Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Потенциал инновационного кластера стажировочных площадок

Созданный в 1993 году сегодня Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края принимает участие в инновационных федеральных проектах. О перспективных направлениях деятельности рассказывает ректор института Билигма БУДАЕВА, кандидат географических наук.

Просмотров: 133

Созданный в 1993 году сегодня Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края принимает участие в инновационных федеральных проектах. О перспективных направлениях деятельности рассказывает ректор института Билигма БУДАЕВА, кандидат географических наук.

Билигма БУДАЕВА

БУДАЕВА Билигма Батордоржиевна – ректор Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края, кандидат географических наук.

Родилась в 1971 году в с. Судунтуй Читинской области. Окончила Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского. Обучалась по программе «социальная работа» в магистратуре Забайкальского государственного университета. Работала учителем биологии, замдиректора средней школы (1993-1999), методистом, завотделением руководящих кадров, завкафедрой педагогики и психологии Агинского института усовершенствования учителей, завлабораторией научных исследований (1999-2007). С 2007 года – ректор АИПК.

Почетный работник общего образования РФ. Обладатель национальной премии

«Серебряный голубь» среди молодых исследователей (2005).

В сферу научных интересов входят геоэкология, история монгольских народов.


Деятельность вновь созданного в поселке Агинское Агинского Бурятского автономного округа института усовершенствования учителей началась с разработки национально-регионального компонента содержания образования. Под руководством первого директора Б.Б. Даширабдановой были созданы авторские программы, ведущими учителями округа Б.Ц. Бальжинимаевым, Б.Д. Батуевой, Д.Д. Дашицыреновой и другими – учебно-методические комплекты. Начальный этап развития института характеризуется формированием научно-методического центра, выстраиванием системы методической службы.

Особое место в образовательной деятельности занимает работа по обновлению содержания образования, ставшая отправной точкой массового развития инноваций среди педагогических работников. Стратегическим направлением деятельности института уже в 1994 году становится освоение системно-деятельностного подхода, внедрение системы развивающего обучения, являющихся сегодня концептуальной основой ФГОС. Серьезным достижением в реализации системно-деятельностного подхода стало структурирование содержания образования, разработка предметных образовательных программ и составление аналитической матрицы – нормативного документа, описывающего условия организации образовательного процесса.

Перспективные подходы в выстраивании содержания курсовой подготовки позволили начать опережающую подготовку педагогических кадров с творческим мышлением и развитой рефлексивной культурой, создать условия для перехода образовательной практики на компетентностную парадигму – основу стандарта нового поколения.

Инновационный путь развития позволил институту в числе первых в Забайкальском крае в 2010 году перейти в статус автономного учреждения. Это способствовало расширению географии слушателей, оптимизации финансово-экономических механизмов управления, расширению возможностей мобильного реагирования на вызовы времени.

Эффективный опыт научно-методического сопровождения инновационного развития региональной системы образования привел АИПК к новому этапу деятельности – в качестве федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий ФЦП развития образования на 2011-2015 годы. В ходе реализации программы институтом и базовыми опорными площадками обучено более 6 тыс. слушателей из 13 регионов Российской Федерации.

Модернизация российского образования осуществляется через реализацию национальной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых стандартов, развитие государственно-общественного управления, введение новых финансово-экономических механизмов управления, построение новой системы оценки качества образования. Современный уровень развития общественной жизни, разработка и совершенствование социальных технологий обуславливают необходимость становления и развития непрерывного социального образования.

Являясь лидером инноваций в сфере образовательной политики, экономике образования, образовательном праве и развитии содержания образования, Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы по сути является экспертной и проектной площадкой модернизации образования, обеспечивая поступательное развитие системы образования региона.

Участие Забайкальского края в реализации мероприятий ФЦП развития образования на 2011-2015 годы придало новый импульс достижению целей национальной инициативы «Наша новая школа», а также развитию кластера стажировочных площадок и их ресурсного потенциала. Инновационный кластер «Школа коммуникации» представляет собой панораму моделей, среди которых такие как «Индивидуализация образования в гимназии с допрофессиональной управленческой подготовкой», «Школа успеха, обеспечивающая современное качество образования», «Модель цифровой школы как условие достижения современного качества образования», «Образовательный консорциум как вариативная модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки».

Потенциал стажировочных площадок нашел отражение в комплексных программах, позволивших конструировать образовательные маршруты повышения квалификации слушателей:

  • «Современное качество образования: практика реализации моделей образовательных систем» (95 ч.);
  • «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» (74 ч.);
  • «ФГОС: условия и механизмы реализации» (90 ч.);
  • «ФГОС: условия и механизмы реализации» (для тьюторов, 72 ч.);
  • «Распространение моделей государственно-общественного управления в образовании» (72 часа).

Все программы повышения квалификации состоят из двух частей: инвариантной и вариативной. Если инвариантная часть – содержательное ядро курсов повышения квалификации и предъявляется всем категориям слушателей, управленческим и педагогическим работникам, тьюторам, то вариативная – позволяет персонифицировать индивидуальный образовательный маршрут и образует кейс стажера. Несомненным достоинством содержания кейсов являются совместные разработки специалистов стажировочных площадок и федеральных институтов по наиболее актуальным направлениям модернизации общего образования.

С целью распространения и совершенствования моделей современных образовательных практик инновационных школ Забайкальского края (направление 1.3. ФЦПРО), которые в наибольшей степени отвечают территориально-географическим, культурно-национальным особенностям, разработана концепция региональной модели «Школа коммуникации». Это институциональный проект, определяющий стратегию развития современной школы как института общества и направленный на построение коммуникаций – как на традиционной основе, так и на новой, вещественно-технологической, что является практически значимым и востребованным региональным опытом.

Содержание региональной модели и инфраструктуру инновационного кластера определяют 9 моделей. Особо значимо использование эффективного ресурса стажировочных площадок по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением (направление 1.4.).

Под руководством центров поддержки внедрения информационных технологий в работу образовательных учреждений и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам и информационных технологий образования и дистанционного обучения федеральных стажировочных площадок практически все школы края обеспечены методической и технической помощью посредством «облачных» сервисов, дистанционного обучения и сетевого взаимодействия.

Результатом обучения 806 стажеров (в том числе, более 270 из других регионов – Республики Бурятия, Иркутской области) на 6 базовых опорных площадках (школы региона) стали конкретные, готовые к реализации в своем учреждении проекты моделей управления качеством образования:

  • варианты модели цифровой школы,
  • технологии создания электронных ресурсов,
  • макеты мультимедийных дидактических пособий, электронных портфолио,
  • проекты интернет-сайтов, личных блогов, систем образовательных миров форумного типа и другие.

структура кейса образовательной программы

Значимым для распространения на всей территории РФ является опыт Забайкальского края по подготовке и введению ФГОС общего образования (направление 1.6). Особую миссию в реализации программы выполняет стратегическое направление деятельности автономного образовательного учреждения ДПО АИПК по внедрению системы развивающего обучения, освоению системно-деятельностного подхода. Результатом этой работы является структурирование содержания общего образования, разработка предметных образовательных программ, опыт совместного проектирования и сценирования учебных занятий.

Особенность вариативной части программы повышения квалификации заключается в разных форматах стажировки на уровне образовательного учреждения и на уровне стажировочной площадки – вариант обучения с конкретным педагогом, так называемым «тьютором повышения квалификации педагогов»/«супервизором повышения квалификации педагогов». Эта модель организации стажировки отработана институтом на выездных курсах повышения квалификации с участием ведущих учителей-предметников не только в районах края, но и в Республике Бурятия и Иркутской области (например, выездные курсы в Усть-Орде).

Деятельностный характер программы повышения квалификации объективирован опережающей апробацией инновационных технологий, эффективных механизмов реализации ФГОС:

  • технология сценирования учебных занятий, образовательных событий;
  • технология разработки проектных задач;
  • технология проектирования нелинейного расписания и прочие.

В целом за четыре года работы стажировочных площадок обучено 4264 специалиста, что превышает заявленные регионом обязательства на 240 процентов.

Мероприятия по повышению квалификации педагогов по государственно-общественному управлению образованием (ГОУО) выполнены в полном объеме на 6 площадках (направление 1.9.). Актуальность вопросов государственно-общественного управления образованием объективировало вопрос расширения его сети, участие Забайкальского края в конкурсе региональных программ развития образования. В рамках участия региона в новом этапе реализации ФЦПРО 22 образовательных учреждения (из 40 участвовавших) по итогам конкурсного отбора рекомендованы на статус стажировочных площадок. При экспертизе проектов школ наиболее интересными названы программы «Детско-взрослая общность: механизмы и технологии реализации ГОУО», «Гражданский форум: эффективная модель ГОУ в условиях сельской школы», такие модели ГОУО, как кооптированный совет, народный парламент, совет представителей и другие.

Один из значимых эффектов реализации мероприятий ФЦПРО – формирование региональной команды ведущих консультантов по вопросам развития образования, которые являются проводниками федеральных инициатив, решают вопросы их экспертно-организационной поддержки, инициируют, оценивают и сопровождают запуск инновационных проектов по актуальным направлениям модернизации образования. Все это актуализировало задачи институционализации региональной ассоциации ведущих консультантов, создания их электронного портала.

Признанием эффективности региональных моделей стала работа ведущих консультантов и базовых опорных площадок в других регионах. Так, в течение 2012-2014 годов организовано 14 выездов на стажировочные площадки Москвы, Санкт-Петербурга, республик Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Алтайского края, Иркутской, Калининградской и Амурской областей. В стажировках приняли участие 370 человек из 20 муниципальных районов Забайкальского края. Участники выездных курсов высоко оценивают эффективность стажировок, которые позволяют знакомиться с инновационным опытом работы – как отдельных учителей, так и школ по решению актуальных задач образования.

В 2012-2014 годах 10 ведущих консультантов приняли участие в зарубежных стажировках в КНР («Система школьного образования Китая»), Чехии («Система дошкольного образования Республики Чехия»), Польше («Внутришкольная система оценки достижений учащихся» – из опыта гимназии им. Хелминских епископов, г. Любава), Сингапуре («Образование без границ»).

По итогам выездных мероприятий в другие регионы России подготовлен и издан сборник «Адреса инновационного опыта», актуализированы задачи трансляции положительного опыта успешных школьных моделей, стажерами внесен ряд предложений по распространению и внедрению положительного опыта в систему работы учреждений образования Забайкальского края. Изученные модели и механизмы положены в основу стратегии развития базовых опорных площадок, входящих в кластер и определяющих характер, палитру инновационных процессов в крае.

Таким образом, обозначенный инновационный кластер стажировочных площадок является эффективной формой распространения моделей модернизации образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций
Преумножая наследие медицинской школы Забайкалья
Раскрывая потенциал каждого студента
Сколтех введет курс по обучению биомедицинским технологиям
Федеральная инновационная площадка Архангельской области
Образование длиною в жизнь
Проводник инноваций в региональном образовательном пространстве
Региональная модель повышения квалификации педагогов
Профессиональное обучение безработных
СГТУ им. Гагарина Ю.А выиграл международный проект по программе TEMPUS

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ