Проблемы подготовки кадров для IT-отраслиОдним из ключевых условий национального прорыва в глобальной экономике аналитики называют опережающее развитие отраслей, связанных с высокими технологиями, в первую очередь – сектора информационно-коммуникационных технологий. О проблемах подготовки кадров для IT-отрасли – интервью с экспертом. Просмотров: 2852
Каждый шаг вперед очень важенИнформатизация образования – обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества
Одним из ключевых условий национального прорыва в глобальной экономике аналитики называют опережающее развитие отраслей, связанных с высокими технологиями, в первую очередь – сектора информационно-коммуникационных технологий. О проблемах подготовки кадров для IT-отрасли мы беседуем с заместителем директора по инновациям Федерального государственного научного учреждения «Институт информатизации образования» Российской академии образования (ИИО РАО) Олегом КОЗЛОВЫМ. – Олег Александрович, как вы оцениваете современное состояние отечественной образовательной системы, обслуживающей нужды IT-отрасли? Какие проблемы в обеспечении качества IT-образования считаете системными? Каковы, на ваш взгляд, пути их решения? Какой видите роль Института информатизации образования РАО в решении этих проблем? – Проблемы подготовки профессионалов, например, в области разработки информационных систем, защиты информации у нас решаются относительно хорошо. Если же говорить о массовом обучении, к сожалению, отставание очень значительное. С одной стороны, большой плюс, что сегодня вышли новые требования ко всем педагогическим работникам в области владения средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня практически только с уборщиц в образовательных учреждениях не требуется знания средств ИКТ в различных их аспектах. Стоит признать, что педагогические вузы начинают решать эту проблему. Но будем объективны: очень многие из числа уже работающих в системе образования нуждаются в повышении квалификации и переподготовке. Мы не раз выступали экспертами по оценке программ, по которым в регионах учат учителей использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности. К сожалению, картина удручающая. Курс «Использование информационных технологий в профессиональной деятельности учителя физики», например, в одном из региональных институтов, занимает 102 часа. Из них 90 рассказываются байки про Microsoft Office и все его приложения и т.п., а потом несколько часов – чисто обзорно про методические аспекты. Одним словом, программа «содержательная». Такие проблемы, безусловно, можно и нужно решать централизованно. Более «жесткая» проблема – новшества, которые внедряются в управление образованием на местах, приводят к тому, что подушевое финансирование образовательных учреждений вынуждает их руководителей сокращать весь тот персонал, который может реально заниматься информатизацией образования. Мы общаемся со многими директорами школ, гимназий, лицеев, у которых очень серьезно поставлены вопросы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. По их мнению, реально на солидную школу требуется штат как минимум из семи человек – во главе с завучем по информатизации. Сегодняшняя ситуация такова, что и этот завуч, и многие другие «вытесняются» именно из-за бухгалтерского подхода к образованию. Это несерьезно. Как говорят американцы, каждый должен нести свой чемодан. Мы убеждены, в школе должен быть и оператор компьютерного класса, и системный администратор, и заведующий медиатекой, и методист-организатор. Мы со своей стороны на региональном уровне готовы поделиться планами, программами, разработками в институтах повышения квалификации, в учебных заведениях, как организовать подготовку таких специалистов. Но организационные проблемы, а именно – кто же будет заниматься на местах информатизацией образования? – решаются тяжело. С трудом представляется, как их можно решить в ближайшее время, когда в типовых штатах школ зачастую отсутствуют нужные «единицы». Примерно такая же ситуация во многих вузах, где, к сожалению, сокращается обслуживающий персонал, без которого не может продвигаться информатизация образования. Сегодня, по нашему мнению, это одна из самых главных проблем. С трибун конференций, совещаний мы без устали убеждаем руководителей всех уровней в том, что должны быть кадры, профессионально занимающиеся проблемой информатизации образования. Как научно-исследовательское учреждение мы готовы предложить научно-методическое обеспечение подготовки специалистов сферы образования в области ИКТ.
– Эксперты считают, что на сегодняшний день для развития отрасли продолжает оставаться очень важным формирование системы среднего специального IT-образования. – Под руководством директора института, академика РАО Ирэны Роберт, нами была разработана концепция непрерывной, комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования, где системе среднего профессионального образования уделено очень серьезное внимание. Кстати, с концепцией и другими разработками можно ознакомиться на сайте института www.iiorao.ru. Мы считаем, что за последние двадцать лет совершенно незаслуженно, несправедливо принижена роль среднего профессионального образования в целом и в области IT-технологий, в частности. Известно, что во многих вузах открывают IT-специальности. В чем состоит самая серьезная проблема? Там некого учить. После многочисленных изменений в системе общего среднего образования выпускники школ зачастую просто не ориентируются, что такое IT-специальность, – сколько-нибудь серьезной подготовки, даже в профильных классах, зачастую очень не хватает. Однако сегодня для нужд и высшего образования, и производства, и социальной сферы остро необходимы IT-специалисты со средним профессиональным образованием. Мы принимали активное участие в решении проблемы подготовки специалистов по IT для образования в системе СПО. С нашей точки зрения, за последнее время многие учреждения хорошо продвинулись в этом направлении. Мы знаем в Москве несколько колледжей информационных технологий, которые готовят очень хороших специалистов. Можно назвать Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники1, Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики. Мы сотрудничаем с этими учебными заведениями, помогаем в разработке программ, продвижении идей. Но лицом к проблеме должна повернуться сфера производства – необходимо социальное партнерство. Замечательно, что несколько лет назад специальность «прикладная информатика», хорошо реализуемая в вузах, появилась и в системе среднего специального образования, чему мы в немалой степени способствовали. По сути, на производстве, во многих учреждениях нужен специалист не по разработке информационных систем, а по их эксплуатации, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии. Общаясь с руководителями учебных заведений системы СПО в регионах, где проблемы IT-образования не решены, мы настоятельно рекомендуем открывать специальность «прикладная информатика» – в реалиях сегодняшнего дня без специалистов среднего звена невозможно решать любые мало-мальски серьезные производственные и социальные проблемы. Всюду, где есть возможность выступить в поддержку системы среднего профессионального образования, мы напоминаем об этом. Руководителям крупных вузов, развивающим направление подготовки IT-специалистов, мы настоятельно рекомендуем иметь в своей структуре факультет среднего профессионального образования, который поможет подготовить людей, способных полуxить серьезную IT-специальность: «информационные системы и технологии», «системный анализ», «защита информации» и т.д. Согласитесь, в общем-то, выпускника общеобразовательной школы будет сложно учить этим специальностям. И здесь «золотым фондом» окажутся именно выпускники системы СПО. Причем со временем осознав, что полное образование в этой сфере ими «недополучено», они могут прийти (и приходят!) в систему высшего образования. Думается, нужно было бы больше внимания уделять связке «техник – инженер», чем внедренной, но так и не осознанной ни работодателями, ни сферой образования системе «бакалавр – магистр». – Каким видится контент взаимодействия IT-бизнеса и системы профессионального образования? Как вы, в частности, оцениваете разработанные объединением работодателей (например, АП КИТ) профессиональные стандарты? Достаточное ли это условие для эффективного сотрудничества образовательной системы и бизнес-сообщества в подготовке кадров для отрасли? – Сегодня необходимо всемерно расширять и развивать социальное партнерство бизнеса, производства и образования. Извините, высосанные из пальца сотрудниками кафедр ведущих вузов государственные образовательные стандарты зачастую очень оторваны от реальных нужд производства и бизнеса. Поэтому разработка профессиональных стандартов для системы внутрифирменного повышения квалификации и корпоративного обучения – это жест отчаяния со стороны работодателей. Впрочем, хорошо известен принцип: если на определенном уровне управления руководители не могут решить проблему, она должна решаться на более высоком. На уровне региона необходимо находить способы сопряжения потребностей бизнеса и производства с возможностями и задачами учебных заведений. По итогам обсуждения этой проблемы в нашем институте мы пришли к выводу, что на сегодняшний день имеется целый комплекс решения указанных проблем. В связи с недоработками системы высшего и среднего профессионального образования именно по содержанию и качеству подготовки крупные фирмы вынуждены создавать корпоративные учебные центры, в том числе корпоративные университеты, чтобы учить, переучивать, переподготавливать – самим и для себя. Это накладно, это, может быть, не самый лучший путь, но сегодня по нему идут предприятия, которые всерьез озабочены выпуском конкурентоспособной продукции, сделав вывод, что им негде взять высококлассных специалистов, кроме как подготовить самостоятельно. ИИО РАО сотрудничает с Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ). Это крупнейшее не только в России и странах СНГ, но и в Европе предприятие по производству магистральных грузовых и пассажирских электровозов, корпоративный учебный центр которого широко использует средства ИКТ для решения проблем подготовки кадров. Владение этими технологиями необходимо руководителям всех уровней, потому что без этого нет современного производства. В конце мая нынешнего года на базе НЭВЗ прошла достаточно интересная конференция, где были рассмотрены проблемы использования средств ИКТ в корпоративном обучении и в современном производстве. Под нашим руководством было написано несколько кандидатских диссертаций по проблемам социального партнерства. Основные вопросы, которые в них исследовались: как осуществить взаимодействие, когда разрушились вертикальные связи? как осуществить по горизонтали связь «предприятие – учебное заведение»? Варианты решения этих проблем есть. В первую очередь необходимо наладить встречное движение. В то же время следует признать, что и вузы сегодня переживают нелегкие времена. Возможно, поэтому в них, особенно находящихся вдалеке от столичных городов, не является эксклюзивной ситуация, которую можно описать выражением: «не стреляйте в тапёра – он играет, как умеет!». Но как только преподаватель начинает точную науку «выводить мелом по доске», современные студенты понимают, что, увы, делать в таком вузе им нечего, ибо велик риск пройти мимо всего нового и прогрессивного. Молодые люди готовы эксплуатировать любую современную технику, работать на современном производстве. Но это стремление пока не находит достойной реализации. Проблему улучшения подготовки специалистов в области IT нельзя рассматривать узко: необходимо, чтобы все выпускники учебных заведений обладали определенным набором компетенций в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Возьмите любой сегодняшний стандарт – бакалавра, техника и другие, – и вы найдете требования в области использования IT. В «деле выполнения» требований этих стандартов, на наш взгляд, важнейшая роль принадлежит не преподавателям информационного профиля, кафедр, циклов и т.д., а общей массе преподавателей – это является огромной проблемой вузов. Потому что и в вузах, и в средних учебных заведениях некому этим заниматься, а если и есть, то за те деньги, которые за это платят, все равно ничего не делается. Тем не менее ситуация требует кардинального изменения, иначе работодатели будут продолжать жаловаться на крайне низкий уровень подготовки общей массы выпускников, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий. – Как вы оцениваете перспективы реализации нового федерального закона, который ввел в рамки правового поля применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий? – Наша позиция здесь такова: если бы был выбор между хорошим и очень хорошим обучением, то можно было бы свысока спросить, зачем нам нужно еще и дистанционное? Кстати, мы не очень любим термин «электронное обучение». Потому что с научной точки зрения это неграмотно. «Электронный учебник», «электронный тренажер» – это понятно, а вот «электронное обучение» подспудно наводит на мысль, что это может быть обучение без участия учителя. Это неверно. Откуда взялся термин «электронное обучение»? Это «дубовый» чиновничий перевод термина «e-learning». «Благодаря» ему у ретивых администраторов появляется мысль, что за счет использования электронного обучения можно сократить расходы на педагогов. Хотя те, кто занимается проблемой дистанционного обучения, знают, что его «раскрутка» – это очень ресурсоемкая история. Чтобы дистанционное обучение давало прибыль, результат, нужно вложить очень много средств. Конечно, хорошо, когда перед учениками стоит преподаватель: рассказывает, объясняет, что-то на компьютере показывает – жизнеутверждающая картинка. Но с учетом наших огромных просторов, если мы хотим добиться действительно высокого качества образования, без помощи технологии дистанционного обучения, электронных учебников и т.п. – то есть всего того, что мы называем информатизация образования, – не обойтись. И узаконенное использование в системе образования всех достижений последнего времени – цифровых ресурсов, элементов дистанционного обучения, – безусловно, нужно приветствовать. Однако следует иметь в виду, что чисто дистанционно можно провести курсы повышения квалификации, а учить надо все-таки с участием преподавателя. А дальше именно вся система информатизации образования должна давать возможность ознакомиться с ресурсами: почитать учебник, сделать «лабораторку», ответить на тесты, получить высококвалифицированную консультацию у тьютора, преподавателя ведущего вуза. Но не должно быть иллюзий, что дистанционное обучение – это нечто элементарное: включил электронный учебник, «говорящая голова» по спутнику что-то там рассказала – и все замечательно. Если принят закон о дистанционном образовании, то это значит, что мы повернулись лицом к проблеме. И это наше движение вперед. Не без компромисса, но каждый шаг вперед очень важен.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|