Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерное образование: от традиций к инновациям

Созданная в Омском государственном техническом университете система подготовки и переподготовки инженерных специалистов основывается на технологическом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Просмотров: 1788

В.В. ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета

А.В. МЫШЛЯВЦЕВ, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета

В настоящее время в российской экономике формируются точки инновационного развития. Приоритетная задача инженерного образования – подготовить современные кадры для их роста и расширения. Но решить ее очень сложно, потому что потребность в ресурсах для инновационной экономики проявляется локально: в некоторых отраслях, на отдельных предприятиях и даже на отдельных производствах. Следовательно, образовательным учреждениям придется отказаться от массового выпуска универсальных специалистов и ориентироваться на развитие отрасли или отдельного предприятия в рамках конкретного региона.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиболее эффективными являются следующие пути подготовки инновационных
кадров:

  • усиление фундаментальной подготовки студентов, начиная с первого года обучения;
  • подготовка в магистратуре;
  • профессиональная переподготовка;
  • создание вертикальных структур, включающих учреждения различных уровней образования.

Реализация перечисленных направлений возможна только на базе интегрированных инновационных научно-производственно-образовательных (ресурсных) центров.

Для усиления фундаментальной подготовки в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) реализуется программа элитного образования, предполагающая углубленное обучение наиболее способных первокурсников физике, математике, иностранному языку, а также посещение курсов по программированию, факультативов по теории управления, концепциям лидерства и других. На третьемпятом курсах эти студенты участвуют в реальных научных исследованиях, получают навыки решения сложных инженерных задач. Но недостатком данного подхода является отложенность результата – получение квалифицированного специалиста через четыре-пять лет после начала обучения.

Магистратура и профессиональная переподготовка позволяют готовить кадры для инновационной экономики в более короткий срок. Вот почему в 2010 году в университете реализуется 80 программ магистерской подготовки по 25 направлениям. Прием осуществлялся на 336 бюджетных мест.

Созданная в ОмГТУ система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологических отраслей промышленности основывается на двух ключевых элементах: корпоративном техническом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Комплекс включает учебные заведения различного уровня, что позволяет в полной мере реализовать идеи непрерывного образования и многообразия образовательных траекторий. Ресурсные центры создаются совместно с передовыми промышленными предприятиями – мировыми и российскими лидерами производства, научно-исследовательскими и проектными организациями на базе самого современного оборудования, в том числе оборонно-промышленного комплекса.

В корпоративный комплекс входят 11 предприятий и учреждений. На базе Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН создана кафедра химической технологии переработки углеводородов. В комплексе реализуются образовательные программы всех уровней, применяются технологии инновационного обучения. Особое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию, обеспечивающему подготовку специалистов в условиях технического перевооружения промышленности.

В настоящее время в инновационный пояс ОмГТУ входит 15 предприятий, из которых 7 созданы в соответствии с федеральным законом № 217, а 5 – в результате победы в федеральном конкурсе «СТАРТ», организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Их ядром являются ресурсные центры: радиоэлектроники и приборостроения, машиностроения и станкостроения, космических технологий и другие.

Услугами образовательного комплекса пользуются «ПО «Полет», Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, Омское моторостроительное КБ и большое количество других предприятий и организаций, в которых реализуются инновации.

Не только подготовка, но и трудоустройство инженерных кадров осуществляются в тесном взаимодействии с потенциальными работодателями. В областную службу занятости населения обращается менее двух процентов выпускников. Подавляющее большинство молодых людей, имеющих диплом университета, работает по специальности.

На базе вуза действует Региональный центр содействия трудоустройству выпускников.

В текущем году университет имеет договоры о долгосрочном сотрудничестве, направленном на целевую подготовку специалистов, с более чем 40 предприятиями и организациями России, причем 365 целевых мест из 500 принадлежат оборонно-промышленному комплексу.

Опыт Омского государственного технического университета по подготовке кадров, безусловно, может быть полезен при решении подобных задач в других регионах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОмГТУ, омская область, инженерное образование, личный опыт, ао-41

Похожие материалы:
Министром образования Омской области назначен Сергей Канунников
Проблема инженерного образования – в школе
ЯГК: традиции, опыт, инновации
Проблемы технической школы Украины
В Омске появятся воскресные школы робототехники
Десять ресурсных центров одного университета
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Экспресс-форум: мнение работодателя
Омский политех вступает во всемирную инициативу CDIO
Консорциум для подготовки промышленных кадров создается в Омской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#106Новый виток развития колледжа
#108Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
#112Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ