Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реализация непрерывной практической подготовки в вузе

Инновационная деятельность пронизывает все основные сферы жизнедеятельности Алтайской академии экономики и права: управление, учебный и научный процессы, взаимодействие с внешней средой, а также систему непрерывной практической подготовки студентов.

Просмотров: 321

Новое – хорошее подспорье старому

Н.А. КАНДРИНА, проректор по заочному и очно-заочному обучению Алтайской академии экономики и права (г.Барнаул), кандидат юридических наук
Т.Г. СТРОИТЕЛЕВА, декан экономического факультета, доктор экономических наук
Т.В. ПОЛЕЩЕНКОВА, декан юридического факультета, кандидат юридических наук
Т.Ф. КРЯКЛИНА, заведующая кафедрой социогуманитарных наук, доктор философских наук

Алтайская академия экономики и права, открытая в 1993 году как альтернативное по отношению к государственным вузам учреждение, изначально должна была занять инновационные позиции, чтобы реально конкурировать на рынке образовательных услуг с высшими учебными заведениями, имеющими давние образовательные и научные традиции. Инновационная деятельность пронизывает все основные сферы жизнедеятельности ААЭП: управление, учебный и научный процессы, взаимодействие с внешней средой, а также систему непрерывной практической подготовки студентов.

Для успешной профессиональной деятельности современному бакалавру или магистру недостаточно узкопрофильных знаний. Он должен иметь представление об основах маркетинга, менеджмента, принципах разработки бизнес-планов, ценообразовании, что достигается изучением не только экономики, но и системы управления. Кроме того, познание основных финансовых законов позволяет ориентироваться в области экономических отношений, формирует общие взгляды на суть, значение и направления использования денег, понимание того, как в наши дни функционирует бизнес.

Все эти требования времени ставят перед каждым вузом задачу активного внедрения в учебный процесс практикоориентированного подхода. Имидж, выработанный Алтайской академией экономики и права, помогает выдерживать конкуренцию, но его необходимо постоянно совершенствовать, используя такие факторы, как:

  • скорость реагирования вуза на изменение запросов потребителей – абитуриентов и работодателей;
  • инновационный потенциал образовательной организации;
  • профессионализм профессорско-преподавательского состава;
  • престиж и востребованность на рынке труда;
  • рекламная политика;
  • уровень зарубежных связей, финансовая устойчивость, конкурентный статус вуза;
  • формирование прикладных навыков студентов.

Таким образом, совершенно логичной является организация вузом прикладных базовых кафедр в работающих бизнес-структурах корпоративного сектора промышленности и на торгово-коммерческих предприятиях, среди которых Алтайский шинный комбинат, Барнаульский станкостроительный завод, торговая сеть «Мария-Ра», ВТБ-банк. Деканы и заведующие кафедрами понимают, что следует готовить не только получивших теоретическую базу менеджеров и экономистов, но и давать студенту любого профиля практические знания и навыки, формируемые именно прикладными базовыми кафедрами. Корпоративный сектор промышленности, торговля и государственный сектор экономики примут выпускника в том случае, если он готов реализовать знания и умения на практике.

Особое значение в этом процессе приобретает установление тесного и оперативного взаимодействия вуза с организациями, создавшими прикладные базовые кафедры. Такое деловое сотрудничество способствует и решению проблемы трудоустройства выпускников, поскольку одному вузу прогнозировать потребность в кадрах по конкретным профилям крайне затруднительно. Именно поэтому важным приоритетом в деятельности академии является ориентация не на текущие потребности кадрового обеспечения, а на долгосрочные перспективы. При этом важно проявлять стратегическую прозорливость в открытии новых и закрытии неперспективных профилей. Если этого не делать, то востребованность в выпускниках будет незначительной.

Точка опоры

Говоря о кадровом обеспечении организаций, нельзя оставить без внимания и подготовку научных сотрудников. Подготовку магистров высшей квалификации, способных не только организовывать и проводить научные исследования, но и управлять бизнес-структурами как потенциально коммерческими проектами, приемлемо осуществлять через прикладные базовые кафедры. Схема такого взаимодействия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель по трудоустройству выпускников посредством практикоориентированного подхода.

Привлечение студентов к участию в подготовке грантов и проектов вызывает необходимость создания творческих лабораторий, научных центров, инновационных малых предприятий, где студент может испытывать свои силы, экспериментировать, совершать ошибки, дискутировать, мыслить. Научное, учебное и организационное пространство проектной работы становится основным полем деятельности как преподавателя, так и студента. Управление подобными центрами основано, как правило, на гибких методах менеджмента, включающих командообразование, межкафедральные связи, неформальные подходы.

Неформальные отношения, нацеленные на рост креативности студентов и преподавателей, не отрицают научной и учебной дисциплины и активного апеллирования к нормам институтской этики. Формирование творчески познающей мир личности студента предполагает освоение принципиально новой культуры мышления, когда акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию и адекватное использование в практической деятельности. Следовательно, ключевой задачей профессионального образования становится обучение технологиям инновационного, системно-креативного мышления и управления, прежде всего командного. Освоение навыков инновационного мышления и управления на базе центров, лабораторий, бизнес-инкубаторов представляет сегодня большой интерес для студентов и преподавателей, потому что вся работа здесь проводится на базе новейших технологий, требующих иного, творческого подхода. В академии созданы такие центры и лаборатории, в которых вместе со студентами и преподавателями работают менеджеры бизнес-структур.

Всесторонний охват

Специфика юридического образования и сферы деятельности выпускников обусловливает свои формы практикоориентированного обучения. Традиционными элементами непрерывной практической подготовки юристов являются публичные лекции представителей организаций-работодателей, которые регулярно проводятся для студентов, преподавателей и сотрудников академии. С вузом активно сотрудничают арбитражный суд и прокуратура Алтайского края, суды общей юрисдикции Барнаула, краевая таможня, следственное управление Следственного комитета РФ в Алтайском крае и другие организации. Только в 2013 году проведено около 40 таких лекций.

Студенты юридического факультета регулярно привлекаются к разнообразной практической деятельности в организациях работодателей: как общественные помощники или для разового сотрудничества при проведении профессиональных мероприятий. Будущие юристы принимают участие в обысках, осмотрах и других специальных процедурах в качестве понятых по запросу органов полиции и ФСБ.

Обязательным элементом подготовки является практика в одной из пяти консультационных точек академического центра правовой помощи (юридической клиники) вуза. Жители Алтайского края и других регионов могут получить юридическую консультацию дистанционно, через интернет. К такой практике привлекаются и студенты, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика» (с профильной подготовкой для сферы юриспруденции).

При реализации этого направления практической подготовки важным является социально-ориентированный характер деятельности, нацеленный на воспитание. Так, по договору с УФСИН в Алтайском крае в академии организовано консультирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Консультационная практика студентов организуется и при уполномоченном по правам человека в Алтайском крае, в общественных приемных депутатов.

Для реализации непрерывной практической подготовки студентов открыт с помощью работодателей целый ряд специализированных аудиторий: учебный зал судебных заседаний, криминалистическая лаборатория, два криминалистических полигона, лаборатория судебных экспертиз. Кроме того, в Ленинском и Октябрьском районных судах Барнаула созданы консультационно-методические кабинеты. Здесь студенты работают с архивными материалами, принимают участие в судебных заседаниях с последующим их обсуждением при непосредственном участии судьи или его помощника.

В 2013 году академия заключила договор о взаимном сотрудничестве с Алтайским краевым законодательным собранием. Это позволило реализовать новые формы непрерывной практической подготовки: студенты первого курса, обучаемые по направлению «Юриспруденция», принимают участие в заседаниях сессий, фракций и комитетов.

Непрерывная практическая подготовка студентов учитывается в личных карточках и заносится в зачетную книжку, специально разработанную вузом. Такой учет сделал возможным выдачу выпускникам 2013 года второго (вузовского) приложения к диплому, в котором отражается это направление подготовки выпускника в течение всего периода обучения. По отзывам работодателей, такой вкладыш не только фиксирует, насколько выпускник готов к самостоятельному труду, но и отражает его социальный портрет и играет важную роль в трудоустройстве.

Непрерывная практическая подготовка студентов позволила вывести на новый уровень проведение прикладных научных исследований, осуществляемых, как правило, по заявкам организаций-работодателей в рамках подготовки курсовых и дипломных работ. Корреляция практических потребностей с возможностями проведения научных исследований студентами и преподавателями способствовала созданию творческих научных студенческих коллективов, работающих под руководством преподавателей. Результаты исследований внедряются в деятельность организаций-работодателей.

Закономерным итогом развития этой деятельности стало создание в академии в 2013 году научно-исследовательского центра совершенствования законодательства и корпоративного права (научно-исследовательской лаборатории) при непосредственном участии и поддержке органа законодательной власти Алтайского края. Центр объединил усилия студентов и преподавателей в проведении правовых и антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, мониторинга законодательства. Так, в 2013 году проведена экспертиза проекта федерального закона «О нотариальной деятельности» на коррупциогенность, высокая оценка которой дана Министерством юстиции РФ.

Когда умирают мифы

Усиление практикоориентированного подхода в подготовке выпускников академии сближает дневную и заочную формы образования по методам и технологиям обучения. На протяжении двадцати лет работы вуз успешно реализует образовательные программы высшего образования позаочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. Наряду с традиционной организацией учебного процесса (две сессии в учебном году) академия ведет обучение заочников в вечернее время и выходные дни в течение всего учебного года. Ежегодно по заочной форме обучения выпускается свыше 600 специалистов в области права, экономики, рекламы и связей с общественностью.

В обыденном сознании укоренился миф о заочном обучении как поверхностном и неглубоком, хотя получение образования по заочной форме является уникальной возможностью совмещать работу и обучение. Об успешности и профессиональных достижениях выпускников академии свидетельствуют примеры их работы в государственных органах власти и органах местного самоуправления, в предпринимательской и иных видах деятельности. Среди выпускников-заочников уполномоченный по правам человека в Алтайском крае, руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, начальник Алтайской таможни в 90-е годы. Свыше 100 депутатов, руководителей госструктур субъектов федерации, глав муниципальных образований и местных администраций в Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской области и других регионах учились в академии. Заочно здесь получили образование и теперь работают на необъятных просторах Сибири многие судьи, работники судов, прокуратуры, правоохранительных органов, адвокаты, предприниматели.

При работе с заочниками качество образовательной деятельности может быть обеспечено только путем сочетания традиционных методов обучения и дистанционных технологий. Устоявшийся взгляд на заочное образование чаще всего подразумевал, что основная учебная нагрузка ложится на плечи студента в период сессий, а в межсессионный период работа сводилась к выполнению контрольных и курсовых работ. При таком подходе знания зачастую формировались неполно и несистемно, что вело к неполноте компетенций. Применение дистанционных технологий позволяет улучшить распределение учебной нагрузки в течение года, разделяя ее в определенных объемах между межсессионной работой и учебно-экзаменационными сессиями.

Внедрение дистанционных технологий в академии начиналось постепенно и основывалось на результатах экспериментальной работы, изучении использования образовательных технологий в Открытом университете Великобритании, представленного в Международном центре «ЛИНК». Большое внимание отводилось подготовке организационных, правовых, учебно-методических и иных пособий и материалов для преподавателей и студентов.

Сегодня в академии обеспечен доступ студентов к информационно-образовательному порталу обучения с использованием интернет-технологий (TS-distant learning) и базе данных образовательных ресурсов сети интернет посредством модульной объектноориентированной динамической учебной среды LMS Moodle.

На образовательном портале вуза размещены учебные курсы для студентов, содержащие программы, тексты лекций, методические указания и задания для самостоятельной работы, включая подготовку контрольных и курсовых, выполнение промежуточных и итоговых тестов. Контрольные и иные письменные работы по всем учебным дисциплинам для заочников размещаются и проверяются через систему Moodle. Преподаватель их оценивает, комментирует, высказывает свои пожелания. Возможность глубокой проработки интерактивных заданий позволяет активизировать самостоятельный труд заочников.

Образовательные организации, находясь в настоящее время в центре социальных вызовов, вынуждены постоянно совершенствоваться, активно взаимодействуя с внешней средой. Двадцатилетний путь, пройденный Алтайской академией экономики и права, тому подтверждение. Сегодня для академии, как и для любого вуза, по-прежнему актуальна задача подготовки востребованных специалистов для новой экономики – экономики знаний, а также тех инфраструктур, которые будут ею востребованы.

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. ЦИФРЫ И ФАКТЫ:

– 3 тыс. студентов, магистрантов и аспирантов;
– около 200 преподавателей, в том числе 131 с учеными степенями и званиями, 21 доктор наук;
– юридический и экономический факультеты;
– отделение заочного и очно-заочного (вечернего) обучения;
– департамент судебных экспертиз, криминалистики и уголовного процесса;
– 17 кафедр и 19 филиалов кафедр в организациях работодателей;
– управление качеством и учебно-методической работой;
– отдел науки и международных связей;
– аспирантура по 5 научным специальностям;
– центр компьютерных технологий;
– лаборатории дистанционных образовательных технологий, криминалистическая, таможенная, информационных систем в государственном и муниципальном управлении;
– центр независимых экспертиз;
– научно-исследовательский центр проблем совершенствования законодательства и корпоративного права;
– учебно-спортивный центр;
– центры дополнительного образования;
– учебный центр Международного института менеджмента «ЛИНК»;
– научно-информационный центр (библиотека);
– издательство;
– академический центр правовой помощи при юридическом факультете;
– студенческий клуб;
– центры содействия трудоустройству выпускников;
– дом аспиранта и студента (общежитие);
– учебно-производственная и спортивно-туристическая база «Благодать».

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ААЭП, личный опыт, регион, ао-69

Похожие материалы:
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Инноватору «долина смерти» не страшна
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Практическое воплощение модернизации и инновационного подхода
Стране нужны инженеры
Традиции и новации, устремленные в будущее
Системный подход к повышению квалификации
Главная задача – слышать работодателя
Модель, которая ведет к профессионализму
Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
#111Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
#111Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ