Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ставропольский государственный аграрный университет. Вектор модернизации

Вкладом Ставропольского государственного аграрного университета в решение задачи обеспечения высокого качества профессионального образования является успешный опыт деятельности отраслевого межрегионального ресурсного центра. Рассказывает ректор СтГАУ Владимир Трухачев.

Просмотров: 1831
ТРУХАЧЕВ Владимир Иванович – ректор Ставропольского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных и доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Почетный работник агропромышленного комплекса России. Герой труда Ставрополья.

Ресурсный центр СтГАУ выстраивает новую систему профессиональной подготовки рабочих и специалистов для аграрной отрасли России

Выступая на открытии конференции «Опыт модернизации системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации», прошедшей 27 ноября в рамках VII Международного конгресса-выставки «Образование без границ», министр Д.В. Ливанов подчеркнул, что сегодня необходимо сосредоточиться на незамедлительном обеспечении высокого качества профессионального образования, которое бы отвечало и текущим, и перспективным потребностям развития российской экономики.

Вкладом Ставропольского государственного аграрного университета в решение этой задачи является успешный опыт деятельности отраслевого межрегионального ресурсного центра. Рассказывает ректор СтГАУ, доктор сельскохозяйственных и доктор экономических наук, профессор Владимир ТРУХАЧЕВ.

Новое структурное подразделение – отраслевой межрегиональный ресурсный центр – было создано в Ставропольском государственном аграрном университете в сентябре 2011 года. Это явилось следствием получения права на реализацию государственного контракта Минобрнауки РФ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра». Предметная область, в которой была выполнена эта научно-образовательная работа, – аграрная сфера экономики России.

Важно отметить, в техническом задании к госконтракту особо подчёркивалось, что вектор усилий СтГАУ должен быть направлен на модернизацию именно системы профессионального образования. Базой осуществления могли послужить образовательные учреждения, уже имеющие необходимую материально-техническую базу и обладающие квалифицированными педагогическими кадрами. Таким образом, главный нерв научно-образовательной работы – в решении актуальной задачи выстраивания новой системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов с опорой на уже накопленный учебными заведениями опыт и достигнутые результаты.

На реализацию этой цели по контракту отводилось немногим более двух лет: сентябрь 2011 года – декабрь 2013 года. К настоящему времени весь предусмотренный объем работы, разделенной на шесть основных этапов, завершен.

Характеризуя выполненное, можно констатировать: сегодня у отраслевого межрегионального ресурсного центра СтГАУ сложилась устойчивая структура взаимодействия с партнёрами. Это позволило объединить все факультеты университета, учебные заведения системы начального и среднего профессионального образования, работодателей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов для решения сформулированных в государственном контракте задач. В сформированную образовательную сеть вошли 28 техникумов, колледжей и профессиональных училищ Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской области, республик Калмыкия и Северная Осетия– Алания. В ряде методологических семинаров принимали участие представители средних профессиональных учебных заведений Чеченской Республики и Ростовской области. Предпринятые усилия позволили вовлечь в орбиту ресурсного центра учреждения НПО и СПО, которые ведут подготовку рабочих кадров и специалистов среднего руководящего звена для аграрной отрасли.

В течение прошедших двух лет разработаны модель взаимодействия ресурсного центра с образовательными, социальными и бизнес-партнёрами, программа взаимодействия на его базе образовательных учреждений, методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ и модульные структуры 27 из них. В рамках реализации государственного контракта проведено 18 обучающих семинаров. На базе ресурсного центра СтГАУ повысили квалификацию более 960 преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного учреждений НПО и СПО с получением соответствующих удостоверений. Для партнёров центра приобретено разнообразное технологическое оборудование на сумму 30 млн. рублей, в том числе компьютерные классы и программный продукт для Курсавского регионального колледжа «Интеграл», Светлоградского регионального сельскохозяйственного колледжа, Армавирского зооветеринарного техникума. При этом третью часть, 10 млн. рублей, составили средства СтГАУ. Сотрудники и представители партнёров ресурсного центра, преподаватели университета за период реализации контракта подготовили 26 научных статей и докладов. Этими специалистами проведена апробация разработанных сетевых образовательных программ в учебных заведениях СПО и НПО – партнёрах Ставропольского отраслевого межрегионального ресурсного центра. В течение двух лет в этой работе приняли участие 3,3 тыс. человек.

Реализация государственного контракта по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» позволяет сделать ряд выводов.

Первое. Целесообразно регламентировать соответствующими нормативными документами объединение в рамках ресурсных центров образовательных организаций, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования, которые ведут подготовку кадров для определённого экономического кластера, в единый образовательный комплекс.

Второе. При подготовке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования следующего поколения предусмотреть сокращение перечня обязательных предметов по блокам специальных дисциплин и дисциплин специализации, увеличив за счёт этого объём часов, отводимых на дисциплины по выбору. Это позволит, с одной стороны, выполнить сформулированные в ФГОС требования к компетенциям выпускников образовательных организаций, с другой – актуализировать их с учётом требований непрерывно обновляющейся производственной базы и изменяющихся запросов работодателей, что даст возможность молодым специалистам адекватно отвечать на вызовы времени.

Необходимо использовать творческие силы, сконцентрированные в ресурсном центре университета, для разработки таких программ по специальностям СПО, как «Агрономия», «Ветеринария», «Механизация сельского хозяйства», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Нуждаются также в приложении творческих сил и программы подготовки по рабочим профессиям: мастер растениеводства, мастер сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.

Третье. Целесообразно поручить педагогическим коллективам вузов проведение экспертизы программ предметов по выбору блоков специальных дисциплин и дисциплин специализации, разработанных преподавателями образовательных организаций профессионального образования. Это позволит обеспечить их качество с научной, методической и методологической точек зрения, а также преемственность профессиональной школы в подготовке специалистов.

Четвертое. Важно нормативными документами и соответствующим финансированием мотивировать препо¬давателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения проходить профессиональную переподготовку на базе образовательных организаций высшего образования, относящихся к профильному экономическому кластеру. Возможно, право на проведение такой переподготовки вузы должны получать на конкурсной основе. В настоящее время, когда образовательные организации, реализующие программы профессионального образования, финансируются из местного бюджета и подчиняются местным органам управления образованием, эти педагоги, по сути, лишены возможности подобной переподготовки. Бывшие институты повышения квалификации учителей не могут осуществить переподготовку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения – как правило, для этого нет педагогических кадров необходимой квалификации.

Пятое. Востребована организация повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена на базе вуза по разработанным программам, в первую очередь высокотехнологичным.

Шестое. Целесообразно использовать созданную сеть при реализации программ прикладного бакалавриата по направлениям сельскохозяйственного профиля.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-68, личный опыт, ставропольский государственный аграрный университет, владимир трухачев, аграрное образование, модернизация образования, ресурсные центры

Похожие материалы:
Министр сельского хозяйства России посетил Ставропольский аграрный университет
Вектор отраслевого развития
Международная программа MBA «Агробизнес»
Ректор СтГАУ Владимир Трухачев презентовал научный потенциал вуза
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Наука – механизм роста сельской экономики
Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
Ставропольский государственный аграрный университет - достижения и перспективы
Александровский сельскохозяйственный колледж. Цель - качество

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#111От возрождения к развитию
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ