Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриатаПрикладной бакалавриат с четырехлетним нормативным сроком освоения является основной профессиональной образовательной программой высшего образования, которая обеспечивает профессиональную практикоориентированную подготовку и нацелена на установку связи между образовательными учреждениями и работодателями. Просмотров: 1065
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что прикладной бакалавриат – первый из множества путей по повышению доступности качественного образования и соответствует требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества. Прикладной бакалавриат с четырехлетним нормативным сроком освоения является основной профессиональной образовательной программой высшего образования, которая обеспечивает профессиональную практикоориентированную подготовку и нацелена на установку связи между образовательными учреждениями и работодателями, а в итоге – на обеспечение экономики кадрами в соответствии с тенденциями на рынке труда. Фактически прикладной бакалавриат, в отличие от академического, предназначен для высокотехнологичной подготовки рабочих и специалистов, в основном имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и технологической сфер деятельности. Применять такие программы имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, знающий, какое оборудование установлено на его производстве в настоящее время, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты будут нужны под это оборудование. Программы прикладного бакалавриата рассчитаны на большой объем практической подготовки студентов, в частности, различные виды учебной и производственной практики, лабораторные и курсовые работы. Практические занятия занимают более 50 процентов общего объема учебного времени. Знакомство с производством и освоение основных видов профессиональной деятельности проводится в организациях работодателей. Реализация программ прикладного бакалавриата обходится дороже, чем работа по существующим в настоящее время программам академического бакалавриата. Но это можно сбалансировать за счет прогнозирования потребности в тех или иных кадрах и формирования целевого заказа работодателей. Квалификация прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование. Выпускники, которые её получили, могут поступить в технологическую магистратуру и при этом работать на производстве.
В Юргинском технологическом институте Национального исследовательского Томского политехнического университета практикоориентированную подготовку начали осуществлять с 1987 года. Если первый набор осваивал две специальности – «Технологию машиностроения» и «Оборудование и технологию сварочного производства»,– обучаясь по интегрированной системе «завод – втуз», то в 2010 году этой системе уже соответствовали десять основных образовательных программ. Интеграция производства с вузом подразумевает приближение учебного процесса к производству. При этом обычные семестры, когда студенты обучаются по очной форме, чередуются с трудовыми, в ходе которых обучение по очно-заочной форме сочетается с работой на базовом предприятии. За период подготовки по интегрированной системе студенты инженерных специальностей проходят все ступени производственной деятельности. На втором курсе начинают осваивать рабочие профессии – станочника, оператора станков с числовым программным управлением, на старших курсах – техника-технолога, техника-конструктора или мастера, являющихся инженерными. Таким образом, обучающиеся проходят путь от рабочего до инженера, знают производство и будущее рабочее место. Сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике дает хороший результат: процесс формирования специалиста протекает интенсивнее, выпускник способен к самостоятельной работе сразу после обучения. В 2012 году, отвечая на вызовы времени и требования работодателей, институт приступил к проектированию экспериментальных образовательных программ прикладного бакалавриата. Первая из них была разработана по укрупнённому направлению подготовки «Металлургия, машиностроение и материалообработка». В 2013 году институт получил задание на подготовку 55 специалистов за счет средств федерального бюджета. Следствием этого стали еще три актуальные для Кузбасса программы прикладного бакалавриата – «Машиностроение», «Металлургия» и «Агроинженерия». Получилось, что из шести образовательных программ бакалавриата, по которым в настоящее время ведется подготовка, три – прикладные. Главными условиями их реализации являются тесные партнерские отношения с предприятиями, наличие в учебном заведении собственной производственной базы, включающей специализированное оборудование, и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Все это в институте есть благодаря использовавшейся ранее интегрированной системе обучения и давней дружбе с Юргинским машиностроительным заводом.
Значимая особенность основной образовательной программы прикладного бакалавриата – получение рабочей профессии. Для этого в учебный процесс уже на первом курсе введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки». Параллельно с ней студенты осваивают такие базовые дисциплины, как «Охрана труда», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах этих дисциплин сделан акцент на получение практических навыков и производственных компетенций. Обучение производится на имеющихся у института производственных площадках, а также в лабораториях – металлорежущих станков и станков с числовым программным управлением, современных видов сварки и методов литья металлов. По направлению «Машиностроение» студентам присваиваются квалификации токаря и электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, по направлению «Металлургия» – сталеплавильщика, «Агроинженерия» – слесаря по ремонту автомобилей. Для дальнейшего развития прикладных квалификаций в учебный план включена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в третьем, четвертом и восьмом семестрах. В период ее изучения студентам будут предложены места для самостоятельной работы – главным образом на Юргинском машиностроительном заводе и предприятиях города. Стоит отметить, что, участвуя в организации производственной практики и трудоустраивая выпускников, работодатели решают и свои задачи, связанные с привлечением квалифицированных кадров. Доля высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля в валовом внутреннем продукте страны растет. Это требует от вузов, чтобы выпускники были готовы к продуктивной деятельности, умели накапливать и преумножать знания, системно и инновационно мыслить, оценивать экономические и социальные условия, применять анализ для оптимизации процессов производства, определять тактику и стратегию развития предприятия или организации на кратко-, средне- и долгосрочные периоды. Прикладной бакалавриат как преемник интегрированной системы обучения позволяет подготовить студентов так, чтобы они имели все перечисленные навыки и компетенции. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|