Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Изменение качества академической среды – стратегическая задача

Коллектив Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ уверен: внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.

Просмотров: 1770
В.А. ШАМАХОВ, директор Северо-Западного института РАНХиГС, доктор экономических наук, генералполковник таможенной службы, действительный государственный советник РФ 1 класса

Сегодня много говорят о проблемах качества высшего профессионального образования и управления развитием вуза. Работая в этом направлении, Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Президентская академия) особое значение придает изменению качества академической среды как важному элементу стратегии высшего учебного заведения.

Ключевые проблемы

Если выделить ключевые проблемы, стоящие в настоящее время перед вузами, думается, необходимо отметить следующие:

  • кризис (признаваемый сегодня практически всеми специалистами – и теоретиками, и практиками) традиционной для отечественной высшей школы модели управления высшим учебным заведением;
  • качественное изменение форм и методов формирования и развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала в современном мире (можно говорить об осознании обществом того факта, что к традиционно выделяемым глобальным проблемам человечества – экологической, демографической, техногенным угрозам и терроризму, ресурсному кризису и прочим – с полным основанием можно добавить проблему раскрытия интеллектуального потенциала человека);
  • разносторонний характер деятельности вуза, в силу чего возникает необходимость разработки алгоритмов управления развитием принципиально различных сфер деятельности – научно-исследовательской, образовательной, экспертно-консультативной, административной, хозяйственно-экономической, а также социальной и социально-ориентированной внеучебной (при этом важно учитывать, что они различны по содержанию, но находятся в неразрывной взаимосвязи и системном взаимодействии, что на порядок усложняет задачу).

Наконец, не нужно забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития является управляемым лишь до определенной степени, причем в отношении вуза это проявляется острее, чем для любой иной организации.

В таких условиях необходимой предпосылкой качественно нового развития вуза является прорыв в сфере корпоративной культуры и академической среды высшего учебного заведения.

Идеология «5М»

В 2011 году в учебном заведении начата работа по актуализации системы менеджмента вуза. Это было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Первое, с чего стартовал процесс реформирования, – это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития.

Руководством института на правах лидера процесса реформирования были обозначены пять основополагающих идей, получивших признание как идеология «5М»:

  • модернизация – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду;
  • мобилизация – повышение производительности труда;
  • мотивация – преодоление сопротивления изменениям;
  • мировоззрение – придание нового видения целенаправленным, организованным, осмысленным действиям по развитию института;
  • материализация – реализация задуманного на условиях постоянного, ежедневного, непрерывного улучшения.

«Лифт инноваций» для смелых идей

С самого начала была очевидна необходимость свежих идей для улучшения качества работы. А идеи рождаются «внизу» – среди студентов, преподавателей, выпускников, – и им бывает трудно пробиться наверх. Решением проблемы стал так называемый «лифт инноваций», созданный в институте и позволивший напрямую направлять в адрес директора проекты и идеи, минуя все ступени отсева, многочисленные управленческие вертикали. Ведь принять решение о полезности того или иного проекта часто может только первое лицо, руководитель, владеющий в целом всей ситуацией в организации. На сегодняшний день уже получено более 30 интересных проектов, среди них и предложение по улучшению качества преподавания, созданию информационных каналов внутри вуза. Есть инициативы по созданию аутсорсинговой студенческой организации, нацеленной на помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве, организации практики и прочие. Еще одна идея связана с формированием инкубатора социальных проектов: наших студентов живо интересует волонтерская работа, у них много предложений – как помочь детским домам, социально незащищенным гражданам. Многие проекты уже близки к реализации.

Видео-блог – еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы, но не всегда результаты обсуждения, принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, была создана общественная видео-приемная, с помощью которой руководитель института доводит до коллектива основные позиции, и на их основе принимаются наиболее важные для деятельности вуза решения.

Участие студентов необходимо

Отдельным направлением усилий руководства Северо-Западного института Президентской академии является активизация студентов как субъектов академической среды, привлечение их к участию в механизмах обеспечения качества образования. В этой сфере помогают ориентироваться стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в обеспечении гарантии качества образования в вузе.

Традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Такой подход представляется неоправданно узким. В институте исходят из принципиального понимания того, что участие обучающихся в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения в нее учащихся. Активисты органов студенческого самоуправления и студенческих объединений могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов.

Формы такого вовлечения могут быть самые разные. Например, на ряде факультетов вуза организуются студенческие комитеты по качеству, в которых на паритетных началах участвуют и преподаватели, и студенты. Формально юридического статуса такие комитеты пока не имеют (хотя практика все убедительнее доказывает целесообразность нормативной регламентации и формализации их статуса, и соответствующая работа уже ведется), но пользуются полной поддержкой руководства вуза, деканов факультетов.

С недавнего времени широкое распространение получают предметные рабочие группы – по конкретным направлениям подготовки и даже по конкретным дисциплинам. Так, активно работает рабочая группа преподавателей и студентов по вопросам преподавания правовых дисциплин на неюридических направлениях подготовки. Есть опыт подключения студенческих научных обществ к работе в области обеспечения качества учебного процесса. Раз в семестр на большинстве факультетов института проходят совместные заседания студенческих научных обществ и их кураторов, на которых обсуждаются наиболее заметные новинки учебной и научной литературы, сильные и слабые стороны вновь издаваемых учебников, полезные для учебы Интернет-ресурсы. Хотя формально в таких заседаниях должны принимать участие только члены СНО, прикрепленные к соответствующим кафедрам, де-факто двери таких собраний открыты для самого широкого круга студентов и преподавателей. По итогам подобных обсуждений формируются заявки на приобретение соответствующей литературы в фонды библиотеки института.

Важно подчеркнуть, что в этой работе участвуют студенты, не имеющие никакого отношения к органам студенческого самоуправления. И это единственно правильный путь. Это первые шаги в формировании новой академической среды, в которой качество всех процессов в вузе будет не данью формальности, а объективной потребностью. Проще говоря, вопрос о развитии и качестве деятельности института ставится не потому, что этого хочет ректор/директор или нужно соответствовать аккредитационным показателям, а потому, что такая постановка вопроса должна быть востребована средой высшего учебного заведения и, прежде всего, студенческой средой в самом широком смысле.

Только вместе

Какие из рассмотренных в статье механизмов, призванных обеспечить изменение качества академической среды, получат дальнейшее развитие и будут востребованы в системе Президентской академии, покажет время. Но коллектив института убежден в том, что внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Технические кадры для гражданской авиации России
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ
Концепция управления качеством – в действии
Образовательная среда как фактор повышения качества
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
Пермская модель качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ