Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО

В настоящее время одним из наи­более острых вопросов является подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО, актуализированных на основе профстандартов.

Просмотров: 52

Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.

В настоящее время одним из наи­более острых вопросов является подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО, актуализированных на основе профстандартов.

ЯЦУНОВ Александр Николаевич – декан факультета высшего образования Тарского филиала Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат технических наук, доцент.

К июню своеобразным лидером по количеству утвержденных ФГОС ВО 3++ среди укрупненных групп по направлениям подготовки бакалавриата является группа 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (10 из 11). По многим УГН бакалавриата утвержденные ФГОС ВО 3++ вовсе отсутствуют.

В то же время на портале ФГОС ВО [1] (далее – портал) в реестре примерных основных образовательных программ (далее – ПООП) одобренные программы по УГН 35.00.00 отсутствуют. На примере одного из направлений подготовки бакалавров проекты программ на портале существенно отличаются от проектов ПООП, предлагаемых тем же ФУМО на официальном сайте одного из ведущих аграрных университетов страны. При этом ПООП на портале видится наиболее доработанной, однако оба варианта содержат некоторые моменты, которые требуют уточнений или разъяснений.

Так, при описании планируемых результатов освоения образовательной программы не определена категория (группа) общепрофессиональных компетенций. Вызывает вопрос и отсутствие индикаторов достижения обязательных профессиональных компетенций по некоторым типам задач профессиональной деятельности. Аббревиатура обозначения обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций наиболее приемлема для восприятия в формате ПКО и ПКР, нежели обобщенное ПК.

Во ФГОС ВО 3++ отсутствуют такие понятия, как «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат», соответственно ориентированность основной профессиональной образовательной программы высшего образования на научно-исследовательскую и педагогическую или прикладную деятельность будущих выпускников определяется с учетом выбранных образовательной организацией области (областей) и сферы (сфер) профессиональной деятельности.

В отдельных ФГОС ВО 3++ число областей и сфер профессиональной деятельности, в которых освоившие программу бакалавриата выпускники могут осуществлять профдеятельность, превышает 10 наименований. При практико-ориентированном уклоне особое внимание целесообразно уделять дуальному обучению.

В части проектов ПООП содержательная часть индикаторов достижения универсальных компетенций проработана значительно лучше, чем для профессиональных компетенций: в некоторых случаях наименование индикатора откровенно дублирует формулировку профессиональной компетенции.

Встречаются моменты, когда вызывает сомнение правильность распределения рекомендуемых компетенций по типам задач профессиональной деятельности. Так, в одном из проектов ПООП компетенцию «способен организовать работу….» целесообразно было бы отнести к организационно-управленческому типу задач профессиональной деятельности, а не к производственно-технологическому, как это сделано в проекте ПООП.

В утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата настораживает отсутствие преддипломной практики. С одной стороны, сам термин «преддипломная» можно считать неуместным по отношению к бакалавриату, так как выпускники в качестве ВКР выполняют не дипломный проект или дипломную работу, а бакалаврскую работу. С другой стороны, если при распределении бюджета учебного времени на ГИА отводится всего 6 зачетных единиц, то отсутствие этой практики может отрицательно повлиять на качество выполнения ВКР [2].

Сопряжение ФГОС ВО 3++ с профстандартами, по мнению некоторых экспертов, наряду с положительными моментами может отрицательно отразиться на качестве подготовки инженерных кадров [2].

В заключение стоит выразить надежду, что львиная доля вузов адаптировалась к столь частой смене ФГОС, но очевидно, что всем понадобится переходный период для «обкатки» основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

ИСТОЧНИКИ

1. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования fgosvo.ru.

2. Дуальное обучение: опыт и перспективы / А.Н. Яцунов // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 2. – С. 26-27.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: точка зрения, ао-112, ОмГАУ, высшее образование, филиалы, ФГОС

Похожие материалы:
Образовательные стандарты: проверка временем
Технология внедрения профессиональных стандартов
Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
Болонский процесс: альтернативы участию нет
Отраслевая наука в большом долгу у практики
Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#110Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
#112Информационная открытость вузов: проблемы и решения
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ