Потенциал инновационного кластера стажировочных площадокСозданный в 1993 году сегодня Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края принимает участие в инновационных федеральных проектах. О перспективных направлениях деятельности рассказывает ректор института Билигма БУДАЕВА, кандидат географических наук. Просмотров: 135
Созданный в 1993 году сегодня Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края принимает участие в инновационных федеральных проектах. О перспективных направлениях деятельности рассказывает ректор института Билигма БУДАЕВА, кандидат географических наук.
Деятельность вновь созданного в поселке Агинское Агинского Бурятского автономного округа института усовершенствования учителей началась с разработки национально-регионального компонента содержания образования. Под руководством первого директора Б.Б. Даширабдановой были созданы авторские программы, ведущими учителями округа Б.Ц. Бальжинимаевым, Б.Д. Батуевой, Д.Д. Дашицыреновой и другими – учебно-методические комплекты. Начальный этап развития института характеризуется формированием научно-методического центра, выстраиванием системы методической службы. Особое место в образовательной деятельности занимает работа по обновлению содержания образования, ставшая отправной точкой массового развития инноваций среди педагогических работников. Стратегическим направлением деятельности института уже в 1994 году становится освоение системно-деятельностного подхода, внедрение системы развивающего обучения, являющихся сегодня концептуальной основой ФГОС. Серьезным достижением в реализации системно-деятельностного подхода стало структурирование содержания образования, разработка предметных образовательных программ и составление аналитической матрицы – нормативного документа, описывающего условия организации образовательного процесса. Перспективные подходы в выстраивании содержания курсовой подготовки позволили начать опережающую подготовку педагогических кадров с творческим мышлением и развитой рефлексивной культурой, создать условия для перехода образовательной практики на компетентностную парадигму – основу стандарта нового поколения. Инновационный путь развития позволил институту в числе первых в Забайкальском крае в 2010 году перейти в статус автономного учреждения. Это способствовало расширению географии слушателей, оптимизации финансово-экономических механизмов управления, расширению возможностей мобильного реагирования на вызовы времени. Эффективный опыт научно-методического сопровождения инновационного развития региональной системы образования привел АИПК к новому этапу деятельности – в качестве федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий ФЦП развития образования на 2011-2015 годы. В ходе реализации программы институтом и базовыми опорными площадками обучено более 6 тыс. слушателей из 13 регионов Российской Федерации. Модернизация российского образования осуществляется через реализацию национальной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых стандартов, развитие государственно-общественного управления, введение новых финансово-экономических механизмов управления, построение новой системы оценки качества образования. Современный уровень развития общественной жизни, разработка и совершенствование социальных технологий обуславливают необходимость становления и развития непрерывного социального образования. Являясь лидером инноваций в сфере образовательной политики, экономике образования, образовательном праве и развитии содержания образования, Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы по сути является экспертной и проектной площадкой модернизации образования, обеспечивая поступательное развитие системы образования региона. Участие Забайкальского края в реализации мероприятий ФЦП развития образования на 2011-2015 годы придало новый импульс достижению целей национальной инициативы «Наша новая школа», а также развитию кластера стажировочных площадок и их ресурсного потенциала. Инновационный кластер «Школа коммуникации» представляет собой панораму моделей, среди которых такие как «Индивидуализация образования в гимназии с допрофессиональной управленческой подготовкой», «Школа успеха, обеспечивающая современное качество образования», «Модель цифровой школы как условие достижения современного качества образования», «Образовательный консорциум как вариативная модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки». Потенциал стажировочных площадок нашел отражение в комплексных программах, позволивших конструировать образовательные маршруты повышения квалификации слушателей:
Все программы повышения квалификации состоят из двух частей: инвариантной и вариативной. Если инвариантная часть – содержательное ядро курсов повышения квалификации и предъявляется всем категориям слушателей, управленческим и педагогическим работникам, тьюторам, то вариативная – позволяет персонифицировать индивидуальный образовательный маршрут и образует кейс стажера. Несомненным достоинством содержания кейсов являются совместные разработки специалистов стажировочных площадок и федеральных институтов по наиболее актуальным направлениям модернизации общего образования. С целью распространения и совершенствования моделей современных образовательных практик инновационных школ Забайкальского края (направление 1.3. ФЦПРО), которые в наибольшей степени отвечают территориально-географическим, культурно-национальным особенностям, разработана концепция региональной модели «Школа коммуникации». Это институциональный проект, определяющий стратегию развития современной школы как института общества и направленный на построение коммуникаций – как на традиционной основе, так и на новой, вещественно-технологической, что является практически значимым и востребованным региональным опытом. Содержание региональной модели и инфраструктуру инновационного кластера определяют 9 моделей. Особо значимо использование эффективного ресурса стажировочных площадок по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением (направление 1.4.). Под руководством центров поддержки внедрения информационных технологий в работу образовательных учреждений и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам и информационных технологий образования и дистанционного обучения федеральных стажировочных площадок практически все школы края обеспечены методической и технической помощью посредством «облачных» сервисов, дистанционного обучения и сетевого взаимодействия. Результатом обучения 806 стажеров (в том числе, более 270 из других регионов – Республики Бурятия, Иркутской области) на 6 базовых опорных площадках (школы региона) стали конкретные, готовые к реализации в своем учреждении проекты моделей управления качеством образования:
Значимым для распространения на всей территории РФ является опыт Забайкальского края по подготовке и введению ФГОС общего образования (направление 1.6). Особую миссию в реализации программы выполняет стратегическое направление деятельности автономного образовательного учреждения ДПО АИПК по внедрению системы развивающего обучения, освоению системно-деятельностного подхода. Результатом этой работы является структурирование содержания общего образования, разработка предметных образовательных программ, опыт совместного проектирования и сценирования учебных занятий. Особенность вариативной части программы повышения квалификации заключается в разных форматах стажировки на уровне образовательного учреждения и на уровне стажировочной площадки – вариант обучения с конкретным педагогом, так называемым «тьютором повышения квалификации педагогов»/«супервизором повышения квалификации педагогов». Эта модель организации стажировки отработана институтом на выездных курсах повышения квалификации с участием ведущих учителей-предметников не только в районах края, но и в Республике Бурятия и Иркутской области (например, выездные курсы в Усть-Орде). Деятельностный характер программы повышения квалификации объективирован опережающей апробацией инновационных технологий, эффективных механизмов реализации ФГОС:
В целом за четыре года работы стажировочных площадок обучено 4264 специалиста, что превышает заявленные регионом обязательства на 240 процентов. Мероприятия по повышению квалификации педагогов по государственно-общественному управлению образованием (ГОУО) выполнены в полном объеме на 6 площадках (направление 1.9.). Актуальность вопросов государственно-общественного управления образованием объективировало вопрос расширения его сети, участие Забайкальского края в конкурсе региональных программ развития образования. В рамках участия региона в новом этапе реализации ФЦПРО 22 образовательных учреждения (из 40 участвовавших) по итогам конкурсного отбора рекомендованы на статус стажировочных площадок. При экспертизе проектов школ наиболее интересными названы программы «Детско-взрослая общность: механизмы и технологии реализации ГОУО», «Гражданский форум: эффективная модель ГОУ в условиях сельской школы», такие модели ГОУО, как кооптированный совет, народный парламент, совет представителей и другие. Один из значимых эффектов реализации мероприятий ФЦПРО – формирование региональной команды ведущих консультантов по вопросам развития образования, которые являются проводниками федеральных инициатив, решают вопросы их экспертно-организационной поддержки, инициируют, оценивают и сопровождают запуск инновационных проектов по актуальным направлениям модернизации образования. Все это актуализировало задачи институционализации региональной ассоциации ведущих консультантов, создания их электронного портала. Признанием эффективности региональных моделей стала работа ведущих консультантов и базовых опорных площадок в других регионах. Так, в течение 2012-2014 годов организовано 14 выездов на стажировочные площадки Москвы, Санкт-Петербурга, республик Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Алтайского края, Иркутской, Калининградской и Амурской областей. В стажировках приняли участие 370 человек из 20 муниципальных районов Забайкальского края. Участники выездных курсов высоко оценивают эффективность стажировок, которые позволяют знакомиться с инновационным опытом работы – как отдельных учителей, так и школ по решению актуальных задач образования. В 2012-2014 годах 10 ведущих консультантов приняли участие в зарубежных стажировках в КНР («Система школьного образования Китая»), Чехии («Система дошкольного образования Республики Чехия»), Польше («Внутришкольная система оценки достижений учащихся» – из опыта гимназии им. Хелминских епископов, г. Любава), Сингапуре («Образование без границ»). По итогам выездных мероприятий в другие регионы России подготовлен и издан сборник «Адреса инновационного опыта», актуализированы задачи трансляции положительного опыта успешных школьных моделей, стажерами внесен ряд предложений по распространению и внедрению положительного опыта в систему работы учреждений образования Забайкальского края. Изученные модели и механизмы положены в основу стратегии развития базовых опорных площадок, входящих в кластер и определяющих характер, палитру инновационных процессов в крае. Таким образом, обозначенный инновационный кластер стажировочных площадок является эффективной формой распространения моделей модернизации образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|