Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Через инновации к духовному, научному и творческому росту

Современную и будущую роль, значимость Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) определяет Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года – государственный документ, подписанный Президентом РФ В.В. Путиным в 2010 году.

Просмотров: 963

Восточно-Сибирская арт-терапия

Современную и будущую роль, значимость Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) определяет Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года – государственный документ, подписанный Президентом РФ В.В. Путиным в 2010 году. Основная миссия вуза – активизация его деятельности как учебно-методического, научного и информационно-образовательного центра созидания качественно иной социально-культурной среды на огромной территории.

ПШЕНИЧНИКОВА Раиса Ивановна – ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, профессор.
Академик Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации и Международной академии менеджмента. Исполнительный директор Международного биографического центра (International Biographical Centre, IBC, г.Кембридж, Великобритания), член научного совета Американского биографического института (США).
Удостоена многих российских и международных званий и наград за сохранение и развитие национальных традиций в культуре и искусстве, плодотворную преподавательскую и научную деятельность, вклад в возрождение духовности. Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник народного образования Республики Бурятия, отличник культуры Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры Республики Тыва. Награждена орденами Дружбы (2007) и имени А.С. Макаренко (2009), медалями орденов «За профессионализм и деловую репутацию» (2008) и «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002), медалью «За выдающийся вклад в отечественную культуру» (2008), почетным знаком «Общественное признание» (1999) и другими, а также серебряной медалью и почетным дипломом Кембриджского университета (Великобритания) как уникальная личность, «сделавшая карьеру собственными усилиями».

К новой культуре

Основанная в 1960 году как Восточно-Сибирский библиотечный институт, академия культуры и искусств имеет богатую пятидесятитрехлетнюю историю и большой опыт работы в социально-культурной сфере.

Так сложилось исторически, что с момента основания учебное заведение активно включилось в региональные процессы развития и совершенствования системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Вуз получил заслуженное признание как научный и учебно-методический центр Сибири и Севера в области подготовки кадров для отрасли культуры и искусства, как единственное образовательное учреждение, разрабатывающее науку о сибирской и северной культуре.

Творческая, научная, инновационная и научно-методическая деятельность ВСГАКИ обусловила статус вуза как межрегионального научно-методического центра для учебных заведений среднего профессионального образования всей Сибири и Дальнего Востока. Инновации академии внедряются в учебных заведениях Минусинска, Томска, Омска, Благовещенска, Иркутска, Читы и многих других городов и поселений региона.

Разработанная академией инновационная модель развития новой культуры и нового искусства XXI века «Цветок жизни» (см. схему) реализуется многими образовательными и творческими коллективами.

В разработанной модели развития новой культуры XXI века «Цветок жизни» обозначено восемь константных настроек:

  • Постоянный рост духовной составляющей.
  • Развитие науки о культуре, постоянный рост научной составляющей.
  • Развитие математики культуры.
  • Развитие культуры и искусства как технологий психофизического оздоровления людей.
  • Культура и искусство – мост между природой и человеком. Постоянный рост их сотрудничества.
  • Сохранение многообразия культур как основа развития и конкуренции.
  • Развитие экономики духовного производства.
  • Развитие новой культуры, нового искусства и новой социальной среды.

Особое внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов. С этой целью внедрена инновационная модель организации учебного и образовательного процесса, сформированы для студентов инновационные центры и школы: например, развития творческого потенциала и инфраструктуры воображения с корпоративной и многоуровневой школой креативных менеджеров, студенческих инициатив и академической мобильности для одаренных студентов и студентов-лидеров, профориентационной работы по выявлению талантливой молодежи, по трудоустройству студентов и другие.

В академии на протяжении многих лет ведется подготовка кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Эти направления сегодня особо востребованы в связи с активным строительством особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия и стратегического развития кластера «Туризм» в Восточной Сибири как реального сектора экономики.

Работодатели довольны

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств – одно из ведущих учебных заведений среди вузов культуры и искусств в России, признанный научный и учебно-методический центр Сибири и Байкальского региона в области подготовки кадров в этой сфере деятельности.

Проведенные академией исследования по обеспеченности отрасли кадрами и статистические данные министерств культуры регионов показывают, что укомплектованность профессиональными кадрами учреждений культуры и искусства составляет от 15 до 60 процентов. Это обуславливает острую необходимость подготовки профильных специалистов. Показатель трудоустройства выпускников, которые хорошо вписываются в социально-экономическое развитие регионов России и понимают, что культура и искусство – основа идеологии страны, составляет по специальностям академии 90 процентов. Выпускники ВСГАКИ определяют стратегию и тактику культурного развития многих регионов, профессионального искусства и традиционных этнических культур, формируют индустрию досуга, создают условия для развития творчества, внедряют механизмы интеграции бизнеса, предпринимательства, искусства и социально-культурной сферы. Отзывы руководителей учреждений культуры и искусства – основных работодателей для выпускников академии – свидетельствуют о высоком уровне фундаментальной и профессиональной подготовки в вузе по всем направлениям и специальностям.

Инфраструктура воображения

Для реализации инноваций в вузе работает несколько центров: арт-терапии, развития творческого потенциала инфраструктуры воображения, науки о культуре и экономики духовного производства. Чрезвычайное значение для академии имеет активизация инновационной культурно-образовательной среды, обучения, ориентированного на технологии создания конкурентоспособного культурного продукта, разработок инновационных технологий и проектов в сфере культуры и искусства в области арт­, театр­, танц-, кукло-, библио- и музыкотерапии.

В рамках центра арт-терапии и центра развития творческого потенциала и инфраструктуры воображения разработана и внедрена модель инклюзивного образования и творческого развития детей с ограниченными возможностями по слуху на базе театра-лаборатории «Голос тишины». Цель – достижение социализации, адаптации, погружения детей с инвалидностью в активную творческую и социальную деятельность, приобщение их к культурным благам.

Инновации плюс творчество

Основными векторами научно-исследовательской и творческой деятельности ВСГАКИ являются:

  • исследование процессов, связанных с формированием науки о культуре в условиях Сибири и Севера;
  • комплексное изучение истории, современного состояния и тенденций развития культурного пространства Сибири;
  • экономика духовного производства;
  • изучение культуры этнических общностей региона;
  • инновационные технологии арт-терапии;
  • инновации в сфере межэтнического и межконфессионального взаимодействия, информационные технологии в сфере культуры и искусства;
  • культурные ресурсы индустрии сервиса и туризма;

В рамках этих направлений заключены договоры о сотрудничестве по реализации инновационных научных и творческих проектов с министерствами, ведомствами, бизнес-структурами, муниципальными образованиями региона.

Талантливые студенты – гордость академии. На завершившейся в начале декабря в Москве XIV Международной выставке современного искусства «Российская неделя искусств» (Russian Art Week) работа Динары Жолдошбековой «Инопланетянка» заняла первое место в конкурсе скульптуры. Почетного диплома за декоративное панно «Чебаркуль – 2013» удостоена Анастасия Красногорова, отразившая в смешанной технике (живопись, кожа, кнопки и прочее) свое впечатление от падения метеорита.

Основным ресурсным активом вуза является концертно-театральный центр «Феникс», оснащенный новейшим специализированным оборудованием и являющийся экспериментальной площадкой для реализации инновационных проектов студентов и преподавателей. Здесь работает замечательное ателье, которое занимается пошивом и ремонтом костюмов, а фонд костюмерной насчитывает более 5 тыс. разножанровых костюмов. В афише центра – спектакли, концерты, фестивали и конкурсы, цирковые представления и мюзиклы. Главная задача «Феникса» – стать средоточием духовного и эстетического воспитания молодежи, фокусом притяжения и законодателем моды, в том числе в области концертного и театрального искусства. Базой проведения различных научных конференций, турниров и состязаний, а также замечательным местом отдыха студентов и педагогов стал оздоровительно-спортивный лагерь «Ослик», расположенный на живописном берегу озера Байкал.

Академия является зачинателем, организатором и устроителем крупных международных мероприятий. Среди наиболее значимых и традиционных проект «Древо культуры» по изучению проблемы информационных технологий и традиционной культуры кочевых народов и вопросам их взаимодействия учеными России, Монголии, Южной Кореи. От Латвии до Японии, от Индии до Азербайджана, от Филиппин до Белоруссии простирается география стран-участниц фестиваля традиционной музыки «Звуки Евразии», представляющих на форуме лучшие профессиональные оркестры и ансамбли, музыкантов с консерваторским образованием, именами и званиями. Главная цель конкурса сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы» – международное сотрудничество в деле сохранения и поддержания национального своеобразия и традиций в хореографической культуре народов Бурятии, Тывы, Якутии, Алтая, Монголии, Китая. Развивать творческие, организаторские и коммуникативные способности через создание конкретных авторских проектов, изделий, произведений и продвижение их для реализации предоставляет возможность межрегиональная летняя школа-фестиваль для студентов ссузов культуры и искусств «Байкальский пленэр» по таким направлениям, как туризм, кино- и фотоискусство, живопись и дизайн.

Большие перспективы

Академия внесена в национальный реестр «Ведущие научные организации России». Получен международный сертификат Европейской организации качества (ЕОК). Учебное заведение является лауреатом конкурса «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» как вуз, добившийся наиболее высоких результатов в области подготовки специалистов с высшим образованием. Эти достижения, а также геополитические и исторические особенности расположения академии, ее многолетний опыт работы свидетельствуют о больших перспективах и определяют основные векторы дальнейшего развития:

  • формирование направленных на повышение качества инновационных моделей взаимодействия ВСГАКИ с социально-культурной, образовательной, информационной, экономической и бизнес-средой Байкальского региона;
  • инновационные технологии арт-терапии для психофизического оздоровления всех категорий граждан (от детей-подростков до пенсионеров), разработанные академией совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия;
  • разработка системы критериев социально-экономической эффективности использования свободного времени населением совместно с Министерством экономики Республики Бурятия с выходом на технологии экономики духовного производства;
  • систематический поиск наиболее эффективных моделей организации и повышения качества учебного процесса;
  • формирование мобильности у студентов, создание в вузе научно-исследовательской творческой среды, направленной на развитие инфраструктуры воображения в соответствии с международным индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП);
  • формирование общественного и международного имиджа вуза через постоянно разрабатываемый и создаваемый мультимедийный продукт для пользователей современных мобильных устройств (iOS, Android и другие).

Социально-экономическое развитие Сибири и Севера невозможно без развития культуры, сохранения ее полиэтничности, увеличения ресурсных возможностей культурного многообразия.

Ведущее устремление академии – оставаться своеобразным центром созидания духовных, творческих, культурных точек роста. К тому же вузом обобщен бесценный опыт взаимодействия, взаимовлияния и сотрудничества с учреждениями образования и культуры в условиях полиэтнического региона с учетом всех особенностей.

Социально-экономические условия диктуют сегодня свои требования и правила. Динамично развивающееся учебное заведение, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, определяя инновационные векторы развития, исходит из новых требований – реформирования вузов. Сущность реформ изложена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и в проекте государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Стратегия этих документов предопределяет уход от сырьевого сценария развития экономики России к инновационному, то есть изменению качества человеческого ресурса, что невозможно реализовать без кадров вузов культуры и искусства. Естественно, решение проблемы носит глобальный характер и предполагает длительный период осуществления. При этом роль ВСГАКИ, располагающей подобным историческим опытом, кратно возрастает.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новое направление подготовки ИрГСХА
Инклюзивное образование в сфере искусства
Источник жизненного вдохновения
Томский политехнический – Сибири
В рамках конструктивного диалога с работодателем
Томский музыкальный колледж им.Э.В.Денисова: навсегда с Музыкой
Кадры для Сибири
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Реализовать нравственный потенциал искусства
Модель, которая ведет к профессионализму

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ