Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспорт образования в условиях конкуренции

Одной из важнейших задач деятельности филиалов российских вузов стало предоставление возможности для молодежи из русских и русскоговорящих семей в бывших советских республиках получить высшее образование на родном для них языке. В настоящее время эта образовательная ниша активно осваивается американскими и европейскими университетами, с которыми отечественным вузам приходится серьезно конкурировать.

Просмотров: 3289

Державные форпосты знания

А.Л. АРЕФЬЕВ, заместитель директора по научной работе
Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

Сломанный вектор

В широком смысле экспорт образовательных услуг служит поддержке культурного и политического влияния России, содействует распространению русского языка, поскольку на нем, как правило, осуществляется процесс обучения за рубежом. В связи с этим одной из важнейших задач деятельности филиалов российских вузов стало предоставление возможности для молодежи из русских и русскоговорящих семей в бывших советских республиках получить высшее образование на родном для них языке. Вместе с тем эта образовательная ниша активно осваивается американскими и европейскими университетами, с которыми отечественным вузам приходится серьезно конкурировать.

В период существования СССР с его помощью более чем в 30 странах были созданы 66 университетов, институтов, университетских центров, их специализированных факультетов и филиалов. В них с участием командируемых советских преподавателей по отечественным академическим программам и по изданной в СССР учебно-методической литературе получили образование более 100 тыс. человек. Среди этих вузов можно упомянуть политехнические институты в Кабуле (Афганистан), Бомбее (Индия), Рангуне (Бирма), Конакри (Гвинея), Высшую техническую школу в г. Пномпене (Камбоджа), Горно-металлургический институт в г. Аннаба (Алжир) и многие другие. В 1990-1991 учебном году во всех этих вузах и их филиалах насчитывалось почти 30 тыс. студентов. Практически все они обучались по очной форме. После 1991 года советская помощь прекратилась, и освободившееся место в качестве новых партнёров стали занимать образовательные структуры других стран.

Декан отдела международных отношений Делийского университета профессор Шринивас: «Многие индийские студенты обучаются на врачей в России, но потом на родине им все равно приходится проходить переэкзаменовку на английском языке.
Если русские откроют в Индии филиалы, это, безусловно, позволит обогатить методологию, образовательные стандарты».

За рубежом существовали и собственные филиалы советских вузов. Например, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина имел отделения в 14 странах мира. В них ежегодно обучались тысячи местных преподавателей-русистов. С распадом СССР и резким снижением государственного финансирования образования все эти филиалы были закрыты.

Найти свою нишу

Экспорт российских образовательных услуг возобновился в середине 1990-х годов, когда в бывших советских республиках открылись первые филиалы как государственных, так и негосударственных российских вузов. Местная русскоязычная молодёжь стала охотно пользоваться возможностью получения российского диплома о высшем образовании по месту жительства. В 2000 году суммарное число студентов, обучавшихся в СНГ и Балтии по российским образовательным программам в очной и заочной форме, составило оценочно около 50 тыс. человек и в последующий период ежегодно увеличивалось в среднем на 5 тыс. человек. Филиалы и представительства российских вузов стали появляться и в странах так называемого дальнего зарубежья (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение иностранных граждан, обучавшихся в зарубежных филиалах, структурных подразделениях российских вузов и их партнерских ассоциированных организациях в 2009-2010 году по регионам мира, в процентах.

По состоянию на 2009-2010 год 70 отечественных высших учебных заведений, из них 50 государственных, в основном подведомственных Минобрнауки России, и 20 негосударственных вели обучение в 37 странах. Занятия происходили в 10 совместных университетах, академиях, институтах и колледжах, более чем в 200 филиалах и различных структурных зарубежных подразделениях российских вузов. В общей сложности получали знания 87,4 тыс. человек, из которых 74,2 тыс. учились по программам, ведущим к получению различных академических степеней и российских дипломов о высшем образовании.

Единственным за пределами страны учреждением среднего профессионального образования, в котором производится обучение по российской программе и под руководством российских преподавателей, является школа балета Большого театра в городе Жоанвилле (Бразилия). В ней в настоящее время занимаются около 230 бразильских юношей и девушек. Содержание этого образовательного учреждения и учебный процесс, в том числе труд российских педагогов, оплачивает бразильская сторона.

Учащимися зарубежных подготовительных отделений и центров русского языка российских вузов являлись 2,6 тыс. человек. Занимались по программам повышения квалификации, не предусматривающим получения российских дипломов общегосударственного образца о высшем образовании 8,2 тыс. человек. Кроме того, около 2 тыс. под эгидой российских вузов обучались по российским школьным общеобразовательным программам.

Основными потребителями российских учебных программ за рубежом в 2009-2010 году являлись страны СНГ, прежде всего Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Украина и Армения. Из стран дальнего зарубежья – Израиль, Китай, Вьетнам, Болгария и Монголия (см. табл. 1).

Таблица 1. Показатели экспорта российских образовательных услуг в 2009-2010 году по странам/регионам мира.

I. Количество российских вузов, оказывающих образовательные услуги за рубежом.
II. Количество зарубежных филиалов российских вузов.
III. Количество зарубежных структурных подразделений российских вузов и их партнерских, совместных и ассоциированных образовательных учреждений.
IV. Число иностранных граждан, получавших за рубежом российские образовательные услуги в 2009-2010 году, человек.

Лидером по оказанию образовательных услуг за рубежом является Современная гуманитарная академия (свыше 16 тыс. иностранных студентов-заочников, обучавшихся с применением дистанционных технологий в 23 региональных центрах СГА 11 стран мира). Свыше 10 тыс. студентов из Киргизии и других зарубежных стран учатся очно в Кыргызско-Российском славянском университете в г. Бишкеке. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики обучает 8,4 тыс. иностранных студентов в 6 филиалах и 9 иных структурных подразделениях в 6 странах. Успешно ведут обучение за границей Московский технический университет связи и информатики и Российский государственный социальный университет.

Средняя стоимость контрактного обучения в филиалах российских вузов по программам высшего образования составляла в 2009-2010 году около 1 тыс. долларов США. В совокупности это принесло экономике страны почти 70 млн. долларов США без учета финансирования из средств федерального бюджета 4 совместных университетов в Киргизии, Таджикистане, Армении и Белоруссии и обучения на бюджетной основе нескольких тысяч иностранных студентов в странах СНГ.

Заглядывая вперед

ТОЛЬКО ФАКТЫ

• Одной из трудноразрешимых проблем подготовки национальных кадров в филиалах и иных подразделениях вузов во многих бывших советских республиках является трудоустройство русскоязычных выпускников.

• В Средней Азии усиливают свое культурно-образовательное влияние и другие страны. Например, в Душанбе работают 5 турецких учебных заведений, иранский университет, английский колледж.

• Министерство образования и науки Казахстана для повышения качества высшего образования внесло поправки в свое законодательство, согласно которым студенты в Казахстане могут обучаться в филиалах на первом и втором курсах, а начиная с третьего – только в головном вузе.

• Подготовку 65 процентов студентов в филиале Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина оплачивают предприятия нефтегазовой отрасли Узбекистана, а 35 процентов являются бюджетниками.

Поскольку возможность получить образование на русском языке в бывших советских республиках сужается, а финансовое положение многих семей не позволяет выпускникам школ продолжить обучение в России, спрос на образовательные услуги российских вузов по месту жительства студентов будет по-прежнему высоким. В связи с развитием дистанционных технологий соотношение между очной и заочной формами обучения будет меняться в пользу последней.

Наиболее значительный контингент студентов будет обучаться в филиалах российских вузов в Белоруссии, на Украине, в большинстве среднеазиатских стран.

Наименее благоприятные условия для российских вузов складываются в государствах Балтии, в Грузии, Молдавии, Азербайджане, Туркмении и Узбекистане.

Деятельность отечественных вузов по экспорту образовательных услуг нуждается в большей правовой и финансовой поддержке со стороны законодательных и исполнительных органов власти РФ. Прежде всего необходима более детальная регламентация правового статуса филиалов и других подразделений российских вузов за рубежом. Например, межгосударственное соглашение о создании и деятельности вузовских филиалов в странах СНГ гласит, что в своей работе они должны руководствоваться законодательством стран местонахождения филиалов с учетом законодательства стран-учредителей филиалов. Столь общая формулировка на практике приводит к неожиданным требованиям и претензиям в адрес зарубежных структур российских вузов со стороны национальных министерств образования и различных контролирующих органов, требующих безусловного приоритета всех местных стандартов обучения, даже самых второстепенных. Скажем, поводом для приостановления деятельности филиала может стать использование российских нормативов исчисления учебных площадей для проведения занятий в две смены, если это не соответствует национальным нормам.

Важным вопросом является обеспеченность необходимой учебно-методической литературой. Как известно, все зарубежные филиалы отечественных вузов должны получать соответствующие перечню изучаемых специальностей периодические учебно-научные издания из России. Вместе с тем стоимость журналов постоянно растёт и оформление заказа обходится в несколько раз дороже номинальной стоимости периодики при покупке в самой России, в том числе за счет больших таможенных платежей. Учитывая, что многие зарубежные филиалы учреждены негосударственными вузами, действуют на хозрасчётной основе и не располагают значительными финансовыми ресурсами, выполнение данного учебного норматива вызывает у них определённые затруднения и обуславливает необходимость оказания им в этом вопросе централизованного содействия.

Практически все филиалы российских вузов предлагают местной молодежи обучение по программам не только первого, но и второго высшего образования. Однако в последнем случае возникают серьёзные проблемы при зачислении, связанные с необходимостью отправки в Россию по почте для процедуры нострификации, самой по себе очень длительной, не только двух нотариально заверенных копий дипломов об уже имеющемся высшем образовании, но и самих оригиналов дипломов. Ввиду опасения утраты подлинника в ходе почтовых пересылок часть потенциальных абитуриентов просто отказывается от своего первоначального намерения получить ещё одно российское высшее образование. В этой связи в странах СНГ, имеющих наибольшее число филиалов и студентов, видится целесообразным создание пунктов нострификации документов об образованиии при представительствах Россотрудничества или посольствах РФ.

В учебной деятельности отечественных вузов за рубежом существует и ряд других проблем организационно-правового и академического характера, нуждающихся в дополнительном анализе и оперативном разрешении в рамках компетенции соответствующих ведомств Российской Федерации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совещание Высшей аттестационной комиссии в Томске
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Подготовка инженерно-технических кадров – вопрос государственный
Особенности пересчета отметок из национальных шкал в российскую
Экспорт образования: мяч на университетском поле?
Григорий Балыхин о непрерывном образовании
Минобрнауки опубликовало перечень вузов с дополнительными экзаменами
Минобрнауки России открывает Дискуссионный клуб
«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ