Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций

Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров управляет инновационной деятельностью учебных заведений региона. Начиная с 2013 года, учреждение является Федеральной стажировочной площадкой по теме «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

Просмотров: 969

Научился сам, обучи другого

По поручению Министерства образования и науки Республики Тыва Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров управляет инновационной деятельностью учебных заведений региона: курирует введение и реализацию ФГОС общего образования, организацию дистанционного образования детей-инвалидов, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики». Начиная с 2013 года, учреждение является Федеральной стажировочной площадкой по теме «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

На вопросы нашего корреспондента, посвященные деятельности новой структуры, отвечает ректор Чойгана Монгуш.

МОНГУШ Чойгана Владимировна – ректор Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров, кандидат исторических наук.
Окончила Хакасский государственный университет. Трудовую деятельность в системе образования начала с должности преподавателя историко-правовых дисциплин, в дальнейшем была назначена зав. кафедрой, после этого зам. декана по учебной работе юридического факультета Тывинского государственного университета. С 2008 года – ректор Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров.
Научную деятельность посвятила исследованию ранних форм верований народов Саяно-Алтая, функционированию системы дополнительного профессионального образования.
Ведущий консультант по вопросам развития системы образования.
Награждена Почетной грамотой Верховного Хурала (парламента) и Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Тыва.

– В 2013 году не только в Республике Тыва, но и в различных регионах нашей страны были открыты стажировочные площадки. Объясните, Чойгана Владимировна, какие задачи решают эти новые структуры?

– Это один из ключевых механизмов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Учреждения, которые являются стажировочными площадками, выполняют задачу концентрации и распространения позитивного опыта на территории своих регионов и всей страны. Они разрабатывают и совершенствуют методики и образовательные программы, а также готовят специалистов-тьюторов, которые затем смогут передать другим педагогам то новое, чем владеют сами.

Являясь ориентированными на ФГОС, стажировочные площадки учитывают местную специфику и задачи.

– Деятельность вашей площадки посвящена теме «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Почему вы выбрали именно это направление?

– В Республике Тыва 184 общеобразовательных учреждения, где обучаются более 56 тысяч детей, из них городских– 52,2 процента и сельских– 47,8. По предварительным данным 2013 года, здоровье школьников во всей России, в том числе и в Тыве, ухудшается, во время обучения они приобретают новые заболевания. Это довольно опасная тенденция. К окончанию школы только 5,6 процента учащихся могут считать себя абсолютно здоровыми. Устранять проблему необходимо общими усилиями, налаживая межведомственное взаимодействие медицинских работников и педагогов, привлекая родителей и общественность. К оздоровлению детей важно выработать единый подход системы образования и семьи – институтов, обеспечивающих процесс социализации личности ребенка.

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое место в процессе оздоровления отводится образовательной среде. Проект нацелен на её совершенствование. Главные задачи, для решения которых создана стажировочная площадка, формулируются так:

  • улучшить физическое и психическое здоровье школьников республики и формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • повысить уровень профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в вопросах снижения заболеваемости школьников;
  • сформировать в регионе сплоченную команду, которая будет транслировать опыт сбережения здоровья, накопленный общеобразовательными учреждениями.

– Сколько учреждений включилось в работу федеральной стажировочной площадки?

– Тема объединила 18 общеобразовательных школ из городских и сельских районов республики. Это базовые образовательные учреждения. Партнерами по реализации проекта являются различные министерства и ведомства Республики Тыва, например, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство внутренних дел. Но самым главным и активным участником инновационной деятельности является республиканское Министерство образования и науки.

– Известно, что проект рассчитан на три года и будет воплощаться в жизнь поэтапно. Первый этап приближается к концу. Расскажите, что вы успели сделать к сегодняшнему дню?

– В 2013 году мы приступили к разработке региональных нормативно-правовых актов по тематике проекта и компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации, занимались организацией мониторинга профессиональных затруднений и потребностей педагогов и конкурсных процедур по закупке оборудования, а также создали межведомственную модель сетевого взаимодействия и WEB-страницу на сайте института.

Следует отметить, что некоторые из необходимых документов к началу проекта в республике уже существовали. Это концепция взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) и концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях. В 2013 году были созданы государственная антиалкогольная программа и Республиканская целевая программа «Профилактика пьянства, алкоголизма и их медико-социальных последствий на территории Республики Тыва на 2013-2015 годы. Базовые образовательные учреждения стажировочной площадки издали четыре УМК.

Для работы стажировочной площадки и совершенствования образовательной среды нужна научная основа. В институте проводились исследования по определению физических и психофизиологических особенностей учащихся, основанные на комплексном мониторинге здоровья (применялась методика профессора Р.И.Айзмана). В 2013 году охват мониторингом составил 50 процентов, в 2014 году он должен увеличиться еще на 20 процентов, а к 2015 году дойти до 82 процентов. Таким образом, к концу проекта сложится общая картина состояния здоровья школьников.

Предпринят и ряд практических действий. В частности, модернизирована материальная база школ. В рамках Комплекса мер модернизации системы общего образования Республики Тыва 95 процентов учебных заведений получили спортивный инвентарь и оборудование. Значительно улучшилось состояние школьных столовых и медицинских кабинетов. Для них тоже закуплено необходимое оборудование. Охват детей горячим питанием приближается к 90 процентам.

Во всех общеобразовательных учреждениях республики реализуется программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», а в некоторых школах наряду с этим – «Несущая свет», «Здоровое питание», «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ».

Во внеурочной деятельности акцент делается на спортивно-оздоровительное направление. Культивируются национальные виды спорта (борьба «Хуреш», стрельба из лука), национальные детские подвижные и настольные игры, практикуются «Часы здоровья», где происходит знакомство со здоровьесберегающими обычаями и традициями.

В течение года на стажировочной площадке проведено обучение 187 руководящих и педагогических работников по персонифицированной накопительной модели. Теоретический блок программ реализовался научно-педагогическими кадрами Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров, практический– педагогами базовых образовательных учреждений.

– На первом этапе созданы научно-методические условия для деятельности стажировочной площадки и распространения инновационных разработок. Чему будет посвящена дальнейшая деятельность?

– В 2014 году на передний план выходит диссеминация. Опыт образовательных учреждений, сформировавших эффективную систему работы, их идеи, методы будут доводиться до целевой аудитории. Продолжится разработка методических материалов, начнутся их издание и реализация. В ноябре планируется провести межрегиональную научно-практическую конференцию «Этнопедагогические аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения».

В 2015 году предполагается проводить модульное повышение квалификации в рамках межрегионального взаимодействия, обобщать и распространять лучший опыт через средства массовой информации, провести итоговый анализ физического и психического здоровья учащихся, подвести общие итоги реализации проекта.

– Какие из мероприятий проекта вы считаете самыми важными?

– Проведение мониторинговых исследований физического и психического здоровья учащихся общеобразовательных школ, модульных курсов и семинаров по обмену передовым опытом в области здоровьесбережения в образовательной среде, ежегодный межрегиональный форум.

– Каким будет результат научной, методической и практической деятельности учреждений, входящих в состав стажировочной площадки? Какую пользу принесет реализация проекта?

– Во-первых, будет разработана региональная модель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Во-вторых, улучшатся деятельность образовательных учреждений по коррекции здоровья учащихся и необходимая для этого материально-техническая база. В-третьих, повысится родительская ответственность и компетентность в вопросах формирования культуры здоровья детей. И наконец, снизится модель аутодеструктивного поведения подростков, повысится осознание значимости человеческой жизни и умение выходить из сложных ситуаций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Ключевые задачи современного вуза
По ступеням инновационной лестницы
Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института
В рамках конструктивного диалога с работодателем
Удмуртия: кластерный прорыв
Инновационные механизмы адаптации
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
Задачи «на вырост»
Сибирский профессиональный колледж: партнерство как норма

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ