Ставропольский государственный аграрный университет. Вектор модернизацииВкладом Ставропольского государственного аграрного университета в решение задачи обеспечения высокого качества профессионального образования является успешный опыт деятельности отраслевого межрегионального ресурсного центра. Рассказывает ректор СтГАУ Владимир Трухачев. Просмотров: 1954
Ресурсный центр СтГАУ выстраивает новую систему профессиональной подготовки рабочих и специалистов для аграрной отрасли РоссииВыступая на открытии конференции «Опыт модернизации системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации», прошедшей 27 ноября в рамках VII Международного конгресса-выставки «Образование без границ», министр Д.В. Ливанов подчеркнул, что сегодня необходимо сосредоточиться на незамедлительном обеспечении высокого качества профессионального образования, которое бы отвечало и текущим, и перспективным потребностям развития российской экономики. Вкладом Ставропольского государственного аграрного университета в решение этой задачи является успешный опыт деятельности отраслевого межрегионального ресурсного центра. Рассказывает ректор СтГАУ, доктор сельскохозяйственных и доктор экономических наук, профессор Владимир ТРУХАЧЕВ. Новое структурное подразделение – отраслевой межрегиональный ресурсный центр – было создано в Ставропольском государственном аграрном университете в сентябре 2011 года. Это явилось следствием получения права на реализацию государственного контракта Минобрнауки РФ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра». Предметная область, в которой была выполнена эта научно-образовательная работа, – аграрная сфера экономики России. Важно отметить, в техническом задании к госконтракту особо подчёркивалось, что вектор усилий СтГАУ должен быть направлен на модернизацию именно системы профессионального образования. Базой осуществления могли послужить образовательные учреждения, уже имеющие необходимую материально-техническую базу и обладающие квалифицированными педагогическими кадрами. Таким образом, главный нерв научно-образовательной работы – в решении актуальной задачи выстраивания новой системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов с опорой на уже накопленный учебными заведениями опыт и достигнутые результаты. На реализацию этой цели по контракту отводилось немногим более двух лет: сентябрь 2011 года – декабрь 2013 года. К настоящему времени весь предусмотренный объем работы, разделенной на шесть основных этапов, завершен. Характеризуя выполненное, можно констатировать: сегодня у отраслевого межрегионального ресурсного центра СтГАУ сложилась устойчивая структура взаимодействия с партнёрами. Это позволило объединить все факультеты университета, учебные заведения системы начального и среднего профессионального образования, работодателей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов для решения сформулированных в государственном контракте задач. В сформированную образовательную сеть вошли 28 техникумов, колледжей и профессиональных училищ Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской области, республик Калмыкия и Северная Осетия– Алания. В ряде методологических семинаров принимали участие представители средних профессиональных учебных заведений Чеченской Республики и Ростовской области. Предпринятые усилия позволили вовлечь в орбиту ресурсного центра учреждения НПО и СПО, которые ведут подготовку рабочих кадров и специалистов среднего руководящего звена для аграрной отрасли. В течение прошедших двух лет разработаны модель взаимодействия ресурсного центра с образовательными, социальными и бизнес-партнёрами, программа взаимодействия на его базе образовательных учреждений, методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ и модульные структуры 27 из них. В рамках реализации государственного контракта проведено 18 обучающих семинаров. На базе ресурсного центра СтГАУ повысили квалификацию более 960 преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного учреждений НПО и СПО с получением соответствующих удостоверений. Для партнёров центра приобретено разнообразное технологическое оборудование на сумму 30 млн. рублей, в том числе компьютерные классы и программный продукт для Курсавского регионального колледжа «Интеграл», Светлоградского регионального сельскохозяйственного колледжа, Армавирского зооветеринарного техникума. При этом третью часть, 10 млн. рублей, составили средства СтГАУ. Сотрудники и представители партнёров ресурсного центра, преподаватели университета за период реализации контракта подготовили 26 научных статей и докладов. Этими специалистами проведена апробация разработанных сетевых образовательных программ в учебных заведениях СПО и НПО – партнёрах Ставропольского отраслевого межрегионального ресурсного центра. В течение двух лет в этой работе приняли участие 3,3 тыс. человек. Реализация государственного контракта по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» позволяет сделать ряд выводов. Первое. Целесообразно регламентировать соответствующими нормативными документами объединение в рамках ресурсных центров образовательных организаций, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования, которые ведут подготовку кадров для определённого экономического кластера, в единый образовательный комплекс. Второе. При подготовке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования следующего поколения предусмотреть сокращение перечня обязательных предметов по блокам специальных дисциплин и дисциплин специализации, увеличив за счёт этого объём часов, отводимых на дисциплины по выбору. Это позволит, с одной стороны, выполнить сформулированные в ФГОС требования к компетенциям выпускников образовательных организаций, с другой – актуализировать их с учётом требований непрерывно обновляющейся производственной базы и изменяющихся запросов работодателей, что даст возможность молодым специалистам адекватно отвечать на вызовы времени. Необходимо использовать творческие силы, сконцентрированные в ресурсном центре университета, для разработки таких программ по специальностям СПО, как «Агрономия», «Ветеринария», «Механизация сельского хозяйства», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Нуждаются также в приложении творческих сил и программы подготовки по рабочим профессиям: мастер растениеводства, мастер сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве. Третье. Целесообразно поручить педагогическим коллективам вузов проведение экспертизы программ предметов по выбору блоков специальных дисциплин и дисциплин специализации, разработанных преподавателями образовательных организаций профессионального образования. Это позволит обеспечить их качество с научной, методической и методологической точек зрения, а также преемственность профессиональной школы в подготовке специалистов. Четвертое. Важно нормативными документами и соответствующим финансированием мотивировать препо¬давателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения проходить профессиональную переподготовку на базе образовательных организаций высшего образования, относящихся к профильному экономическому кластеру. Возможно, право на проведение такой переподготовки вузы должны получать на конкурсной основе. В настоящее время, когда образовательные организации, реализующие программы профессионального образования, финансируются из местного бюджета и подчиняются местным органам управления образованием, эти педагоги, по сути, лишены возможности подобной переподготовки. Бывшие институты повышения квалификации учителей не могут осуществить переподготовку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения – как правило, для этого нет педагогических кадров необходимой квалификации. Пятое. Востребована организация повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена на базе вуза по разработанным программам, в первую очередь высокотехнологичным. Шестое. Целесообразно использовать созданную сеть при реализации программ прикладного бакалавриата по направлениям сельскохозяйственного профиля. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|