Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт дуального обучения и перспективы его развития

Своим видением развития дуального обучения поделился с читателями «АО» декан факультета высшего образования Тарского филиала Омского государственного аграрного университета им. П.А.Столыпина А.Н.Яцунов

Просмотров: 50

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

ЯЦУНОВ Александр Николаевич

декан факультета высшего образования Тарского филиала Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат технических наук, доцент.

Дуальное обучение: опыт и перспективы

Одним из наиболее важных критериев в рейтинге общественного доверия к образовательной организации профессионального и высшего образования является успешное трудоустройство выпускников. Работодатели же отдают предпочтение молодежи с активной гражданской позицией, развитыми лидерскими способностями и сформировавшимися профессиональными качествами. В связи с этим на вузы и ссузы ложится ответственность за подготовку всесторонне развитых, квалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов.

Баланс теории и практики

Чтобы соответствовать современным требованиям реальной экономики, необходимо развивать практико-ориентированное (дуальное) обучение. Оно предусматривает сбалансированное сочетание теории и практики, когда знания студент получает в образовательной организации, а навыки – на высокотехнологичном предприятии [1].

Система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60 странах, в том числе в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии[1].

Своеобразным фундаментом практической подготовки являются первичные умения, приобретаемые обучающимися на лабораторных и практических занятиях. Начальной практической подготовке необходимо уделять повышенное внимание. Именно на этом этапе у обучающихся формируется и проявляется либо дальнейший интерес к практической деятельности и в целом к своей будущей профессии, либо полное их неприятие [2].

В связи с этим на преподавателей, ведущих практические и лабораторные занятия на первом-втором курсах, ложится огромная ответственность, так как именно они формируют первичные навыки практической деятельности и первичное представление обучающихся о будущей профессии.

Очень важно, чтобы все научно-педагогические работники обозначали роль «своей» дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана и позиционировали ее как связующее звено между предшествующими и последующими дисциплинами. Это благоприятно сказывается на восприятии и понимании студентами образовательной траектории, в том числе на преемственности практических умений – от простого к сложному.

Одним из элементов дуального обучения является увеличение доли практической подготовки в общей структуре основной профессиональной образовательной программы. Выполненный анализ учебных планов показал, что многие образовательные организации используют этот прием и увеличивают долю практики до максимально возможного значения.

В то же время стоит отметить, что банальное увеличение доли производственной практики не всегда гарантирует повышение уровня сформированности у студентов профессиональных компетенций. Имеет место печальный опыт, когда на время прохождения производственной практики обучающиеся как бы выпадают из поля зрения образовательной организации, и достаточно трудно проконтролировать качество ее проведения. Особенно эта проблема актуальна в тех отраслях, где наблюдается недостаточное количество передовых профильных организаций.

Если образовательная организация сталкивается с подобными проблемами, решение вопроса возможно за счет увеличения доли не производственной, а учебной практики, когда формирование профессиональных компетенций происходит под контролем руководителя практики от образовательной организации. В этом случае удается обойтись и без резкого снижения доли контактной работы научно-педагогических работников с обучающимися, что особенно актуально в плане сохранения учебной нагрузки.

Ориентир на реальное производство

Хорошим подспорьем является практическая подготовка обучающихся на базе имеющихся в образовательных организациях клиник, учебных ремонтных мастерских, учебно-опытных участков, полигонов, специализированных лабораторий и других структурных подразделений, при условии оснащения их современным оборудованием. Наличие лабораторий и кафедр на производстве позволяет имитировать реальную производственную деятельность, что также положительно отражается на формировании профессиональных компетенций.

В утвержденных на сегодняшний день ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата настораживает отсутствие преддипломной практики. С одной стороны, сам термин «преддипломная» можно считать неуместным по отношению к бакалавриату, так как выпускники в качестве ВКР выполняют не дипломный проект или дипломную работу, а бакалаврскую работу. С другой стороны, если при распределении бюджета учебного времени на ГИА отводится всего 6 зачетных единиц, то отсутствие этой практики может отрицательно повлиять на качество выполнения ВКР.

Все виды практики должны выстраиваться под реальное производство, обеспечивая образовательный процесс доступом обучающихся к современным технологиям на рабочих местах. В индивидуальные задания на производственную практику необходимо включать пункты, направленные на формирование навыков принятия управленческих решений и организацию работы коллектива исполнителей. Определенный успех может принести и прохождение студентами производственной практики в составе специализированных студенческих отрядов [3].

Для получения положительного результата при дуальном обучении важно сформировать у обучающихся интерес к практической деятельности, заинтересовать их чем-то. Как правило, такой изюминкой является что-то необычное, новое, неизведанное. Мощным импульсом может послужить, например, инженерно-техническое творчество или научно-исследовательская деятельность, когда будущим специалистам предоставляется возможность непосредственно поучаствовать в научных исследованиях, в процессе изготовления (усовершенствования) лабораторно-экспериментальных или опытных механизмов.

Актуализация ФГОС

В утвержденных на сегодняшний день ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата настораживает отсутствие преддипломной практики. С одной стороны, сам термин «преддипломная» можно считать неуместным по отношению к бакалавриату, так как выпускники в качестве ВКР выполняют не дипломный проект или дипломную работу, а бакалаврскую работу. С другой стороны, если при распределении бюджета учебного времени на ГИА отводится всего 6 зачетных единиц, то отсутствие этой практики может отрицательно повлиять на качество выполнения ВКР.

Переход на ФГОС ВО 3++ предполагает сопряжение профессиональной деятельности выпускников с профессиональными стандартами. По мнению некоторых экспертов, такой подход, наряду со всеми его положительными моментами, может отрицательно отразиться на качестве подготовки инженерных кадров. Это «лишает выпускников возможности творческого подхода и полета инженерной мысли при выполнении профессиональных задач, так как все сводится к механическому выполнению трудовых функций, зафиксированных в соответствующих профессиональных стандартах».

В отдельных ФГОС ВО 3++ число областей и сфер профессиональной деятельности, в которых освоившие программу бакалавриата выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность, превышает десять наименований. В этом случае для качественной подготовки кадров дуальному обучению следует уделять большее внимание.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – № 4 (7) октябрь-декабрь. – URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066.

2. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В. Организация и совершенствование практической подготовки обучающихся в Тарском филиале ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – Спецвыпуск № 1. – URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/261-00088. - ISSN 2413-4066.

3. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2017. – Спецвыпуск № 3. – URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/719-00257. - ISSN 2413-4066.

[1] Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр яцунов, ФГОС, дуальное обучение, аграрное образование, высшее образование, ао-102

Похожие материалы:
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
Омский ГАУ отметил столетний юбилей
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
УГАИ им. Загира Исмагилова отметил пятидесятилетие

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#103Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева развивает сетевое взаимодействие
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#100Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний