Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Изменение качества академической среды – стратегическая задача

Коллектив Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ уверен: внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.

Просмотров: 1711
В.А. ШАМАХОВ, директор Северо-Западного института РАНХиГС, доктор экономических наук, генералполковник таможенной службы, действительный государственный советник РФ 1 класса

Сегодня много говорят о проблемах качества высшего профессионального образования и управления развитием вуза. Работая в этом направлении, Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Президентская академия) особое значение придает изменению качества академической среды как важному элементу стратегии высшего учебного заведения.

Ключевые проблемы

Если выделить ключевые проблемы, стоящие в настоящее время перед вузами, думается, необходимо отметить следующие:

  • кризис (признаваемый сегодня практически всеми специалистами – и теоретиками, и практиками) традиционной для отечественной высшей школы модели управления высшим учебным заведением;
  • качественное изменение форм и методов формирования и развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала в современном мире (можно говорить об осознании обществом того факта, что к традиционно выделяемым глобальным проблемам человечества – экологической, демографической, техногенным угрозам и терроризму, ресурсному кризису и прочим – с полным основанием можно добавить проблему раскрытия интеллектуального потенциала человека);
  • разносторонний характер деятельности вуза, в силу чего возникает необходимость разработки алгоритмов управления развитием принципиально различных сфер деятельности – научно-исследовательской, образовательной, экспертно-консультативной, административной, хозяйственно-экономической, а также социальной и социально-ориентированной внеучебной (при этом важно учитывать, что они различны по содержанию, но находятся в неразрывной взаимосвязи и системном взаимодействии, что на порядок усложняет задачу).

Наконец, не нужно забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития является управляемым лишь до определенной степени, причем в отношении вуза это проявляется острее, чем для любой иной организации.

В таких условиях необходимой предпосылкой качественно нового развития вуза является прорыв в сфере корпоративной культуры и академической среды высшего учебного заведения.

Идеология «5М»

В 2011 году в учебном заведении начата работа по актуализации системы менеджмента вуза. Это было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Первое, с чего стартовал процесс реформирования, – это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития.

Руководством института на правах лидера процесса реформирования были обозначены пять основополагающих идей, получивших признание как идеология «5М»:

  • модернизация – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду;
  • мобилизация – повышение производительности труда;
  • мотивация – преодоление сопротивления изменениям;
  • мировоззрение – придание нового видения целенаправленным, организованным, осмысленным действиям по развитию института;
  • материализация – реализация задуманного на условиях постоянного, ежедневного, непрерывного улучшения.

«Лифт инноваций» для смелых идей

С самого начала была очевидна необходимость свежих идей для улучшения качества работы. А идеи рождаются «внизу» – среди студентов, преподавателей, выпускников, – и им бывает трудно пробиться наверх. Решением проблемы стал так называемый «лифт инноваций», созданный в институте и позволивший напрямую направлять в адрес директора проекты и идеи, минуя все ступени отсева, многочисленные управленческие вертикали. Ведь принять решение о полезности того или иного проекта часто может только первое лицо, руководитель, владеющий в целом всей ситуацией в организации. На сегодняшний день уже получено более 30 интересных проектов, среди них и предложение по улучшению качества преподавания, созданию информационных каналов внутри вуза. Есть инициативы по созданию аутсорсинговой студенческой организации, нацеленной на помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве, организации практики и прочие. Еще одна идея связана с формированием инкубатора социальных проектов: наших студентов живо интересует волонтерская работа, у них много предложений – как помочь детским домам, социально незащищенным гражданам. Многие проекты уже близки к реализации.

Видео-блог – еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы, но не всегда результаты обсуждения, принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, была создана общественная видео-приемная, с помощью которой руководитель института доводит до коллектива основные позиции, и на их основе принимаются наиболее важные для деятельности вуза решения.

Участие студентов необходимо

Отдельным направлением усилий руководства Северо-Западного института Президентской академии является активизация студентов как субъектов академической среды, привлечение их к участию в механизмах обеспечения качества образования. В этой сфере помогают ориентироваться стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в обеспечении гарантии качества образования в вузе.

Традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Такой подход представляется неоправданно узким. В институте исходят из принципиального понимания того, что участие обучающихся в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения в нее учащихся. Активисты органов студенческого самоуправления и студенческих объединений могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов.

Формы такого вовлечения могут быть самые разные. Например, на ряде факультетов вуза организуются студенческие комитеты по качеству, в которых на паритетных началах участвуют и преподаватели, и студенты. Формально юридического статуса такие комитеты пока не имеют (хотя практика все убедительнее доказывает целесообразность нормативной регламентации и формализации их статуса, и соответствующая работа уже ведется), но пользуются полной поддержкой руководства вуза, деканов факультетов.

С недавнего времени широкое распространение получают предметные рабочие группы – по конкретным направлениям подготовки и даже по конкретным дисциплинам. Так, активно работает рабочая группа преподавателей и студентов по вопросам преподавания правовых дисциплин на неюридических направлениях подготовки. Есть опыт подключения студенческих научных обществ к работе в области обеспечения качества учебного процесса. Раз в семестр на большинстве факультетов института проходят совместные заседания студенческих научных обществ и их кураторов, на которых обсуждаются наиболее заметные новинки учебной и научной литературы, сильные и слабые стороны вновь издаваемых учебников, полезные для учебы Интернет-ресурсы. Хотя формально в таких заседаниях должны принимать участие только члены СНО, прикрепленные к соответствующим кафедрам, де-факто двери таких собраний открыты для самого широкого круга студентов и преподавателей. По итогам подобных обсуждений формируются заявки на приобретение соответствующей литературы в фонды библиотеки института.

Важно подчеркнуть, что в этой работе участвуют студенты, не имеющие никакого отношения к органам студенческого самоуправления. И это единственно правильный путь. Это первые шаги в формировании новой академической среды, в которой качество всех процессов в вузе будет не данью формальности, а объективной потребностью. Проще говоря, вопрос о развитии и качестве деятельности института ставится не потому, что этого хочет ректор/директор или нужно соответствовать аккредитационным показателям, а потому, что такая постановка вопроса должна быть востребована средой высшего учебного заведения и, прежде всего, студенческой средой в самом широком смысле.

Только вместе

Какие из рассмотренных в статье механизмов, призванных обеспечить изменение качества академической среды, получат дальнейшее развитие и будут востребованы в системе Президентской академии, покажет время. Но коллектив института убежден в том, что внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, личный опыт, РАНХиГС, филиалы, качество образования

Похожие материалы:
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Модульно-рейтинговая технология обучения
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Концепция управления качеством – в действии
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
Развитие региональной системы оценки качества образования
Образовательная среда как фактор повышения качества
Фактор качественного обучения
Потенциал Чувашского государственного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ