колледж – один из старейших средних профессиональных учебных заведений Сибири – перешагнул год назад рубеж девяностолетия. Здесь традиционно гостеприимно встречают тех, кто решил посвятить свою жизнь детям, выбрав профессию учителя начальных классов или воспитателя в дошкольном учреждении.
Валентину Степанову, автора уникальной методики обучения, за последнее время не раз приглашали работать на Западе. Тем не менее она остается в России, со своим замечательным коллективом Школы индивидуального развития «Росток» (г. Новосибирск), научным руководителем которого является.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала