Подготовка кадров под «корпоративный заказ»Об опыте подготовки кадров в рамках дуальной модели обучения для отрасли «Образование» рассказывает директор Тольяттинского социально-педагогического колледжа Ирина МАЛЬЧЕНКОВА. Просмотров: 321
Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016. Об опыте подготовки кадров в рамках дуальной модели обучения для отрасли «Образование» рассказывает директор Тольяттинского социально-педагогического колледжа, кандидат педагогических наук Ирина МАЛЬЧЕНКОВА.
Тольяттинский социально-педагогический колледж (ТСПК) приступил к внедрению элементов дуального обучения в сентябре 2015 года по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура». Одним из первых шагов стало заключение 70 взаимовыгодных договоров между предприятиями-работодателями, колледжем и обучающимися. В результате работодатели получили возможность принять непосредственное участие в формировании образовательных программ «под корпоративный заказ», колледж обрел надежных партнеров, а обучающиеся – перспективу получения профессионального образования высокого качества, гарантирующего успешное трудоустройство. Следующим шагом стала разработка колледжем локальных актов, регулирующих вопросы организации и реализации образовательных программ в формате дуального обучения – в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ. В качестве наглядного примера – пошаговое формирование образовательной программы по специальности «Дошкольное образование»: от определения образовательных результатов к процедурам и средствам оценивания и далее – к содержанию и структуре программы. Партнеры-работодатели приняли активное участие в процедуре сопоставления требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и ФГОС СПО по указанной специальности. Анализ показал, что наряду с полностью соответствующими образовательным результатам по специальности трудовыми действиями (ТД), есть ТД, которые соответствуют ФГОС только частично, а также такие, которые не описаны ни через опыт, ни через умение, то есть отсутствует описание ТД через образовательные результаты. Так возникла необходимость решить вопрос: равнозначны ли трудовые действия, представленные в профстандарте педагога, для работодателя? Особую роль сыграл Региональный центр трудовых ресурсов Тольятти (РЦТР), выступивший координатором взаимодействия работодателей и образовательной организации и исполнителем процедуры экспертной оценки квалификационных требований работодателей. В результате фокус-групповых дискуссий, которые проводил РЦТР, была получена полная картина оценки работодателями каждого трудового действия с точки зрения значимости, периодичности и сложности. Итогом дискуссий стали следующие выводы.
По итогам дискуссий был сделан еще один важный шаг. Получили оформление корпоративные квалификационные требования к специалисту, особо значимые для конкретного работодателя и не описанные через образовательные результаты ни во ФГОС, ни в профстандарте. В итоге перечень образовательных результатов был расширен, в него включены новые профессиональные компетенции (ПК). Завершением процесса стало формирование дополнительного вариативного профессионального модуля (ПМ), учитывающего корпоративные требования конкретного работодателя и специфику организации производственного процесса. Вариативный модуль по запросу работодателей изучается на четвертом курсе, после освоения других ПМ, и состоит исключительно из практических занятий, которые реализуются на предприятии. Этот модуль служит целям углубления подготовки специалиста – под формат, который необходим на определенном рабочем месте. Например, междисциплинарный курс (МДК) «Основы использования технологии ландшафтного дизайна в работе с дошкольниками» расширяет содержание общепрофессиональной дисциплины по инвариантному МДК «Теория и методика экологического образования дошкольников». В результате проделанной работы решено, что выделение в отдельный модуль индивидуальных запросов работодателей на подготовку кадров целесообразно. Сформулированные работодателями требования к специалистам содержательно относятся к разным инвариантным модулям, изучаемым на разных курсах. Чтобы к моменту выпуска получить максимально актуального специалиста, необходимо вводить вариативный модуль по запросу не ранее третьего курса – когда профессиональная подготовка практически завершена. Сегодня для каждого студента формируется индивидуальный учебный план, состоящий из набора инвариантных, вариативных без выбора и вариативных по выбору учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей (УД/МДК/ПМ). Следует подчеркнуть, что при разработке образовательной программы учитывалось техническое описание компетенции движения «Молодые профессионалы» как концентрированное выражение требований к специалисту профессионального экспертного сообщества. Эти требования включены в образовательную программу в виде вариативных образовательных результатов по выбору студентов. Специалистами Тольяттинского социально-педагогического колледжа «под корпоративный заказ» было сформировано 9 образовательных программ. Закономерным итогом стало изменение подходов к реализации образовательного процесса. В его основе сегодня лежит производственный процесс дошкольной образовательной организации. Важно, что студент становится полноценным участником этого процесса. Для студента не конструируется идеальная производственная ситуация, он использует свои знания и умения в процессе выполнения заданий в реальных рабочих ситуациях. Отметим то новое, что появилось в организации образовательного процесса. Прежде всего внедрение модели дуального обучения привело к появлению нового участника процесса – наставника на производстве из числа опытных специалистов. Роль этого организатора обучения непосредственно на рабочем месте в овладении опытом и рациональными приемами работы, передаче мастерства из рук в руки трудно переоценить. Изменилась и роль преподавателя колледжа, который выступает теперь больше как консультант при обсуждении профессиональных вопросов. Появился преподаватель дуального обучения, выступающий в качестве консультанта и для студентов, и для наставников и ответственных лиц на предприятии. Практические занятия также проходят на предприятии. Один-два дня в неделю вся группа «рассыпается» по предприятиям и отрабатывает умения на рабочем месте. Преподаватель посещает эти занятия выборочно, а наставник оказывает студентам профессиональную помощь и осуществляет оценку. Претерпел изменения календарный график учебного процесса. В течение двух-трех дней в неделю обучающиеся осваивают программу в колледже, остальное время проводят на своих рабочих местах, отрабатывая умения и формируя первоначальный опыт практической деятельности. В период производственной практики (концентрированное проведение) на рабочих местах студенты находятся все дни в неделю. В результате работодатель получает специалиста, который практически полностью готов к выполнению своих трудовых функций. По завершению обучения в рамках профессионального модуля проводится квалификационный (производственный) экзамен – на рабочем месте. Это самостоятельное выполнение реального задания в производственных условиях. Например, проведение интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Моя малая Родина». Оценивается как время выполнения задания, так и иные качественные характеристики. При этом экзаменационная комиссия на 70 процентов состоит из представителей работодателей. Подводя итоги, перечислим ключевые результаты внедрения модели дуального обучения:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|