Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новгородский филиал СПИУиП: пути к возрождению нравственности

В последние десятилетия в высшей школе процессы образования и воспитания были разделены, что отразилось крайне негативно на достижении конечной цели – подготовке профессионально грамотных и нравственно развитых специалистов. По большому счету, у многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере обществом и его гражданами нравственных норм.

Просмотров: 366

К исконной атмосфере духовности

В Новгородском филиале Санкт-Петербургского института управления и права ищут пути к возрождению нравственности

Г.П. КИТАЕВА, заместитель директора по учебной работе Новгородского филиала Санкт-Петербургского института управления и права, федеральный эксперт качества профессионального образования

В 2014 году исполнится тысяча сто пятьдесят пять лет Великому Новгороду, одному из древнейших городов России, который стоял у колыбели русской и российской государственности, на протяжении столетий был надежной крепостью на северных границах Руси. Здесь зародились основы демократического самоуправления, экономические и культурные связи России с Европой. Этот город стал первым центром православия, грамоты, просвещения и духовной культуры. И не случайно, на стенах рекреации Новгородского филиала СПИУиП, история которого началась в 1997 году, изображены лики святых. Из судьбоносного для Руси, кровавого, страшного и тем не менее благодатного XIII века смотрят на учащихся синие глаза златокудрого рыцаря – благоверного князя Александра Невского. Рядом – величайший подвижник земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, напротив – возлюбленный народом Святитель Тихон, патриарх Московский.

У каждого века русской истории свои пророки и святые, которым поклоняются люди, духовность которых и ныне неоспорима и помогает живущим в трудную минуту. Не потому ли мы вглядываемся в прошлое, чтобы понять настоящее? Каждый из веков русской истории имеет свой особенный, неповторимый облик. А что несет России день завтрашний?

* * *

Во многом будущее определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Дело в том, что современная ситуация в отрасли, особенно в высшей школе, в связи с вхождением в Болонский процесс и взятыми обязательствами, в том числе введением «двухциклового обучения: достепенного и послестепенного», совершенно логично порождает некоторые противоречия. Главным критерием успешности выпускника становится формирование его профессиональной компетентности. Он должен знать себе цену на рынке труда, уметь находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций, быть толерантным. Таким образом, новое поколение образовательных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становится модель выпускника, характеристики его профессиональной деятельности. Отсюда и очевидные различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов. Сегодня идея о воспитании молодежи как важнейшей функции образования в системе высшей школы мало очевидна для педагогической практики.

Преподаватель в вузе всегда являлся ключевой фигурой в воспитательном процессе, но ситуация такова, что невысокая заработная плата и поиск дополнительного дохода вне стен своего учебного заведения привели к тому, что он превращается в человека, лишь излагающего учебный материал.

В последние десятилетия в высшей школе процессы образования и воспитания, к сожалению, были разделены, что отразилось крайне негативно на достижении конечной цели – подготовке профессионально грамотных и нравственно развитых специалистов. По большому счету, у многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере обществом и его гражданами нравственных норм.

* * *

Новая программа развития образования, принятая в Новгородском филиале Санкт-Петербургского института управления и права на ближайшие три года на основе ФГОС, в числе приоритетных задач рассматривает усиление воспитательной функции. Выпускник вуза должен быть разносторонне образованным, нестандартно мыслящим, граждански активным, духовно, нравственно и профессионально подготовленным к работе специалистом.

Для возрождения духовной культуры и моральных ценностей, формирования у молодых людей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к семье необходимо, думается, чаще организовывать для студенческой молодежи встречи с выдающимися людьми из категории нравственно здоровых, которые всегда были в российском обществе и живут в настоящее время. К ним относятся и выдающиеся священнослужители Русской православной церкви.

Такой личностью, например, является архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского мужского монастыря, церковный писатель. Бывая в разных городах России, он много времени уделяет молодежи, интересуется жизнью нового поколения. В одной из своих бесед архимандрит Тихон сказал: «Что делать, чтобы духовная жизнь в человеке не погасла и не была забыта за бесконечными заботами? Мы, люди старшего поколения, воспитывались на свершениях, они растут на разрушениях, но большая часть молодежи сегодня радует удивительным созидательным потенциалом. Это для меня чудо и загадка, то, чем я действительно восхищаюсь».

Непрерывные перемены в обществе вызывают состояние тревожности, неуверенности перед будущим. Слушая беседы отца Тихона, не перестаешь удивляться его живому, неподдельному интересу ко всему, о чем он говорит, простоте в общении со всеми людьми. А молодые как никогда нуждаются сегодня в добром напутствии.

* * *

Достижение вуза – создание центра социально-правовой помощи населению города, где оказывается бесплатная юридическая помощь малообеспеченным и социально незащищенным гражданам. Юридический факультет – «старожил» филиала, имеющий заслуженный авторитет среди таких факультетов других вузов. Будущих юристов приглашают на передачи Новгородского телевидения, они принимают участие в обсуждении актуальных правовых проблем, дают интервью местным газетам, привлекаются к законопроектной работе областной думы.

Факультет международного менеджмента и туризма в 2014 году планирует открытие нового профиля подготовки бакалавра – «Менеджмент в здравоохранении». И на сегодня в Великом Новгороде филиал СПИУиП будет первым по обучению специалистов подобного профиля.

Студенческая жизнь – это не только сдача экзаменов и зачетов, но и возможность с пользой проводить досуг, который может дать хороший практический опыт. Спортивные успехи филиала более всего связаны с волейболом и мини-футболом. Студенты традиционно являются призерами, участвуя в чемпионатах Новгородской области. В этом году обе команды заняли первые места – каждая в своем турнире. Волейболисты стали обладателями кубка Великого Новгорода. Не отстают от спортсменов «веселые и находчивые» – институтская команда КВН заняла второе место на фестивале студенческой лиги города.

* * *

В Великом Новгороде в полной мере ощутима связь времен и исконная атмосфера духовности Земли Русской. Это не могло не отразиться и на формулировании задач в рамках программы филиала по духовно-нравственному развитию, среди которых готовность к непрерывному образованию и формированию духовно-нравственной установки «становиться лучше», воспитание гражданственности, законопослушности, нетерпимости ко лжи, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Фактор качественного обучения
Стратегические ориентиры воспитательной работы
Воспитательная миссия вузов
Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата
Вуз: история и современность
Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Филиал с идеалами
Образовательные стандарты: проверка временем
Юристов много, достаточно ли компетенций?
Болонский процесс: альтернативы участию нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ