Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новгородский филиал СПИУиП: пути к возрождению нравственности

В последние десятилетия в высшей школе процессы образования и воспитания были разделены, что отразилось крайне негативно на достижении конечной цели – подготовке профессионально грамотных и нравственно развитых специалистов. По большому счету, у многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере обществом и его гражданами нравственных норм.

Просмотров: 307

К исконной атмосфере духовности

В Новгородском филиале Санкт-Петербургского института управления и права ищут пути к возрождению нравственности

Г.П. КИТАЕВА, заместитель директора по учебной работе Новгородского филиала Санкт-Петербургского института управления и права, федеральный эксперт качества профессионального образования

В 2014 году исполнится тысяча сто пятьдесят пять лет Великому Новгороду, одному из древнейших городов России, который стоял у колыбели русской и российской государственности, на протяжении столетий был надежной крепостью на северных границах Руси. Здесь зародились основы демократического самоуправления, экономические и культурные связи России с Европой. Этот город стал первым центром православия, грамоты, просвещения и духовной культуры. И не случайно, на стенах рекреации Новгородского филиала СПИУиП, история которого началась в 1997 году, изображены лики святых. Из судьбоносного для Руси, кровавого, страшного и тем не менее благодатного XIII века смотрят на учащихся синие глаза златокудрого рыцаря – благоверного князя Александра Невского. Рядом – величайший подвижник земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, напротив – возлюбленный народом Святитель Тихон, патриарх Московский.

У каждого века русской истории свои пророки и святые, которым поклоняются люди, духовность которых и ныне неоспорима и помогает живущим в трудную минуту. Не потому ли мы вглядываемся в прошлое, чтобы понять настоящее? Каждый из веков русской истории имеет свой особенный, неповторимый облик. А что несет России день завтрашний?

* * *

Во многом будущее определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Дело в том, что современная ситуация в отрасли, особенно в высшей школе, в связи с вхождением в Болонский процесс и взятыми обязательствами, в том числе введением «двухциклового обучения: достепенного и послестепенного», совершенно логично порождает некоторые противоречия. Главным критерием успешности выпускника становится формирование его профессиональной компетентности. Он должен знать себе цену на рынке труда, уметь находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций, быть толерантным. Таким образом, новое поколение образовательных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становится модель выпускника, характеристики его профессиональной деятельности. Отсюда и очевидные различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов. Сегодня идея о воспитании молодежи как важнейшей функции образования в системе высшей школы мало очевидна для педагогической практики.

Преподаватель в вузе всегда являлся ключевой фигурой в воспитательном процессе, но ситуация такова, что невысокая заработная плата и поиск дополнительного дохода вне стен своего учебного заведения привели к тому, что он превращается в человека, лишь излагающего учебный материал.

В последние десятилетия в высшей школе процессы образования и воспитания, к сожалению, были разделены, что отразилось крайне негативно на достижении конечной цели – подготовке профессионально грамотных и нравственно развитых специалистов. По большому счету, у многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере обществом и его гражданами нравственных норм.

* * *

Новая программа развития образования, принятая в Новгородском филиале Санкт-Петербургского института управления и права на ближайшие три года на основе ФГОС, в числе приоритетных задач рассматривает усиление воспитательной функции. Выпускник вуза должен быть разносторонне образованным, нестандартно мыслящим, граждански активным, духовно, нравственно и профессионально подготовленным к работе специалистом.

Для возрождения духовной культуры и моральных ценностей, формирования у молодых людей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к семье необходимо, думается, чаще организовывать для студенческой молодежи встречи с выдающимися людьми из категории нравственно здоровых, которые всегда были в российском обществе и живут в настоящее время. К ним относятся и выдающиеся священнослужители Русской православной церкви.

Такой личностью, например, является архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского мужского монастыря, церковный писатель. Бывая в разных городах России, он много времени уделяет молодежи, интересуется жизнью нового поколения. В одной из своих бесед архимандрит Тихон сказал: «Что делать, чтобы духовная жизнь в человеке не погасла и не была забыта за бесконечными заботами? Мы, люди старшего поколения, воспитывались на свершениях, они растут на разрушениях, но большая часть молодежи сегодня радует удивительным созидательным потенциалом. Это для меня чудо и загадка, то, чем я действительно восхищаюсь».

Непрерывные перемены в обществе вызывают состояние тревожности, неуверенности перед будущим. Слушая беседы отца Тихона, не перестаешь удивляться его живому, неподдельному интересу ко всему, о чем он говорит, простоте в общении со всеми людьми. А молодые как никогда нуждаются сегодня в добром напутствии.

* * *

Достижение вуза – создание центра социально-правовой помощи населению города, где оказывается бесплатная юридическая помощь малообеспеченным и социально незащищенным гражданам. Юридический факультет – «старожил» филиала, имеющий заслуженный авторитет среди таких факультетов других вузов. Будущих юристов приглашают на передачи Новгородского телевидения, они принимают участие в обсуждении актуальных правовых проблем, дают интервью местным газетам, привлекаются к законопроектной работе областной думы.

Факультет международного менеджмента и туризма в 2014 году планирует открытие нового профиля подготовки бакалавра – «Менеджмент в здравоохранении». И на сегодня в Великом Новгороде филиал СПИУиП будет первым по обучению специалистов подобного профиля.

Студенческая жизнь – это не только сдача экзаменов и зачетов, но и возможность с пользой проводить досуг, который может дать хороший практический опыт. Спортивные успехи филиала более всего связаны с волейболом и мини-футболом. Студенты традиционно являются призерами, участвуя в чемпионатах Новгородской области. В этом году обе команды заняли первые места – каждая в своем турнире. Волейболисты стали обладателями кубка Великого Новгорода. Не отстают от спортсменов «веселые и находчивые» – институтская команда КВН заняла второе место на фестивале студенческой лиги города.

* * *

В Великом Новгороде в полной мере ощутима связь времен и исконная атмосфера духовности Земли Русской. Это не могло не отразиться и на формулировании задач в рамках программы филиала по духовно-нравственному развитию, среди которых готовность к непрерывному образованию и формированию духовно-нравственной установки «становиться лучше», воспитание гражданственности, законопослушности, нетерпимости ко лжи, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воспитательная работа, филиалы, СПИУиП, точка зрения, ао-68

Похожие материалы:
Юристов много, достаточно ли компетенций?
Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата
Фактор качественного обучения
Филиал с идеалами
Болонский процесс: альтернативы участию нет
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
Вуз: история и современность
Воспитательная миссия вузов
Образовательные стандарты: проверка временем
Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний