Стране нужны инженерыТесное сотрудничество с промышленностью с первых дней основания стало отличительной чертой ТУСУР. Университет создавался как вуз, выполняющий исследования для нужд ракетно-космической и оборонной промышленности. То, что разработка в короткие сроки запускается в производство, в ТУСУР является правилом, а не исключением. Просмотров: 928
Неравный старт
Основною целью высшего образования является подготовка для инновационной экономики России высококвалифицированных специалистов и, в частности – инженерно-технических кадров, что особенно актуально. В процессе достижения этой цели реализуются задачи существенного повышения качества образования и интеграции в мировое образовательное пространство. Успешное решение поставленных задач должно решить проблему «кадрового голода» в первую очередь в отраслях, во многом определяющих уровень развития страны в постиндустриальный период. К ним относятся профильные для Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) отрасли высокотехнологичных и информационных технологий. В «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014¬2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года, отмечено: «Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий». Вместе с тем, в программном документе отмечается серьезная проблема нехватки специалистов в этой отрасли: «На рынке труда наблюдается острый кадровый дефицит. В России сегодня насчитывается около 300 тыс. программистов, еще около 700 тыс. человек обладают навыками программирования, но эта трудовая деятельность не является для них основной. Общее количество дополнительных специалистов, которые могут быть подготовлены учебными учреждениями до 2018 года, составляет около 350 тыс. человек, из них на бюджетные места в образовательные организации высшего образования за 2014¬2018 годы будет принято не менее 125 тыс. человек». Стратегией обозначена важнейшая проблема в развитии IT-технологии: «Ежегодно из образовательных организаций высшего образования страны выпускается до 25 тыс. специалистов, что не дает достаточной базы для удовлетворения потребностей отрасли в квалифицированных кадрах. При этом сегодня только 15 процентов выпускников указанных образовательных организаций по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. В ближайшей перспективе на фоне демографического кризиса 1990-х годов ситуация может обостриться. Вместе с тем к 2019 году в мире будет насчитываться более 26 млн. программистов, из них в Индии – более 5 млн. человек, в США – более 4,5млн. человек, в Китае – около 2 млн. человек. Сложившаяся ситуация уменьшает шансы России войти в число мировых лидеров сегмента заказной разработки программного обеспечения и аутсорсинга в сфере информационных технологий в период действия Стратегии. <…> Дальнейшее развитие большинства сегментов отрасли требует решения проблемы нехватки квалифицированных кадров». Признание проблемы на государственном уровне предполагает, что государство заинтересовано в увеличении выпуска молодых специалистов для сферы высоких и информационных технологий, готово финансировать их обучение, то есть оказывать поддержку высшим учебным заведениям, способствующим развитию стратегически важных отраслей экономики. Однако ситуация с государственной поддержкой сегодня складывается неоднозначная. Небольшие профильные технические вузы участвуют в конкурсах на получение государственной поддержки на одних условиях с такими большими университетами, как МГУ, СПбГУ, ТГУ, но при этом заведомо находятся в менее выигрышной «стартовой позиции», и потому часто не выдерживают конкуренции с высшими учебными заведениями, для которых подготовка инженеров, специалистов для IT-отраслей не является приоритетной. Достойные конкурентыТо, что государство предлагает вузам доказать право на получение поддержки – справедливо и правильно. Повышение качества образования и вхождение в мировое образовательное пространство невозможно без соответствующего повышения качества знаний, без определенных усилий со стороны государства и вузовского сообщества. Государством уже предприняты очень серьезные меры, направленные на решение этих задач. Во-первых, российские высшие учебные заведения включились в Болонский процесс. Проделана колоссальная работа, поскольку пришлось изменить федеральные государственные образовательные стандарты, закладывая принцип вариативности, переходя на систему зачетных единиц и уровневую систему образования. Во-вторых, определены, хотя в достаточной мере условно, лидеры. Это МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и вузы, получившие поддержку программ стратегического развития. Таких высших учебных заведений, в число которых входит и ТУСУР, около ста, именно им отводится роль флагманов российского высшего образования.
Еще одной важной мерой, призванной обеспечить конкурентоспособность отечественных вузов на мировом образовательном пространстве, стало определение 15 российских университетов, которые должны решить задачу, – войти в мировую сотню лучших. Контроль эффективности работы явился важным инструментом, необходимым для принятия решения о государственной поддержке того или иного вуза. Однако признавая необходимость этой оценки, следует также признать, что существующая система оценки вызывает споры и сомнения. Во многом упреки, замечания и критика связаны с тем, что не учитывается специфика учебных заведений. В то же самое время данные мониторинга показывают, что небольшие вузы могут достойно выдерживать конкуренцию с соперниками, вошедшими в топ15 российских вузов. Пример ТУСУР в полной мере иллюстрирует эту ситуацию. Лидер по ключевым показателямТУСУР расположен в Томске, где находятся еще пять государственных и два негосударственных вуза. В их числе прошедшие более чем столетний путь Томский государственный и Томский политехнический университеты с соответствующим истории репутационным капиталом. Весомый авторитет составляет значительную часть устойчивого конкурентного преимущества этих вузов как в привлечении абитуриентов, так и в получении разного рода грантов. В определенной степени «конкурентами» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники являются и крупные вузы Сибирского федерального округа, с профильными для ТУСУР техническими специальностями (НГУ, СибГУТИ, НГТУ, СФУ, СибГАУ), и специализирующиеся в этой области московские и санкт-петербургские вузы (МАИ, МЭИ, МВТУ, МГУ, МИЭТ, МИРЭА, ЛЭТИ). Если посмотреть «Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования», то оказывается, что ТУСУР по всем разделам деятельности не просто превысил пороговый, минимально возможный уровень, а превзошел его в десять и более раз по отдельным показателям. По такому показателю, как «Научно-исследовательская деятельность» университет превосходит заданный пороговый показатель более чем в 24 раза, по показателю «Международная деятельность» – в 20 раз, по финансово-экономической деятельности – в 2,8 раза, по остальным показателям результаты ТУСУРа находятся примерно на одном уровне с ТГУ, МАИ и МИРЭА. Выполнение показателей (в процентах по отношению к региональному порогу)
Из проведенного анализа результатов мониторинга видно, что результаты по трем показателям у всех указанных выше вузов примерно одинаковы, и либо совсем немного превышают пороговый показатель, либо чуть-чуть не достигают его. Это образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ абитуриентов, инфраструктура, то есть количество квадратных метров учебной площади на одного студента приведенного контингента и трудоустройство. Нужно отметить, что эти показатели далеко не в полной мере характеризуют деятельность вуза. Скорее, они описывают некоторые условия, необходимые для успешной работы. Это логично, поскольку нельзя подготовить хорошего специалиста, не имея соответствующей базы – идет ли речь о «базе знаний» абитуриента, или о материально-технической базе вуза. Что касается трудоустройства, то следует заметить: региональные центры занятости подали сведения о числе зарегистрированных безработных, а не трудоустроившихся специалистов, а это совершенно разные величины. Оставшиеся три показателя – научно-исследовательская, международная и финансовая деятельность – характеризуют работу высшего учебного заведения в значительно большей степени. И именно по этим показателям ТУСУР показывает очень хорошие результаты. Особенно впечатляют результаты оценки деятельности вуза по критерию «Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника» – 1 228,22 тыс. рублей при пороговом значении 50 тыс. рублей. Это говорит не только о высоком уровне научно-исследовательской активности ТУСУР, но и о высокой степени коммерциализации разработок, о способности превращать результаты исследований в реальные прибыльные проекты. Предпринимательская составляющая деятельности университета позволяет ему добиваться успеха, выдерживать конкуренцию со многими ведущими вузами России. Являясь техническим предпринимательским университетом, ТУСУР видит свое будущее в развитии сотрудничества с промышленностью, с наукоемкими предприятиями. Показатели деятельности вузов
Основа образовательной технологииТесное сотрудничество с промышленностью с первых дней основания университета стало его отличительной чертой. ТУСУР создавался как вуз, выполняющий исследования для нужд ракетно-космической и оборонной промышленности. То, что разработка в короткие сроки запускается в производство, в ТУСУР является правилом, а не исключением. Опыт ведения договорных НИОКР, навыки конкуренции с другими вузами, НИИ и конструкторскими бюро, взаимодействие с предприятиями, традиция работы на конечный результат – все это стало основой для формирования уникальной системы корпоративных ценностей ТУСУР, в которой предпринимательство, умение коммерциализировать свою разработку высоко ценится и всемерно поддерживается руководством университета. Именно эта особая атмосфера позволила в свое время сформулировать идею о подготовке в стенах университета предпринимателей наукоемкого бизнеса, что нашло отражение в концепции развития вуза, предусматривающей создание инфраструктуры, способной воспитывать и поддерживать дух инноваций, предпринимательства. Такой инфраструктурой стал учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) вуза, куда входят 150 наукоемких предприятий, имеющих свои структурные подразделения (кафедры, НИИ, конструкторские бюро, лаборатории, учебные классы)в ТУСУР. Благодаря учебно-научно-инновационному комплексу стало возможным активное взаимовыгодное сотрудничество с партнерами и, что самое главное, активное вовлечение студентов в работу над совместными проектами. Такая инфраструктура позволила университету достаточно быстро оформить идею о подготовке студентов, обладающих компетенциями предпринимателя наукоемкого бизнеса, в чёткую образовательную технологию группового проектного обучения (ГПО). Эта методика, вызвавшая в свое время много споров, сегодня признана профессиональным сообществом и поддержана Агентством стратегических инициатив (Сколково) в качестве сетевого варианта проектного обучения для всей России. Групповое проектное обучение предполагает работу над реальным проектом в коллективах, состоящих из 5-7 студентов разных специальностей, кафедр, факультетов и даже вузов. Работа в проектных группах нацелена, прежде всего, на конечный результат. Её итогом должен стать действующий макет устройства, системы, проектно-техническая документация или готовый программный продукт, а также реализованный экономический или социальный проект. Студент в ходе работы получает новые навыки и знания самостоятельно и осознанно, понимая, где и как он будет их применять. В конце года проект оценивается экспертной комиссией, главными критериями оценки являются инновационный характер работы и перспективы коммерциализации. Лучшие проекты участвуют в конкурсах, в том числе и на продолжение начатой работы в студенческом бизнес-инкубаторе университета. Реально поставленные задачи, прямая связь проектных групп с предприятиями и организациями обеспечивают высокую степень практического использования работ и возможность получения коммерческой выгоды, приводя к личной заинтересованности в результатах труда. Таким образом, студент обучается не за партой, а в лаборатории, на предприятии, в специальных учебных классах – в условиях, максимально приближенных к производственным. Технология ГПО позволяет подготовить студентов-практиков, которые после окончания вуза смогут сразу же, без дополнительного обучения на производстве, работать по специальности. Нужно отметить, что необходимость специальной подготовки студентов-практиков, успешно реализующих все стадии проекта – от идеи до реализации – осознается мировым образовательным сообществом. В начале 2000-х годов Массачусетский технологический институт (США) и Королевский технологический институт (Швеция) предложили инициативу CDIO. Она предполагает перестройку учебных программ с упором на развитие практических навыков студентов. Аббревиатура CDIO расшифровывается как Conceive-Design-Implement-Operate, что переводится как «задумай – спроектируй – реализуй – управляй». В состав этой ассоциации входит около сотни ведущих вузов из более 50 стран. Российских вузов, присоединившихся к CDIO, вместе с ТУСУРом всего пять. Но есть надежда, что таких высших учебных заведений в стране станет больше. В ноябре этого года в Сколковском институте науки и технологий, входящем в ассоциацию CDIO, при поддержке Агентства стратегических инициатив состоялась презентация образовательной программы «CDIO Академия». Её цель – формирование новых компетенций в области проектно-ориентированного образования у руководителей и профессорско-преподавательского состава российских вузов. В рамках этой программы ТУСУР уже в 2014 году поделится опытом подготовки специалистов, обладающих не только инженерными, но и предпринимательскими компетенциями. Необходима государственная поддержкаСегодня групповое проектное обучение внедрено в ТУСУР как образовательная технология, по которой обучается почти половина студентов дневной формы обучения. Именно она во многом обеспечивает подготовку молодых ученых для работы в НИИ и лабораториях университета, стимулирует молодых людей заняться предпринимательством, и, что очень важно – обеспечивает высокое качество подготовки специалиста. Внедрение этой технологии стало возможным благодаря победе, одержанной в 2006 году программой инновационного развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в конкурсе МинобрнаукиРФ. Почти 700 млн. рублей, выделенные университету для реализации этой программы, были потрачены на создание условий для работы проектных групп. Благодаря государственной поддержке создана инфраструктура, в которой студенческий проект может успешно пройти все стадии – от задумки до выполнения макета в специально оборудованной лаборатории, а таких лабораторий было создано около 40. И сейчас, когда идея доказала свою жизнеспособность, когда видны результаты, необходимо развивать ее дальше. Нужно создать условия, при которых все студенты вуза смогут обучаться по этой технологии, то есть необходим следующий шаг вперед в направлении подготовки высоко¬квалифицированных инженеров. Собственных средств у вуза на реализацию технологии ГПО в полном объеме у ТУСУР недостаточно. Образовательный процесс, требующий колоссальных вложений, в наше время во многом зависит от государственной поддержки. Научная составляющая деятельности вуза сегодня обеспечена системой грантов, целевых программ и постановлений Правительства РФ, но сказать, что образовательная деятельность поддерживается также системно, пока нельзя. К сожалению, в нынешней ситуации университет, доказавший свою значимость по подготовке высоко¬классных специалистов для стратегических отраслей экономики страны, не может с уверенностью рассчитывать на победу в конкурсах на получение государственной поддержки именно образовательного процесса. Дело в том, что вузы, уже получившие мощное государственное финансирование, получают дополнительное преимущество перед высшими учебными заведениями, которые по тем или иным причинам не вошли в число федеральных, национальных исследовательских университетов и вузов, реализующих дорожную карту по вхождению в первую сотню международных рейтингов. Они укрепляют материально-техническую базу, повышают квалификацию профессорско-преподавательского состава, одни словом, улучшают показатели, принимаемые во внимание при определении победителей конкурсов. В результате получается, что поддержку получают вузы, для которых технические специальности, IT-специальности, не являются профильными. То есть по итогам этих конкурсов государство опять вкладывает деньги в подготовку специалистов нужных, но не тех, от кого в самой большой степени зависит конкурентоспособность страны на данном этапе развития. В это же время вузы, способные обеспечить кадрами перспективные отрасли экономики, такой поддержки не получают, поскольку проигрывают по формальным критериям. Новые конкурсы для профильных вузовС каждым состоявшимся конкурсом у небольших профильных вузов шансов получить поддержку государства становится все меньше. А без неё, только на средства субсидии на выполнение госзадания, у этих вузов, как правило, нет возможности в полной мере обеспечить качественный образовательный процесс. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда государство признает необходимость массовой подготовки специалистов, в частности, для отрасли информационных технологий, но профильные технические вузы с большим трудом могут получить государственную финансовую поддержку. Отказ в официальном заключении комиссии, рассматривавшей заявку ТУСУР на предоставление господдержки ведущим вузам страны, мотивирован тем, что в представленной программе «не хватает понимания бесперспективности продвижения узкоотраслевого вуза в международных рейтингах». В этой ситуации наиболее логичным кажется внесение корректив в существующую систему определения конкурсных процедур на получение государственной поддержки. Государство должно определиться с тем, какие специалисты и в каком количестве необходимы для развития стратегических отраслей экономики. Следующим шагом должно стать определение вузов, способных обеспечить подготовку специалистов для этих отраслей. И уже между этим вузами, не получающими по тем или иным причинам достаточной финансовой помощи по другим государственным программам, проводить конкурсы. Другими словами, необходима системная государственная поддержка достойных технических вузов. Только при соблюдении этого условия они способны совершить прорыв и обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития экономики страны. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|