Изменение качества академической среды – стратегическая задачаКоллектив Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ уверен: внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время. Просмотров: 1771
Сегодня много говорят о проблемах качества высшего профессионального образования и управления развитием вуза. Работая в этом направлении, Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Президентская академия) особое значение придает изменению качества академической среды как важному элементу стратегии высшего учебного заведения. Ключевые проблемыЕсли выделить ключевые проблемы, стоящие в настоящее время перед вузами, думается, необходимо отметить следующие:
Наконец, не нужно забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития является управляемым лишь до определенной степени, причем в отношении вуза это проявляется острее, чем для любой иной организации. В таких условиях необходимой предпосылкой качественно нового развития вуза является прорыв в сфере корпоративной культуры и академической среды высшего учебного заведения. Идеология «5М»В 2011 году в учебном заведении начата работа по актуализации системы менеджмента вуза. Это было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Первое, с чего стартовал процесс реформирования, – это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития. Руководством института на правах лидера процесса реформирования были обозначены пять основополагающих идей, получивших признание как идеология «5М»:
«Лифт инноваций» для смелых идейС самого начала была очевидна необходимость свежих идей для улучшения качества работы. А идеи рождаются «внизу» – среди студентов, преподавателей, выпускников, – и им бывает трудно пробиться наверх. Решением проблемы стал так называемый «лифт инноваций», созданный в институте и позволивший напрямую направлять в адрес директора проекты и идеи, минуя все ступени отсева, многочисленные управленческие вертикали. Ведь принять решение о полезности того или иного проекта часто может только первое лицо, руководитель, владеющий в целом всей ситуацией в организации. На сегодняшний день уже получено более 30 интересных проектов, среди них и предложение по улучшению качества преподавания, созданию информационных каналов внутри вуза. Есть инициативы по созданию аутсорсинговой студенческой организации, нацеленной на помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве, организации практики и прочие. Еще одна идея связана с формированием инкубатора социальных проектов: наших студентов живо интересует волонтерская работа, у них много предложений – как помочь детским домам, социально незащищенным гражданам. Многие проекты уже близки к реализации. Видео-блог – еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы, но не всегда результаты обсуждения, принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, была создана общественная видео-приемная, с помощью которой руководитель института доводит до коллектива основные позиции, и на их основе принимаются наиболее важные для деятельности вуза решения. Участие студентов необходимоОтдельным направлением усилий руководства Северо-Западного института Президентской академии является активизация студентов как субъектов академической среды, привлечение их к участию в механизмах обеспечения качества образования. В этой сфере помогают ориентироваться стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в обеспечении гарантии качества образования в вузе. Традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Такой подход представляется неоправданно узким. В институте исходят из принципиального понимания того, что участие обучающихся в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения в нее учащихся. Активисты органов студенческого самоуправления и студенческих объединений могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов. Формы такого вовлечения могут быть самые разные. Например, на ряде факультетов вуза организуются студенческие комитеты по качеству, в которых на паритетных началах участвуют и преподаватели, и студенты. Формально юридического статуса такие комитеты пока не имеют (хотя практика все убедительнее доказывает целесообразность нормативной регламентации и формализации их статуса, и соответствующая работа уже ведется), но пользуются полной поддержкой руководства вуза, деканов факультетов. С недавнего времени широкое распространение получают предметные рабочие группы – по конкретным направлениям подготовки и даже по конкретным дисциплинам. Так, активно работает рабочая группа преподавателей и студентов по вопросам преподавания правовых дисциплин на неюридических направлениях подготовки. Есть опыт подключения студенческих научных обществ к работе в области обеспечения качества учебного процесса. Раз в семестр на большинстве факультетов института проходят совместные заседания студенческих научных обществ и их кураторов, на которых обсуждаются наиболее заметные новинки учебной и научной литературы, сильные и слабые стороны вновь издаваемых учебников, полезные для учебы Интернет-ресурсы. Хотя формально в таких заседаниях должны принимать участие только члены СНО, прикрепленные к соответствующим кафедрам, де-факто двери таких собраний открыты для самого широкого круга студентов и преподавателей. По итогам подобных обсуждений формируются заявки на приобретение соответствующей литературы в фонды библиотеки института. Важно подчеркнуть, что в этой работе участвуют студенты, не имеющие никакого отношения к органам студенческого самоуправления. И это единственно правильный путь. Это первые шаги в формировании новой академической среды, в которой качество всех процессов в вузе будет не данью формальности, а объективной потребностью. Проще говоря, вопрос о развитии и качестве деятельности института ставится не потому, что этого хочет ректор/директор или нужно соответствовать аккредитационным показателям, а потому, что такая постановка вопроса должна быть востребована средой высшего учебного заведения и, прежде всего, студенческой средой в самом широком смысле. Только вместеКакие из рассмотренных в статье механизмов, призванных обеспечить изменение качества академической среды, получат дальнейшее развитие и будут востребованы в системе Президентской академии, покажет время. Но коллектив института убежден в том, что внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|