Ключевые темы выпуска: принципы взаимодействия бизнеса и образования; парламентские слушания: вручение полномочий регионам; критерии успешности непрерывного образования; проблема подготовки кадров для IT-отрасли; международная практика организации профессиональной ориентации; инклюзивное образование.
Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 57 номеру. Ключевые темы выпуска: принципы взаимодействия бизнеса и образования; парламентские слушания: вручение полномочий регионам; критерии успешности непрерывного образования; проблема подготовки кадров для IT-отрасли; международная практика организации профессиональной ориентации; инклюзивное образование.
В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания Комитета по образованию на тему «Нормативное обеспечение реализации полномочий в сфере образования на разных уровнях власти». К теме обсуждения проявили интерес представители разных ветвей и уровней власти – как центра, так и регионов страны.
О сложностях, возникающих в среде сельских школ и детских садов, рассказывают представители Мурманской и Архангельской областей – Наталия Ведищева, председатель комитета Мурманской областной думы по образованию, науке и культуре, и Римма Томилова, депутат Архангельского областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней школы.
По словам ректора САФУ Елены Кудряшовой, «настало время отрефлексировать, что такое федеральные университеты, и определить критерии эффективности развития этого типа учебных учреждений». Итак, что же удалось сделать САФУ за время двухлетней деятельности, и какова программа его дальнейшего развития?
В Мельбурне (Австралия) состоялся очередной форум Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE «Будущее внешней гарантии качества». Вопросы, вынесенные на обсуждение мировой экспертной общественности, действительно заставляют задуматься о многом.
Понятие «превосходство в высшем образовании» прочно вошло в реалии сегодняшнего дня. Политики стремятся выявить и поощрить лучшие, максимально эффективные вузы и образовательные программы, а вузовское руководство в свою очередь – занять позиции в академических рейтингах и войти в число «топовых» учебных заведений страны, региона, мира.
Интервью с Григорием Балыхиным, членом Комитета Государственной Думы РФ по образованию, посвящено непрерывному образованию в России. По его мнению, оценка успешности развития системы непрерывного образования связана не только с уровнем доступности его получения, но и готовностью людей этим воспользоваться.
Интервью с гостем номера – Владимиром Рудашевским – о принципах конструктивного взаимодействия бизнеса и системы образования, о профессиональных и образовательных стандартах, об инструментах общественно-профессиональной аккредитации и других актуальных проблемах сегодняшнего дня.
Одним из ключевых условий национального прорыва в глобальной экономике аналитики называют опережающее развитие отраслей, связанных с высокими технологиями, в первую очередь – сектора информационно-коммуникационных технологий. О проблемах подготовки кадров для IT-отрасли – интервью с экспертом.
Развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности», которое в настоящее время становится настоящим ярлыком для наших граждан.
С целью расширения международного сотрудничества и углубления языковой подготовки студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава в ЮРГТУ (НПИ) был создан институт международного образования. Для вуза создание нового подразделения является своего рода экспериментом. Каковы же результаты?
Одной из важнейших задач деятельности филиалов российских вузов стало предоставление возможности для молодежи из русских и русскоговорящих семей в бывших советских республиках получить высшее образование на родном для них языке. В настоящее время эта образовательная ниша активно осваивается американскими и европейскими университетами, с которыми отечественным вузам приходится серьезно конкурировать.
Коллектив Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ уверен: внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.
Северный государственный медицинский университет был открыт в 1932 году. За восемьдесят лет преодолен сложный путь развития, подготовлено более 25 тыс. врачей, среди которых есть выдающиеся ученые. Ныне у вуза авторитет крупного медицинского образовательного и научного центра Европейского Севера.
Об особенностях разработки и реализации программ двойных дипломов по направлению «Прикладная информатика» в Поволжском государственном университете сервиса рассказывает Татьяна Альшанская, доцент кафедры прикладной информатики в экономике ПВГУС (г. Тольятти).
Непросто организовать оценочные процедуры в школах Красноярского края, где учебные заведения во многом отличаются друг от друга. На большой территории сосуществуют и интеллектуальные «инкубаторы» в бывших «почтовых ящиках», и кочевые «учительские», странствующие за семьями оленеводов. Рассказывает директор Красноярского центра оценки качества образования Сергей Семенов.
К числу проблемных областей, которые необходимо ликвидировать, чтобы построить в России инклюзивную образовательную вертикаль, принадлежат научно-методическое обеспечение учебного процесса и получение необходимых знаний родителями. Свое мнение о положении дел в этих областях высказал директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
Бутурлиновский механико-технологический колледж Воронежской области является одним из старейших учебных заведений по подготовке специалистов для отрасли хранения и переработки зерна. Среди основных направлений деятельности – социальное партнерство, способствующее трудоустройству выпускников и повышению профессионализма преподавателей спецдисциплин.
В Чукотском многопрофильном колледже готовят профессиональные кадры по специальностям, востребованным на территории автономного округа. Это учебное заведение вполне можно назвать центром профессионального образования региона. Особенностью колледжа является крепкая концептуальная основа, включающая одиннадцать принципов.
Чувашский государственный институт культуры и искусств – уникальный республиканский центр подготовки специалистов профессионального музыкального искусства и культуры. Институт осуществляет подготовку кадров в тесном сотрудничестве с министерствами культуры и образования Марий Эл, Мордовии, Татарстана.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала