Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института

Программа «GreenMetallurgy» Норильского индустриального института является по сути бессрочной, поскольку её цели и содержание пропагандируют ценности, неподвластные времени. Это экологическое воспитание молодежи, вузовское и послевузовское образование, научно-исследовательская деятельность в тесном контакте с работодателями.

Просмотров: 907

Реализация инновационных образовательных проектов

Катализаторы процесса

ЗАБУСОВ Владимир Владимирович – ректор Норильского индустриального института, кандидат технических наук, профессор, член совета учебно-методического объединения вузов РФ в области горного дела и учебно-методической комиссии по специальности «Электроснабжение» УМО в области энергетики и электротехники. Академик Международной академии наук педагогического образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ.
МАРКЕЕВ Михаил Антонович – проректор по учебной и научной работе Норильского индустриального института, кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ.
МОЛЧАНОВА Наталья Михайловна – помощник проректора УиНР по международной деятельности, координатор международных программ, кандидат технических наук, доцент.

Потребность в осуществлении долгосрочных масштабных инновационных проектов в области высшего образования для такого географически удаленного региона, как Норильский промышленный район1, растет с каждым годом. Причин этому много, и главные из них – постоянная потребность севера Красноярского края в высококвалифицированных дипломированных специалистах, подготовка которых должна вестись с учетом постоянно меняющихся в соответствии с экономическими реалиями требованиями работодателей. Не менее важным катализатором незамедлительной разработки подобных направлений деятельности служит тяжелая экологическая обстановка в районе Норильска.

Исторически и географически сложившаяся ситуация является уникальной как для вуза, так и для региона в целом. На его территории располагается один из наиболее крупных в мире монополистов по добыче и переработке тяжелых металлов – Заполярный филиал открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ЗФ ОАО «ГМК «НН»). Это, в свою очередь, определяет Норильский промышленный район как монорегион, а своеобразие индустриального института заключается в его остеобразующей роли государственного образовательного звена не только для города и промышленного района, но и для всего Таймырского полуострова.

Решению природоохранных проблем компания «Норильский никель» уделяет большое внимание. Её экологическая политика является неотъемлемой частью стратегических решений. Но благополучное развитие региона в первую очередь зависит от внедрения чистых технологий, требующих воспитания соответствующих высококвалифицированных кадров, нового «экологического менталитета» выпускников промышленных вузов.

В связи с этим Норильский индустриальный институт постоянно ищет новые пути реализации образовательных программ при подготовке дипломированных специалистов, ориентированных на изучение и устойчивое владение «зелеными» технологиями, занимающих активную гражданскую позицию в решении экологических вопросов. Одной из самых главных задач института становится целевое обеспечение всех переделов горно-металлургического гиганта специалистами с устойчивым знанием основ экологически чистых технологий.

Легирующий элемент

В 2012 году по результатам социологических исследований Всемирного фонда дикой природы (WWF) и компании «Cleantech»2 при определении рейтинга стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для внедрения и развития экологически чистых технологий, Россия оказалась на последнем месте – вместе с Саудовской Аравией, Румынией, Грецией и Турцией. Среди лидеров этого списка– Дания, Израиль, Швеция, Финляндия и США. Проведенный анализ показал, что Россия имеет неудовлетворительные позиции почти во всех сферах «зеленых» инноваций.

В перечне стран и регионов с высоким уровнем использования экологически чистых технологий особого внимания заслуживает Скандинавия. В Финляндии, где социальная ответственность граждан выше, чем в России, на протяжении многих лет заботятся о среде, где человек работает и живет. Поэтому местом реализации одного из этапов работающего в Норильском индустриальном институте инновационного проекта страна Суоми выбрана неслучайно. Здесь пятый год успешно проходит зарубежная учебно-производственная практика студентов Норильского индустриального института на металлургическом заводе «Norilsk Nickel Harjavalta Oy». Об этом уже писалось на страницах журнала «Аккредитация в образовании»3.

Изучение основ производства с инновационными методами извлечения металлов (гидрометаллургия, flash smelting, аутсорсинг производства, автоматизация производства, синергетика и другие) позволяет студентам овладеть опытом работы по технологиям, обеспечивающими экологически чистый уровень производства цветных металлов – от добычи сырья до потребления электроэнергии, приобрести устойчивые навыки «зеленой» производственной культуры.

Финская методика обучения, используемая в этом проекте, позволяет добиться при подготовке выпускников института высоких результатов, соответствующих международным требованиям в области высокотехнологичных экологически чистых металлургических производств. Кроме того, финское предприятие-партнер является дочерним предприятием компании «Норильский никель» и активно участвует в техническом переоснащении никелевого производства в заполярном регионе.

Обогащение руды и знаний

Многомасштабная программа «Green Metallurgy» является по сути бессрочной, поскольку её цели и содержание пропагандируют ценности, неподвластные времени. Это экологическое воспитание молодежи, вузовское и послевузовское образование в соответствии с требованиями мировых стандартов качества обучения, научно-исследовательская деятельность в тесном контакте с работодателями с учетом их требований к профессиональным компетенциям выпускников вуза и многое другое.

Структурно программа состоит из ряда одновременно развивающихся, взаимодействующих между собой проектов, их реализация происходит комплексно, с учетом конкретных целей, задач и сроков исполнения, а конечное осуществление дает весьма неплохие результаты.

Для её популяризации в первую очередь используется профориентационная работа, в рамках которой проводятся встречи с учащимися школ, профтехучилищ и колледжей Норильского промышленного района. Эта деятельность в основном нацелена на повышение интереса к специальностям направления «Металлургия», использующего «зеленые» технологии.

В день открытых дверей, ежегодно проводимый институтом, помимо традиционных встреч с потенциальными абитуриентами устраивается ряд тематических выставок, экскурсий, круглых столов, культурно-развлекательных мероприятий. Профессорско-преподавательский состав стремится дать как можно больше информации не только об учебе и досуге студентов, но и осветить задачи, открывающие для будущих специалистов перспективы развития вуза.

Важно донести до широкой общественности информацию о достигнутых институтом результатах, для этого на сайте вуза и в социальных сетях размещается соответствующая информация, выпускаются брошюры и флаеры по данной тематике, происходит широкое освещение всех мероприятий по телевидению и в других средствах массовой информации. К хорошим итогам приводят встречи с производственниками, в том числе с финскими, лекции ведущих специалистов «Норильского никеля», проходящие не только в институте, но и на промышленных площадках компании.

Привлечение внимания выпускников школ и колледжей к проектам способствует не только мотивации к учебе в Норильском индустриальном институте, но и по мере накопления знаний – к научной деятельности, участию в семинарах и конференциях. Поэтому одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава становится развитие интереса молодых людей к более глубокой самостоятельной исследовательской работе. В целом всё это содействует приобретению устойчивых профессиональных качеств и умений, способствует воспитанию социальной активности и ответственности – всему, что является основой формирования «экологического» менталитета молодежи, базой совершенствования будущих профессионалов.

Выпускники вуза должны не просто серьезно подойти к выбору тех или иных технологий, им следует определиться в пользу наработок, позволяющих защитить окружающую среду от пагубного влияния последствий неразумного и расточительного использования природных ресурсов и применения далеко несовершенных технологий горно-металлургических производств. Это должны быть специалисты с высокой гражданской позицией, бережно относящиеся к природе, правильно и рационально использующие ресурсы и климатические особенности заполярного края.

Сетевая структура реализации программы «Green Metallurgy»

Увеличить изображение

Модульная реализация

На сегодняшний день в рамках программы «Green Metallurgy» в вузе действуют следующие научно-образовательные проекты:

  • «Зарубежная учебно-производственная практика студентов Норильского индустриального института в Финляндии»;
  • «На Севере – для Севера» (дистанционное образование в университете UArctic)4;
  • Образовательный проект «Green Economic Summer School»;
  • Волонтерское экологическое движение «Зеленая планета – «ecoNПР».

Инновационная составляющая реализуемой вузом программы заключается и в комплексном проблемно-ориентированном подходе к решению задач, поставленных проектами. Хотя каждый из них, как уже упоминалось, можно рассматривать как самодостаточный и отдельный, в рамках программы все они имеют преемственность. Их комплексная и системная реализация позволяет добиваться успешных результатов по воспитанию нового «экологического менталитета» выпускников, обладающими навыками работы в области экологически чистых металлургических производств, соответствующих международным требованиям SFS-ISO 90001, ISO 14001 и OHSAS 18001.

Развитие волонтерского экологического движения и реализация программы имеют огромное социальное значение. Отношение общественности к металлургическому производству, в котором будут применяться только экологически чистые технологии, со временем непременно изменится.

Критериями успешности проекта можно считать рост числа абитуриентов в результате популяризации специальностей «Металлургия цветных металлов» и «Обогащение полезных ископаемых», как направлений с использованием зеленых технологий, а также высокие показатели независимого профессионального тестирования (не менее 80 процентов), проводимого среди студентов Норильского индустриального института специалистами «Norilsk Nickel Harjavalta Oy» (Финляндия). Высказывания работодателей региона, отзывы в средствах массовой информации, мнения студентов и преподавателей, полученные в результате анкетирования, а также взгляд широкой общественности на инновационную деятельность вуза подтверждают значимость проведенной работы. Дальнейшее развитие видится в мотивационной готовности студентов к участию в новых социально значимых проектах.

Действующая долгосрочная программа «Green Metallurgy», как совокупность параллельно реализуемых задач, представляет собой гибкую, постоянно модернизирующуюся структуру, которая улучшается в соответствии с изменениями требований работодателей и экономических реалий. Только стратегически обоснованные шаги с учетом многих факторов позволяют самому северному государственному вузу страны – Норильскому индустриальному институту – добиться хороших целевых результатов в ходе реализации инновационных проектов по подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с передовыми технологиями в горно-металлургической промышленности.

1 В состав Норильского промышленного района, кроме Норильска, входят города Талнах, Кайеркан, Снежногорск, Оганер.
2 www.rg.ru
3 www.akvobr.ru.
4 Университет Арктики – UArctic представляет собой транснациональную корпоративную сеть, объединяющую более 120 организаций, в том числе около 80 университетов, институтов в основном приполярных стран www.uarctic.org.


Система содействия трудоустройству

Территориальная близость к производству, привлечение ведущих специалистов группы «Норильский никель» к учебному процессу, проведение практики студентов в подразделениях предприятий обеспечивают прекрасные возможности для подготовки молодых специалистов. Творческий потенциал профессорско-преподавательского состава Норильского индустриального института, материально-техническая и учебно-методическая базы стали надежной основой организации качественного процесса обучения.

Для такой важной работы, как организация трудоустройства выпускников, в институте сформирована многоуровневая система, обеспечивающая вовлечение студентов в профессиональную деятельность.

Структурированная производственная практика способствует адаптации выпускников к будущей работе и становится важным способом приобретения навыков и опыта. Студенты всех специальностей вуза распределяются с учетом реальных потребностей конкретного предприятия.

В состав практики входят занятия в аудиториях и экскурсии на рудники и заводы, получение студентами технических специальностей рабочей профессии, соответствующей выбранному направлению обучения в вузе, работа на производстве, стажировка на должностях специалистов. Многие выпускники возвращаются на предприятия, где прежде проходили производственную практику и защитили дипломные работы по тематике «своего» предприятия (см. рис. 1).

Рисунок 1. Динамика выпуска и трудоустройства специалистов с высшим профессиональным образованием

Увеличить изображение

Для повышения качества подготовки специалистов Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель» и Норильский индустриальный институт в 2013 году подписали совместное постановление об основных направлениях деятельности и приняли комплексную программу по её организации и обеспечению. Она предусматривает формирование заказа предприятий группы «Норильский никель» на подготовку специалистов, профориентационную работу со школьниками, обеспечение качества знаний, повышение заинтересованности профессорско-преподавательского состава в улучшении подготовки кадров, стимулирование активности студентов в учебе и общественной жизни, развитие материально-технической базы вуза, взаимодействие в рамках корпоративных программ.

С 2008 года ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» за прохождение практики установил студентам оплату в размере 10920 рублей в месяц, с 2012 года практиканты стали получать 600 рублей в день.

Такой подход позволяет институту добиться высоких показателей трудоустройства своих выпускников и обеспечивает им эффективный профессиональный рост.

Анализ трудоустройства выпускников вуза за 2009-2013 годы показал:

  • На работу устраивается 97 процентов молодых специалистов.
  • В регионе остается работать более 94 процентов.
  • На ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» трудятся около 65 процентов.
  • По специальности, полученной в вузе, работает 84 процента.
  • Для 32 процентов место практики стало местом работы.

Программы трудоустройства выпускников

Управлением по персоналу и социальной политике ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» реализуется программа «Стажер», направленная на формирование кадрового резерва. В её рамках ведется целенаправленная подготовка молодых специалистов к самостоятельной инженерной работе под руководством опытных наставников. Программа не ограничивается рабочим процессом: стажеры принимают активное участие в конференциях и семинарах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных соревнованиях и корпоративных праздниках компании.

Для студентов старших курсов и выпускников действует проект «Профессиональный старт», предусматривающий прохождение четырехмесячной производственной и полуторамесячной преддипломной практики. На этот период со студентами заключается срочный трудовой договор.

Девизом действующей с 2004 года программы стали слова «Старт в будущее». Ее целью является подготовка и отбор студентов профильных вузов страны для последующего трудоустройства на предприятия «Норникеля». На карте России отмечено более десяти городов, из которых студенты приезжают в Норильск на практику.

Участниками «Профессионального старта» с 2004 по 2013 год стали 379 студентов Норильского индустриального института.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инновации, норильский индустриальный институт, личный опыт, регион, ао-68

Похожие материалы:
Кадры заказывает государство, а получает – работодатель
Десять ресурсных центров одного университета
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций
Инновационная экосистема Томского госуниверситета
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона
Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе
Инновационные подходы в профессиональном образовании
Стране нужны инженеры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Из журнала
#99О новациях в образовании размышляет директор колледжа
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#108Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку