Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сельские школы и детсады: сложности есть

О сложностях, возникающих в среде сельских школ и детских садов, рассказывают представители Мурманской и Архангельской областей – Наталия Ведищева, председатель комитета Мурманской областной думы по образованию, науке и культуре, и Римма Томилова, депутат Архангельского областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней школы.

Просмотров: 1590

Парламентские слушания на тему «Нормативное обеспечение реализации полномочий в сфере образования на разных уровнях власти» вызвали большой интерес в регионах, поскольку проблем в этой области оказалось немало. Однако жесткие рамки регламента не позволили некоторым выступающим сказать обо всем, что их волнует, и часть важных для субъектов РФ вопросов осталась за чертой обсуждения в рамках большой думской площадки.

О том, что вызывает сложности во взаимодействии муниципальной, региональной и федеральной ветвей власти, рассказывают представители Мурманской и Архангельской областей.

ВЕДИЩЕВА Наталия Николаевна, председатель комитета Мурманской областной думы по образованию, науке и культуре:

– В Мурманской области из-за высокого уровня милитаризованности очень остро стоит проблема передачи под детские сады объектов недвижимости, используемых Минобороны РФ.

На территории субъекта имеется 15 детских садов, подведомственных Минобороны РФ, из них 2 не работают, а 7 расположены в квартирах и казармах, то есть в неприспособленных помещениях, которые изначально не соответствуют техническим требованиям и правилам пожарной безопасности и в случае передачи будут немедленно закрыты. Следовательно, потребность в дошкольных учреждениях в муниципальных образованиях только возрастет. Также возникнет вопрос, как быть с 1067 воспитанниками, которые посещали закрытые детские сады. Единственным способом разрешения проблемы будет строительство новых дошкольных учреждений.

Все 13 детских садов не имеют самостоятельного юридического статуса, осуществляют свою деятельность без лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности. Во многих капитальный ремонт не производился с момента открытия. У большинства отсутствуют правоустанавливающие документы на имущество и земельные участки. Ясно, что по этой причине после передачи детских садов на муниципальный уровень местная власть не сможет своевременно зарегистрировать право собственности на данные объекты и выделять средства на их капитальный и текущий ремонт. Детские сады будут закрыты на долгие годы гражданскими надзорными органами как несоответствующие требованиям санитарных правил, правил пожаро- и энергобезопасности.

Несмотря на это Минобороны РФ настаивает на безвозмездной передаче муниципальным образованиям детских дошкольных учреждений, ссылаясь на то, что состояние передаваемого имущества не является препятствием для принятия решения о его передаче из федеральной собственности в муниципальную и собственность субъекта федерации.

Во время личной встречи с министром обороны РФ ему были разъяснены все сложности и противоречия, возникающие в процессе передачи, но, к сожалению, взаимопонимание по данному вопросу так и не было достигнуто. В ноябре 2011 года во время проходившего в Петрозаводске форума «Инвестиции в будущее», мне удалось поставить вопрос о детских садах перед Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В ответ глава государства заверил, что передача имущества, которую предполагалось осуществить в достаточно сжатые сроки, будет приостановлена.

Передача объектов может быть продолжена только тогда, когда разрешатся вопросы с правоустанавливающими документами и Минобороны РФ доведет передаваемое недвижимое имущество до такого технического состояния, которое соответствует установленным нормам и правилам, а значит позволяет использовать его, не создавая угрозы жизни и здоровью детей.

Хочется верить, что в поиске выхода из сложившейся ситуации руководство страны не станет делать поспешные шаги и с пониманием подойдет к решению одной из наиболее сложных проблем, в той или иной мере характерных для большинства регионов России. А самое главное – остается надеяться, что поставленные вопросы будут рассматриваться с учетом интересов младшего поколения россиян и их родителей и без формального чиновничьего подхода.

ТОМИЛОВА Римма Евгеньевна, депутат Архангельского областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней школы:

– Полномочия ветвей власти в сфере образования отличаются широтой и объемом правового поля. Реформа сопровождается появлением новых документов, которые с одной стороны обеспечивают развитие конкретных учебных заведений в регионах, а с другой – чрезмерно перегружают деятельность педагогических работников.

Сейчас внимание профессионального сообщества сосредоточено на внедрении федеральных государственных образовательных стандартов, происходящем параллельно с введением новой системы оплаты труда. От того, насколько профессионально работают в этом направлении органы исполнительной власти на местах, во многом зависит эффективность функционирования системы образования в целом.

Сельские школы являются наиболее ярким индикатором изменений. В нашем регионе с большим энтузиазмом приступили к модернизации образования. В сжатые сроки Правительство Архангельской области совместно с депутатами Архангельского областного собрания подготовили нормативно-правовую основу реализации проекта. Благодаря этому в 2011 году было приобретено 124 автобуса для безопасной перевозки учащихся, прежде всего проживающих в сельской местности. Успешно реализуется проект «Цифровое образовательное кольцо», позволяющий организовать дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, проводить видеоконференции, вебинары. В школах обновляются учебные пособия, оснащаются компьютерные классы, появляется современное оборудование для проведения лабораторных и практических работ. Радует, что появилась дополнительная возможность осуществлять капитальный ремонт, ведь большинство школьных зданий старше двадцати лет, некоторые – векового возраста.

Исполнительная власть заинтересована в качественном обучении детей из глубинки. Об этом свидетельствует решение о распределении в пользу сельских школ средств по проекту модернизации образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования выдвигают новые требования к методике, условиям преподавания, обеспечению учебного процесса. Путь к достижению модели выпускника начальной школы определяется основными образовательными программами. Рекомендации по их составлению по вертикали исполнительной власти направлены в школы. И теперь педагоги добросовестно разрабатывают документы, которые по объему и сложности равняются трудам работников, имеющих научные звания. В условиях, когда количество муниципальных методических центров сокращается, в сельских школах, где один учитель ведет несколько предметов, эти усилия имеют низкий коэффициент полезного действия.

Вместо лаконичных и ёмких направлений деятельности по обеспечению требований федерального государственного образовательного стандарта учителя получили размытые описания этой деятельности. В обилии красивых слов и терминов потерялась суть качества обучения – совершенствование конкретного урока, внеурочной деятельности.

Новая система оплаты туда призвана способствовать хорошему кадровому обеспечению школ, справедливому распределению фонда оплаты труда и предполагает, что за высокое качество работы начисляется более высокая заработная плата. Но по отношению к сельским школам, которых в Архангельской области насчитывается 58 процентов от общего числа, эту систему нужно совершенствовать. В удаленной от районного центра малочисленной школе, куда надо привезти детей, организовать их питание и проживание в интернате, невозможно выдержать рекомендуемое соотношение фонда оплаты труда учителей и остальных работников – 70 и 30 процентов.

В Архангельской области идет системная работа по совершенствованию регионального закона «Об образовании». Изменяется методика определения субвенции муниципальным районам и городским округам на обеспечение полномочий по реализации основных общеобразовательных программ. Например, введены повышающие коэффициенты для образовательных учреждений, имеющих интернаты. Однако по федеральным критериям оценки деятельности региональной исполнительной власти содержание малочисленных школ считается исключительно неэффективными расходами. Такая позиция финансистов порождает у селян чувство ущербности, ненужности обществу.

Изменить эту ситуацию позволит закрепленная нормативным актом РФ передача права регионам самостоятельно определять понятия малочисленная и малокомплектная школа, устанавливать нормативы наполняемости классов, соотношение количества учащихся и учителей. Кроме этого, необходимо закрепить понятие минимального размера заработной платы в Трудовом кодексе РФ.

Для территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей это особенно важно. Судебная практика показывает, что уже сегодня наш дотационный регион обязан повысить минимальную заработную плату с учетом северного коэффициента. Во-первых, для этого понадобится дополнительно 5 млрд. рублей. Во-вторых, потребуется пересмотр межбюджетных отношений федерации и региона, который, кстати, выделяет 1,6 млрд. рублей на сферу образования такого высокодоходного субъекта РФ, каким является Ненецкий автономный округ. Совершенствование правового поля в сфере образования – живой процесс, который необходимо избавить от излишней детализации, а там, где требует практика, его нужно наполнить конкретным содержанием и обеспечить всем, что позволяет учителю, в том числе сельскому, работать плодотворно, творчески, без усталости от нормативной лихорадки реформы образования.

РS. Редакция намерена продолжить острую тему и привлечь к разговору представителей других регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Управление качеством образования: новые подходы
СГМУ: Большое видится на расстоянии
Московский колледж – возможности и перспективы
Целеполагание университетского менеджмента
Социальное партнерство: от идеи к практике
Исследовательское образование
САФУ: геополитический вектор
Госдума РФ о распределении полномочий в образовании
Образование взрослых как государственная политика
Обучение под задачи будущего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ