Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка кадров под «корпоративный заказ»

Об опыте подготовки кадров в рамках дуальной модели обучения для отрасли «Образование» рассказывает директор Тольяттинского социально-педа­гогического колледжа Ирина МАЛЬЧЕНКОВА.

Просмотров: 316

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Ирина МАЛЬЧЕНКОВА Об опыте подготовки кадров в рамках дуальной модели обучения для отрасли «Образование» рассказывает директор Тольяттинского социально-педа­гогического колледжа, кандидат педагогических наук Ирина МАЛЬЧЕНКОВА.

Тольяттинский социально-педагогический колледж (ТСПК) приступил к внедрению элементов дуального обучения в сентябре 2015 года по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура».

Одним из первых шагов стало заключение 70 взаимовыгодных договоров между предприятиями-работодателями, колледжем и обучающимися. В результате работодатели получили возможность принять непосредственное участие в формировании образовательных программ «под корпоративный заказ», колледж обрел надежных партнеров, а обучающиеся – перспективу получения профессионального образования высокого качества, гарантирующего успешное трудоустройство.

Следующим шагом стала разработка колледжем локальных актов, регулирующих вопросы организации и реализации образовательных программ в формате дуального обучения – в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ.

В качестве наглядного примера – пошаговое формирование образовательной программы по специальности «Дошкольное образование»: от определения образовательных результатов к процедурам и средствам оценивания и далее – к содержанию и структуре программы.

Партнеры-работодатели приняли активное участие в процедуре сопоставления требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и ФГОС СПО по указанной специальности. Анализ показал, что наряду с полностью соответствующими образовательным результатам по специальности трудовыми действиями (ТД), есть ТД, которые соответствуют ФГОС только частично, а также такие, которые не описаны ни через опыт, ни через умение, то есть отсутствует описание ТД через образовательные результаты. Так возникла необходимость решить вопрос: равнозначны ли трудовые действия, представленные в профстандарте педагога, для работодателя?

Особую роль сыграл Региональный центр трудовых ресурсов Тольятти (РЦТР), выступивший координатором взаимодействия работодателей и образовательной организации и исполнителем процедуры экспертной оценки квалификационных требований работодателей.

В результате фокус-групповых дискуссий, которые проводил РЦТР, была получена полная картина оценки работодателями каждого трудового действия с точки зрения значимости, периодичности и сложности. Итогом дискуссий стали следующие выводы.

  • Поскольку ряд ТД, имеющих высокий ранг значимости, сложности и периодичности, не описан через образовательные результаты, требуется дополнить перечень предусмотренных ФГОС профессиональных компетенций по видам деятельности и расширить опыт практической деятельности, обеспечивающий их освоение. Это свидетельствует о необходимости введения в программу СПО дополнительных профессиональных модулей и соответствующих профессиональных компетенций.
  • Трудовые действия, частично описанные через образовательные результаты и имеющие высокий ранг, диктуют необходимость углубленного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности), а также конкретизации, расширения и (или) углубления содержательной части инварианта. По отношению к ТД с низким рангом необходимы конкретизация, расширение и (или) углубление практического опыта или умения.
  • Опыт работы колледжа по внедрению дуального обучения подтверждает, что проведение такого ранжирования при разработке образовательной программы имеет рациональную основу, поскольку позволяет учесть не только консолидированные запросы работодателей (профессиональные стандарты), но и мнение конкретных представителей бизнес-сообщества, под заказ которых осуществляется подготовка кадров.

По итогам дискуссий был сделан еще один важный шаг. Получили оформление корпоративные квалификационные требования к специалисту, особо значимые для конкретного работодателя и не описанные через образовательные результаты ни во ФГОС, ни в профстандарте. В итоге перечень образовательных результатов был расширен, в него включены новые профессиональные компетенции (ПК). Завершением процесса стало формирование дополнительного вариативного профессионального модуля (ПМ), учитывающего корпоративные требования конкретного работодателя и специфику организации производственного процесса.

Вариативный модуль по запросу работодателей изучается на четвертом курсе, после освоения других ПМ, и состоит исключительно из практических занятий, которые реализуются на предприятии. Этот модуль служит целям углубления подготовки специалиста – под формат, который необходим на определенном рабочем месте. Например, междисциплинарный курс (МДК) «Основы использования технологии ландшафтного дизайна в работе с дошкольниками» расширяет содержание общепрофессиональной дисциплины по инвариантному МДК «Теория и методика экологического образования дошкольников».

В результате проделанной работы решено, что выделение в отдельный модуль индивидуальных запросов работодателей на подготовку кадров целесообразно. Сформулированные работодателями требования к специалистам содержательно относятся к разным инвариантным модулям, изучаемым на разных курсах. Чтобы к моменту выпуска получить максимально актуального специалиста, необходимо вводить вариативный модуль по запросу не ранее третьего курса – когда профессиональная подготовка практически завершена.

Сегодня для каждого студента формируется индивидуальный учебный план, состоящий из набора инвариантных, вариативных без выбора и вариативных по выбору учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей (УД/МДК/ПМ).

Следует подчеркнуть, что при разработке образовательной программы учитывалось техническое описание компетенции движения «Молодые профессионалы» как концентрированное выражение требований к специалисту профессионального экспертного сообщества. Эти требования включены в образовательную программу в виде вариативных образовательных результатов по выбору студентов.

Специалистами Тольяттинского социально-педагогического колледжа «под корпоративный заказ» было сформировано 9 образовательных программ.

Закономерным итогом стало изменение подходов к реализации образовательного процесса. В его основе сегодня лежит производственный процесс дошкольной образовательной организации. Важно, что студент становится полноценным участником этого процесса. Для студента не конструируется идеальная производственная ситуация, он использует свои знания и умения в процессе выполнения заданий в реальных рабочих ситуациях.

Отметим то новое, что появилось в организации образовательного процесса.

Прежде всего внедрение модели дуального обучения привело к появлению нового участника процесса – наставника на производстве из числа опытных специалистов. Роль этого организатора обучения непосредственно на рабочем месте в овладении опытом и рациональными приемами работы, передаче мастерства из рук в руки трудно переоценить.

Изменилась и роль преподавателя колледжа, который выступает теперь больше как консультант при обсуждении профессиональных вопросов. Появился преподаватель дуального обучения, выступающий в качестве консультанта и для студентов, и для наставников и ответственных лиц на предприятии.

Практические занятия также проходят на предприятии. Один-два дня в неделю вся группа «рассыпается» по предприятиям и отрабатывает умения на рабочем месте. Преподаватель посещает эти занятия выборочно, а наставник оказывает студентам профессиональную помощь и осуществляет оценку.

Претерпел изменения календарный график учебного процесса. В течение двух-трех дней в неделю обучающиеся осваивают программу в колледже, остальное время проводят на своих рабочих местах, отрабатывая умения и формируя первоначальный опыт практической деятельности. В период производственной практики (концентрированное проведение) на рабочих местах студенты находятся все дни в неделю. В результате работодатель получает специалиста, который практически полностью готов к выполнению своих трудовых функций.

По завершению обучения в рамках профессионального модуля проводится квалификационный (производственный) экзамен – на рабочем месте. Это самостоятельное выполнение реального задания в производственных условиях. Например, проведение интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Моя малая Родина». Оценивается как время выполнения задания, так и иные качественные характеристики. При этом экзаменационная комиссия на 70 процентов состоит из представителей работодателей.

Подводя итоги, перечислим ключевые результаты внедрения модели дуального обучения:

  • образовательная программа разрабатывается и актуализируется при активном участии работодателей;
  • работодатель принимает активное участие в процедуре проведения квалификационного (производственного) экзамена;
  • у студентов в процессе обучения на производстве формируются не только профессиональные, но также социальные и личностные компетенции, максимальная мотивированность на производственную деятельность в коллективе;
  • студенты получают реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте в условиях действующего производственного процесса и выполняют реальные задания;
  • находясь в составе коллектива, учащиеся усваивают нормы корпоративной культуры;
  • сокращается время на адаптацию выпускников к условиям производства, тем самым снижаются затраты на тонкую доводку специалистов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Региональный аспект профессионального образования
Паспорт региона: Самарская область
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Отвечая требованиям рынка труда
Одна практика – две профессии
Перспективы развития экономического образования

Консерватория – часть музыкальной жизни России
Вектор развития - социальное партнерство
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ