Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального институтаПрограмма «GreenMetallurgy» Норильского индустриального института является по сути бессрочной, поскольку её цели и содержание пропагандируют ценности, неподвластные времени. Это экологическое воспитание молодежи, вузовское и послевузовское образование, научно-исследовательская деятельность в тесном контакте с работодателями. Просмотров: 1001
Реализация инновационных образовательных проектовКатализаторы процесса
Потребность в осуществлении долгосрочных масштабных инновационных проектов в области высшего образования для такого географически удаленного региона, как Норильский промышленный район1, растет с каждым годом. Причин этому много, и главные из них – постоянная потребность севера Красноярского края в высококвалифицированных дипломированных специалистах, подготовка которых должна вестись с учетом постоянно меняющихся в соответствии с экономическими реалиями требованиями работодателей. Не менее важным катализатором незамедлительной разработки подобных направлений деятельности служит тяжелая экологическая обстановка в районе Норильска. Исторически и географически сложившаяся ситуация является уникальной как для вуза, так и для региона в целом. На его территории располагается один из наиболее крупных в мире монополистов по добыче и переработке тяжелых металлов – Заполярный филиал открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ЗФ ОАО «ГМК «НН»). Это, в свою очередь, определяет Норильский промышленный район как монорегион, а своеобразие индустриального института заключается в его остеобразующей роли государственного образовательного звена не только для города и промышленного района, но и для всего Таймырского полуострова. Решению природоохранных проблем компания «Норильский никель» уделяет большое внимание. Её экологическая политика является неотъемлемой частью стратегических решений. Но благополучное развитие региона в первую очередь зависит от внедрения чистых технологий, требующих воспитания соответствующих высококвалифицированных кадров, нового «экологического менталитета» выпускников промышленных вузов. В связи с этим Норильский индустриальный институт постоянно ищет новые пути реализации образовательных программ при подготовке дипломированных специалистов, ориентированных на изучение и устойчивое владение «зелеными» технологиями, занимающих активную гражданскую позицию в решении экологических вопросов. Одной из самых главных задач института становится целевое обеспечение всех переделов горно-металлургического гиганта специалистами с устойчивым знанием основ экологически чистых технологий. Легирующий элементВ 2012 году по результатам социологических исследований Всемирного фонда дикой природы (WWF) и компании «Cleantech»2 при определении рейтинга стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для внедрения и развития экологически чистых технологий, Россия оказалась на последнем месте – вместе с Саудовской Аравией, Румынией, Грецией и Турцией. Среди лидеров этого списка– Дания, Израиль, Швеция, Финляндия и США. Проведенный анализ показал, что Россия имеет неудовлетворительные позиции почти во всех сферах «зеленых» инноваций. В перечне стран и регионов с высоким уровнем использования экологически чистых технологий особого внимания заслуживает Скандинавия. В Финляндии, где социальная ответственность граждан выше, чем в России, на протяжении многих лет заботятся о среде, где человек работает и живет. Поэтому местом реализации одного из этапов работающего в Норильском индустриальном институте инновационного проекта страна Суоми выбрана неслучайно. Здесь пятый год успешно проходит зарубежная учебно-производственная практика студентов Норильского индустриального института на металлургическом заводе «Norilsk Nickel Harjavalta Oy». Об этом уже писалось на страницах журнала «Аккредитация в образовании»3. Изучение основ производства с инновационными методами извлечения металлов (гидрометаллургия, flash smelting, аутсорсинг производства, автоматизация производства, синергетика и другие) позволяет студентам овладеть опытом работы по технологиям, обеспечивающими экологически чистый уровень производства цветных металлов – от добычи сырья до потребления электроэнергии, приобрести устойчивые навыки «зеленой» производственной культуры. Финская методика обучения, используемая в этом проекте, позволяет добиться при подготовке выпускников института высоких результатов, соответствующих международным требованиям в области высокотехнологичных экологически чистых металлургических производств. Кроме того, финское предприятие-партнер является дочерним предприятием компании «Норильский никель» и активно участвует в техническом переоснащении никелевого производства в заполярном регионе. Обогащение руды и знанийМногомасштабная программа «Green Metallurgy» является по сути бессрочной, поскольку её цели и содержание пропагандируют ценности, неподвластные времени. Это экологическое воспитание молодежи, вузовское и послевузовское образование в соответствии с требованиями мировых стандартов качества обучения, научно-исследовательская деятельность в тесном контакте с работодателями с учетом их требований к профессиональным компетенциям выпускников вуза и многое другое. Структурно программа состоит из ряда одновременно развивающихся, взаимодействующих между собой проектов, их реализация происходит комплексно, с учетом конкретных целей, задач и сроков исполнения, а конечное осуществление дает весьма неплохие результаты. Для её популяризации в первую очередь используется профориентационная работа, в рамках которой проводятся встречи с учащимися школ, профтехучилищ и колледжей Норильского промышленного района. Эта деятельность в основном нацелена на повышение интереса к специальностям направления «Металлургия», использующего «зеленые» технологии. В день открытых дверей, ежегодно проводимый институтом, помимо традиционных встреч с потенциальными абитуриентами устраивается ряд тематических выставок, экскурсий, круглых столов, культурно-развлекательных мероприятий. Профессорско-преподавательский состав стремится дать как можно больше информации не только об учебе и досуге студентов, но и осветить задачи, открывающие для будущих специалистов перспективы развития вуза. Важно донести до широкой общественности информацию о достигнутых институтом результатах, для этого на сайте вуза и в социальных сетях размещается соответствующая информация, выпускаются брошюры и флаеры по данной тематике, происходит широкое освещение всех мероприятий по телевидению и в других средствах массовой информации. К хорошим итогам приводят встречи с производственниками, в том числе с финскими, лекции ведущих специалистов «Норильского никеля», проходящие не только в институте, но и на промышленных площадках компании. Привлечение внимания выпускников школ и колледжей к проектам способствует не только мотивации к учебе в Норильском индустриальном институте, но и по мере накопления знаний – к научной деятельности, участию в семинарах и конференциях. Поэтому одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава становится развитие интереса молодых людей к более глубокой самостоятельной исследовательской работе. В целом всё это содействует приобретению устойчивых профессиональных качеств и умений, способствует воспитанию социальной активности и ответственности – всему, что является основой формирования «экологического» менталитета молодежи, базой совершенствования будущих профессионалов. Выпускники вуза должны не просто серьезно подойти к выбору тех или иных технологий, им следует определиться в пользу наработок, позволяющих защитить окружающую среду от пагубного влияния последствий неразумного и расточительного использования природных ресурсов и применения далеко несовершенных технологий горно-металлургических производств. Это должны быть специалисты с высокой гражданской позицией, бережно относящиеся к природе, правильно и рационально использующие ресурсы и климатические особенности заполярного края. Сетевая структура реализации программы «Green Metallurgy»
Модульная реализацияНа сегодняшний день в рамках программы «Green Metallurgy» в вузе действуют следующие научно-образовательные проекты:
Инновационная составляющая реализуемой вузом программы заключается и в комплексном проблемно-ориентированном подходе к решению задач, поставленных проектами. Хотя каждый из них, как уже упоминалось, можно рассматривать как самодостаточный и отдельный, в рамках программы все они имеют преемственность. Их комплексная и системная реализация позволяет добиваться успешных результатов по воспитанию нового «экологического менталитета» выпускников, обладающими навыками работы в области экологически чистых металлургических производств, соответствующих международным требованиям SFS-ISO 90001, ISO 14001 и OHSAS 18001. Развитие волонтерского экологического движения и реализация программы имеют огромное социальное значение. Отношение общественности к металлургическому производству, в котором будут применяться только экологически чистые технологии, со временем непременно изменится. Критериями успешности проекта можно считать рост числа абитуриентов в результате популяризации специальностей «Металлургия цветных металлов» и «Обогащение полезных ископаемых», как направлений с использованием зеленых технологий, а также высокие показатели независимого профессионального тестирования (не менее 80 процентов), проводимого среди студентов Норильского индустриального института специалистами «Norilsk Nickel Harjavalta Oy» (Финляндия). Высказывания работодателей региона, отзывы в средствах массовой информации, мнения студентов и преподавателей, полученные в результате анкетирования, а также взгляд широкой общественности на инновационную деятельность вуза подтверждают значимость проведенной работы. Дальнейшее развитие видится в мотивационной готовности студентов к участию в новых социально значимых проектах. Действующая долгосрочная программа «Green Metallurgy», как совокупность параллельно реализуемых задач, представляет собой гибкую, постоянно модернизирующуюся структуру, которая улучшается в соответствии с изменениями требований работодателей и экономических реалий. Только стратегически обоснованные шаги с учетом многих факторов позволяют самому северному государственному вузу страны – Норильскому индустриальному институту – добиться хороших целевых результатов в ходе реализации инновационных проектов по подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с передовыми технологиями в горно-металлургической промышленности.
1 В состав Норильского промышленного района, кроме Норильска, входят города Талнах, Кайеркан, Снежногорск, Оганер. Система содействия трудоустройствуТерриториальная близость к производству, привлечение ведущих специалистов группы «Норильский никель» к учебному процессу, проведение практики студентов в подразделениях предприятий обеспечивают прекрасные возможности для подготовки молодых специалистов. Творческий потенциал профессорско-преподавательского состава Норильского индустриального института, материально-техническая и учебно-методическая базы стали надежной основой организации качественного процесса обучения. Для такой важной работы, как организация трудоустройства выпускников, в институте сформирована многоуровневая система, обеспечивающая вовлечение студентов в профессиональную деятельность. Структурированная производственная практика способствует адаптации выпускников к будущей работе и становится важным способом приобретения навыков и опыта. Студенты всех специальностей вуза распределяются с учетом реальных потребностей конкретного предприятия. В состав практики входят занятия в аудиториях и экскурсии на рудники и заводы, получение студентами технических специальностей рабочей профессии, соответствующей выбранному направлению обучения в вузе, работа на производстве, стажировка на должностях специалистов. Многие выпускники возвращаются на предприятия, где прежде проходили производственную практику и защитили дипломные работы по тематике «своего» предприятия (см. рис. 1). Рисунок 1. Динамика выпуска и трудоустройства специалистов с высшим профессиональным образованием
Для повышения качества подготовки специалистов Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель» и Норильский индустриальный институт в 2013 году подписали совместное постановление об основных направлениях деятельности и приняли комплексную программу по её организации и обеспечению. Она предусматривает формирование заказа предприятий группы «Норильский никель» на подготовку специалистов, профориентационную работу со школьниками, обеспечение качества знаний, повышение заинтересованности профессорско-преподавательского состава в улучшении подготовки кадров, стимулирование активности студентов в учебе и общественной жизни, развитие материально-технической базы вуза, взаимодействие в рамках корпоративных программ. С 2008 года ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» за прохождение практики установил студентам оплату в размере 10920 рублей в месяц, с 2012 года практиканты стали получать 600 рублей в день. Такой подход позволяет институту добиться высоких показателей трудоустройства своих выпускников и обеспечивает им эффективный профессиональный рост. Анализ трудоустройства выпускников вуза за 2009-2013 годы показал:
Программы трудоустройства выпускников Управлением по персоналу и социальной политике ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» реализуется программа «Стажер», направленная на формирование кадрового резерва. В её рамках ведется целенаправленная подготовка молодых специалистов к самостоятельной инженерной работе под руководством опытных наставников. Программа не ограничивается рабочим процессом: стажеры принимают активное участие в конференциях и семинарах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных соревнованиях и корпоративных праздниках компании. Для студентов старших курсов и выпускников действует проект «Профессиональный старт», предусматривающий прохождение четырехмесячной производственной и полуторамесячной преддипломной практики. На этот период со студентами заключается срочный трудовой договор. Девизом действующей с 2004 года программы стали слова «Старт в будущее». Ее целью является подготовка и отбор студентов профильных вузов страны для последующего трудоустройства на предприятия «Норникеля». На карте России отмечено более десяти городов, из которых студенты приезжают в Норильск на практику. Участниками «Профессионального старта» с 2004 по 2013 год стали 379 студентов Норильского индустриального института. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|