Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессеМедико-фармацевтический колледж Сибирского государственного медицинского университета в числе очень немногих учебных заведений осуществляет подготовку по специальности «Медицинский массаж», открытой в России для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в 2011 году. Просмотров: 361
Хорошо помогают, да дорого стоятОбщеизвестно, какую важную роль в жизни человека имеет профессиональная деятельность. Получить хорошее образование, найти работу, реализовать себя в профессии в современных экономических условиях сложно всем, а лицам с ограниченными физическими возможностями в особенности. Для них путь к успеху осложнен не только состоянием здоровья. Болезнь или травму, порождающую инвалидность, всегда сопровождают социальные и психологические проблемы. Медико-фармацевтический колледж Сибирского государственного медицинского университета в числе очень немногих учебных заведений осуществляет подготовку по специальности «Медицинский массаж», открытой в России для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в 2011 году. Для незрячих и слабовидящих основными источниками информации являются звук и тактильные восприятия, что сужает возможность обучения с использованием традиционных учебников, конспектов или интернет-ресурсов. Чтобы устранить специфические трудности, возникающие в ходе образовательного процесса, в 2012 году колледжем закуплены тифлотехнические устройства (от греч. typhlós– слепой), основанные на применении различных электронных средств и особенного программного обеспечения. Так, тифлоинформационный комплект АРЕВ состоит из персонального компьютера и программы, которая обеспечивает общение с пользователем на русском языке, возможность самостоятельно обучиться работе на компьютере, читать книги и печатные документы, редактировать и печатать тексты, отправлять и получать по электронной почте текстовые, графические и звуковые файлы. Хорошим подспорьем студентам служит программа экранного доступа «JAWS for Windows 12.0 Pro», позволяющая выводить информацию с экрана компьютера на синтезатор речи и дисплей шрифта Брайля. В этом случае не требуется переформатирование документов для работы в основных приложениях операционной системы Windows, браузерах Microsoft Internet Explorer и Firefox, обеспечивается доступ к технологиям Adobe PDF, Adobe Flash и JAVA, имеются синтезаторы речи для иностранных языков. Возможность самостоятельно получать знания расширяют и другие электронные средства: синтезатор речи «Infovox Desktop», портативное устройство для чтения говорящих книг «Milestone 212», стационарный электронный увеличитель «Topaz-20» и программа «Fine Reader 10 Home Edition», которая умеет сканировать и распознавать текст, переводить бумажные документы в электронный вид, а также получать изображения, распознаваемые с помощью сканера, цифрового фотоаппарата и мобильного телефона со встроенной фотокамерой. С увлечением осваивая оборудование, активно используя ресурсы компьютерных тифлотехнологий, студенты часто просят провести дополнительную консультацию. Незрячие люди испытывают информационный голод. Скорее всего, именно этим объясняется их повышенный интерес к новым электронным устройствам. А слабовидящих студентов привлекают хорошие условия для визуального восприятия, которое обеспечивается высоким качеством мониторов. Пока у коллектива колледжа небольшой опыт использования специализированного оборудования в учебном процессе. Однако он показал, насколько необходимы и важны современные тифлотехнологии для интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, студенты учатся самостоятельно применять компьютерную технику и, освоив ее, имеют солидную информационную поддержку в виде ресурсов интернета. Во-вторых, обеспечиваются условия для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и уменьшается зависимость от посторонней помощи. В-третьих, повышаются личностная самооценка и конкурентоспособность. Благодаря применению тифлотехнологий в учебном заведении созданы условия для сохранения максимальной независимости студентов, реализации их возможностей, профессиональных умений и полного вовлечения в жизнь общества. Но в создание адаптивной безбарьерной среды и обеспечение информационной доступности пришлось сделать серьезные материальные вложения, что не всегда и не любой образовательной организации по силам. Развитию компьютерных тифлотехнологий необходимо содействовать на государственном уровне. Учебные заведения, обучающие инвалидов, должны получать поддержку, в том числе материальную. Это в интересах и общества, и людей с глубокими нарушениями здоровья. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|