Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры

В 2010 году Тверской государственный университет стал одним из ведущих российских вузов-победителей национального конкурса программ развития инновационной инфраструктуры. Сейчас ТвГУ является одним из лучших вузов РФ по многим показателям, о чем свидетельствует большое количество наград.

Просмотров: 2202

Совершать то, что кажется невозможным

БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Андрей Владленович – доктор физико-математических наук, профессор, член Президиума координационного совета УМО и НМС высшей школы, почетный член Японского метеорологического общества, член Американского географического общества, член Европейского метеорологического общества, член Европейского географического союза, эксперт ЮНЕСКО по образованию.

На недавно состоявшейся в Твери региональной дискуссии «Стратегия – 2020» ректор Тверского государственного университета Андрей БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ выразил убежденность, что у региона «есть реальная возможность сделать сильный рывок». И это не красное словцо, а вдумчивый анализ профессионала – ученого, руководителя одного из лучших и старейших российских вузов и, если шире, рачительного хозяина в лучшем смысле этого слова. С такими людьми всегда интересно беседовать.

– Андрей Владленович, 2010 год стал для Тверского госуниверситета во многом победным – это и лидерство в конкурсе Минобрнауки на создание инновационной инфраструктуры вуза, и целый ряд наград международных и российских форумов и выставок за инновационные разработки вуза: например, гран-при за проект «Межрегионального комплекса непрерывного профессионального образования». А для вас лично как ректора, какое событие в жизни университета в 2010 году оказалось наиболее знаковым?

– Действительно, 2010 год оказался весьма урожайным для нашего университета. Мы стали одним из ведущих российских вузов-победителей национального конкурса программ развития инновационной инфраструктуры, получили статус Центра подготовки волонтеров к XXII Oлимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи. Вошли в число 17 вузов РФ, в которых строится бассейн по программе «500 бассейнов» Всероссийской политической партии «Единая Россия». Признаны одним из 12 национальных российских центров европейской программы настройки образовательных систем ТЮНИНГ. В рейтинге научной и публикационной активности среди 500 государственных вузов РФ занимаем 28-е место. Наша стасорокалетняя история ко многому обязывает, и мы считаем свой университет генератором инновационного развития всего региона.

Самым же ярким воспоминанием 2010 года для меня останется торжественное заседание ученого совета в честь юбилея университета. Нас поздравили первые лица страны, области, города, коллеги из многих вузов страны, лучшие выпускники и крупные работодатели. Искренние и теплые слова были очень важны для всего нашего коллектива, для людей, занятых исключительно важным делом, общественное признание и вознаграждение за которое часто совсем не соответствует его значимости.

– Университет стал одним из первых вузов в России, создавших, в соответствии с федеральным законом №217, пояс малых инновационных предприятий. Апробируя этот путь, что вы можете сказать о плюсах и минусах правового обеспечения такой практики?

«В истории нашей страны не раз бывало, когда наш талантливый и трудолюбивый народ собирал все силы в один кулак и совершал то, что казалось невозможным. Это происходило обычно перед лицом серьезной угрозы стране. Если наше общество осознает, что потеря конкурентоспособности есть серьезная угроза суверенитету страны, у нас все получится. Для этого вместо «субсидирования» прошлого необходимо инвестировать в будущее».

– Главным и очень большим плюсом ФЗ № 217 является сам факт его появления. Однако один, даже хороший закон без совершенствования всей нормативной базы, без системных усилий государства и общества не переломит ситуацию. Некоторые из недостатков самого закона широко освещались в печати, и часть из них уже скорректирована.

Упомяну еще несколько, которые мы почувствовали в процессе применения.

Первое. Перечень результатов интеллектуальной деятельности (РИД), право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноухау). Но, поскольку хозяйственные общества создаются при вузах, функционирование их должно учитывать специфику образовательной деятельности. Закон ориентирован только на создание хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности в промышленном производстве. И практически не ориентирован на использование результатов интеллектуальной деятельности в гуманитарной сфере. Представляется необходимым – с целью интеграции образования, науки и практики – расширение перечня видов деятельности и сферы применения ФЗ №217. Так, применительно к гуманитарному образованию, в него может быть включено предоставление ряда услуг: например, оказание юридической помощи, консультирование граждан, разработка проведения занятий по выработке профессиональных навыков и т.п.

Второе. Закон регламентирует создание хозяйственных обществ, «деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности». В законе не допускается занятие другими видами деятельности, хотя это противоречит закону «Об обществах с ограниченной ответственностью». В закон необходимо ввести возможность занятия другими видами деятельности.

Третье. В соответствии с федеральным законом № 272 от 16 октября 2010 года пониженные тарифы страховых взносов распространяются на созданные вузами хозяйственные общества только при применении упрощенной системы налогообложения. Поскольку ориентация хозяйственных обществ по ФЗ № 217 – промышленное производство, это предусматривает взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики, которые в большей части выделяют налог на добавленную стоимость (НДС) и работать без взаимозачета НДС предприятиям невыгодно.

Четвертое. Необходимо ввести льготные тарифы патентной пошлины для поддержания в силе вузовских патентов, которые переданы в пользование по лицензионным договорам.

– Вы как-то в одном из выступлений посетовали, что в целом российский академический мир и мир бизнеса живут по большей части пока в разных измерениях. Кстати, аналогично высказываются и представители венчурного бизнеса... Что же необходимо сделать, чтобы эти две «вселенные» как-то начали сближаться?

– Одним из новых способов для представителей академического мира вынырнуть из своего измерения и погрузиться в реальный экономический мир является создание уже упомянутого в нашей беседе пояса малых инновационных предприятий. Чем больше вузовских ученых и студентов в них занято, тем лучше. Нужно, правда, при этом отдавать себе отчет, что далеко не все из образованных МИП добьются успеха. В США, например, 80 процентов малых предприятий разоряются в течение первого года существования. Иначе говоря, средние стартовые шансы на успех там не превышают 20 процентов. Нужно учиться придумывать то, что хорошо продается, вместо привычных нам попыток продать то, что хорошо придумывается. Это долгий путь, только по нему нужно обязательно пройти, несмотря на трудности и низкие стартовые шансы. Здесь огромный резерв в области образования тех специалистов, от которых мы ожидаем инновационных идей, и тех, кто эти идеи собирается финансировать, внедрять и продавать.

На сегодня актуальным остается и традиционный путь установления связей с предприятиями и НИИ – через открытие базовых кафедр университета на предприятии и базовых лабораторий предприятия в университете. Это позволяет крупным работодателям влиять на образовательные программы, а ученым университета – выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по заказам предприятий. Мы широко используем эту практику с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и наукоемкими предприятиями нашего региона. Наш клуб выпускников ТвГУ и создаваемый попечительский совет также призваны оказывать влияние реального сектора на наше академическое измерение.

– На базе университета создан современнейший региональный центр коллективного пользования с широкими возможностями прикладных исследований в самых разных областях. Крупные предприятия проявили к нему интерес: пошли заказы, выстроилась очередь? Вопрос без иронии – очень бы хотелось видеть такую картину...

– В настоящее время Центр коллективного пользования ТвГУ действительно получил новое развитие. Существенно расширилась приборная база, и теперь диапазон возможных услуг ЦКП очень широк: от разработки новых технически ценных материалов (в том числе на основе наноструктур) до химических и биомедицинских исследований, от анализа различных видов материалов до криминалистики и археологических исследований.

По поводу «выстроилась ли очередь», судите сами: к числу заинтересованных в использовании оборудования организаций относятся вузы, колледжи Твери и области, Тверской вагоностроительный завод, завод Центросвар, ФГУП «ВНИИ СВ», экскаваторный завод, Ржевское ОАО «Электромеханика», Кимрский завод «Радиатор», Торжокский завод «Марс», Удомельская АЭС, УВД г. Твери (криминалистические исследования), ЗАО «Искож-Тверь» и другие, с кем ТвГУ имеет давние научно-технические связи. Проявили интерес и научно-производственные предприятия г. Зеленограда, которые заинтересованы в возможности подготовки для своих предприятий молодых специалистов, имеющих опыт работы на современных приборах. В планах – привлечение к совместной работе специалистов и организаций Москвы: вузов, институтов РАН.

– Как сегодня развивается проект ТвГУ «Университетский технопарк»?

– Проект «Университетский технопарк в инновационной среде региона», поддержанный экспертной комиссией Министерства образования и науки, направлен на создание инфраструктуры инновационного развития Верхневолжья. В настоящее время проект вышел на второй этап реализации. На первом этапе была разработана стратегия развития университета в рамках программы инновационного развития, выполнен анализ инвестиционного потенциала региона с целью развития инновационной среды региона, определены основные направления международного научно-технического сотрудничества университета с ведущими зарубежными научно-техническими центрами, разработан план научно-технических и консалтинговых услуг, разработана нормативная документация по правовой охране объектов интеллектуальной собственности. На втором этапе, обозначенном как «Формирование инновационных структур технопарковой зоны университета», запланирован широкий круг практических задач, основные из которых нацелены на развитие Тверского регионального межведомственного ЦКП, объединяющего инструментальный потенциал вузов, НИИ и промышленных предприятий области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развивать регион – задача вузовской науки
Генератор инновационного развития региона
Инновационные подходы в профессиональном образовании
Региональный университет как базовый элемент территориального развития
Андрей Белоцерковский избран председателем Совета ректоров Тверской области
Ставка на инновации себя оправдывает
«ЕГЭ» для бакалавров
Приоритеты Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
Леонид Бабурин: о технологиях, модернизации и менталитете
ЕГЭ для бакалавров?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ