Идти в ногу с развитием науки и технологийБез тесного взаимодействия высшей школы и высокопрофессиональных компаний, работающих на переднем крае науки и техники, деятельность системы образования не обретет нового содержания – таково мнение Виктора Никитина, директора научно-образовательных проектов компании Parallels. Просмотров: 3588
Доминирующей формой обучения современных инженеров должна стать проектно-научно-конструкторская деятельностьСтоит признать, сегодня представители отечественной IT-индустрии демонстрируют самую высокую активность в налаживании партнерских связей с системой образования. Речь идет о подготовке профессиональных стандартов, прогнозном планировании развития отрасли и ее кадровом обеспечении, других ключевых реалиях. Однако говорить о достижении столь необходимой гармонии в отношениях IT-бизнеса и высшей школы явно преждевременно. С точки зрения директора научно-образовательных проектов компании Parallels Виктора НИКИТИНА, без тесного взаимодействия высшей школы и высокопрофессиональных компаний, работающих на переднем крае науки и техники, деятельность системы образования не обретет нового содержания, а отставание отечественных вузов от ведущих мировых будет только усугубляться.
– Виктор Васильевич, как вы оцениваете современное состояние образовательной системы, обслуживающей нужды IT-сферы? Какие проблемы в обеспечении качества образования вы назвали бы системными? – Оцениваю как неудовлетворительное, если даже не принимать во внимание естественное ухудшение ситуации в системе образования, связанное с социально-экономическим коллапсом Советского Союза. Кардинальной проблемой сегодняшнего дня, причем нарастающей, является фатальное отставание от современных технологических трендов. Именно в этой плоскости лежит ключевой вопрос: что делать? Издавать новые учебники? Но к моменту выпуска изложенные в них знания теряют актуальность. Переводить иностранную техническую литературу? Но это значит обречь себя всегда быть «вторым». Есть мнение, что система образования должна давать только фундаментальную подготовку. Однако если следовать этому, процесс обучения в технических университетах нужно останавливать после первых двух курсов, когда дается теоретическая подготовка, и говорить студентам, чтобы шли доучиваться самостоятельно. Существует проблема недофинансирования системы образования. Речь не идет о том, что государство обязано бездумно финансировать все непомерно размножившиеся образовательные организации высшего образования. Имеются в виду ведущие вузы страны. Недостаточное финансирование приводит к возникновению системной проблемы. Таким образом, сегодня на повестке дня – задача поиска нетривиальных путей и решений улучшения качества технического образования. – Какими вам представляются пути решения названных проблем? – Глупо просто стенать по поводу того, что денег мало и никто не хочет идти работать в систему образования. На наш взгляд, нужно ясно отдавать отчет: без тесного взаимодействия высшей школы и высокопрофессиональных компаний, работающих на переднем крае науки и техники, деятельность системы образования не обретет нового содержания, а отставание отечественных вузов от ведущих мировых будет только усугубляться. С другой стороны, уместен вопрос: а что, в России ведущие компании не сотрудничают с университетами? Действительно, в советское время была очень распространена система базовых кафедр, организация практики студентов на предприятиях. Где-то такое сотрудничество сохранилось до настоящего времени, но сегодня важно переосмыслить этот опыт с учетом современных требований и тенденций. Однако здесь мы наталкиваемся на ряд проблем. Прежде всего, высокотехнологичные компании не могут – и не должны – заменять деятельность вузов. Это с одной стороны. С другой – если те же компании не будут активно участвовать в процессе обучения специалистов, особенно в их финишной подготовке (на старших курсах бакалавриата и тем более магистратуры), то высококачественного профессионала на выходе ждать бесполезно. Причем подобное участие компаний в процессе подготовки специалистов – это высокозатратная и непрофильная деятельность. Однако сами вузы сегодня не имеют возможности – ни финансовой, ни организационной, ни ресурсной, – чтобы идти в ногу с современными технологиями, продуктами, сервисами. Сегодняшние бюджеты даже ведущих вузов России на порядок меньше, чем у ведущих мировых университетов. Однако обучать новым технологиям необходимо… на новых технологиях. Для достижения этой цели требуются адекватные бюджеты. Совершенно очевидно, что в обозримом будущем их не будет ни у одного из российских вузов. Даже несмотря на «накачивание» деньгами ведущих вузов. Имеются в виду те 5 млрд. рублей, которые выделены правительством страны 15 (пока реально 12) вузам для решения проблемы 5-100-2020. (Перед Минобрнауки РФ стоит следующая задача: к 2020 году 5 российских вузов должны попасть в топ-100 международных рейтингов. – Прим. ред.). Строго говоря, это не те объемы средств, которые помогут качественно изменить ситуацию. С другой стороны, найти на порядок больше средств на нынешнем этапе государство, вероятно, не в состоянии. Как разрешить эти противоречия и проблемы? С нашей точки зрения, вопрос не столько в деньгах, сколько в расстановке приоритетов. Броситься догонять ушедшие вперед мировые университеты – не та цель, которую мы должны преследовать. Необходимо сделать шаг на опережение. Но в каком направлении?
Считаю, что секрет успеха лежит в плоскости переосмысления всего лучшего отечественного опыта, который нужно поставить на современные рельсы. В частности, в последнее время почти утрачен опыт продуктивного взаимодействия университетов с военно-промышленным комплексом, ведущими академическими институтами, сильными отраслевыми институтами – так называемая система базовых кафедр, «система Физтеха» (МФТИ). Она широко применялась и Бауманкой (МГТУ им. Н.Э. Баумана), и Новосибирским госуниверситетом, и другими ведущими вузами. Система базовых кафедр обеспечивала тесное взаимодействие промышленности, науки, оборонки с вузами на стадии финишной подготовки специалистов, что гарантировало высокое качество инженерно-технического образования. Очень важно понимать, что формат, который во времена СССР носил массовый характер, по объективным причинам не может так же масштабно повториться на сегодняшнем этапе. К сожалению, академические институты во многом деградировали – где-то необратимо, где-то еще возможен возврат к прежнему высокому уровню. Отраслевая наука вообще исчезла. – Как разрешать эту в общем-то тупиковую ситуацию? Какова политика вашей компании? – Одна частная компания не может готовить за вузы большое количество IT-специалистов, необходимых стране. Хотя, например, Parallels выращивает студентов не только для себя – из подготовленных айтишников компания забирает не более 20 процентов, остальные выходят на рынок. Но даже мощностей ведущих компаний России – таких как Parallels, «Яндекс», «1С», IBS, Abbyy, JetBrains (их немного, почему – тема другого разговора), которые сегодня конкурируют на высокотехнологичном рынке с западными компаниями, – недостаточно, для того чтобы решить проблему современного IT-образования в вузах. Может показаться, что проблема неразрешима. Но это только на первый взгляд. Посмотрите, что происходит вокруг. Со стороны западной системы образования, в основном американских университетов, пошел очень мощный тренд – массовый перевод учебных курсов в онлайн, режим свободного доступа. Причем с российской стороны много «криков», что это «деградация системы образования», «абсолютная потеря качества». Думается, опасения преувеличены. Система онлайн курсов предполагает и наличие наставника, и часов оффлайновой работы с преподавателем, и системы проверки усвоения знаний. Но образ «лектора у доски» уходит в прошлое. То есть большой объем «рутинной работы» снимается с плеч преподавателя – высвободившееся время он может тратить на научные исследования и наставническую работу со своими студентами. Такая система обучения позволяет сэкономить средства университетов и вернуть науку в вуз. Она определяется чтением спецкурсов и зависит от наличия дефицитных специалистов, а не «классических» преподавателей, которые не вовлечены в НИОКРы над современными технологиями. Перевод большей части курсов в режим онлайн является решением «конфликта интересов», когда, с одной стороны, кто-то должен читать лекции, а с другой – заниматься наукой. При этом практически не важно, откуда берутся эти курсы: создает ли их сама компания или они взяты с Coursera или российского ИНТУИТа. Здесь самое главное не увлечься лекциями западных университетов, а делать акцент на своих, российских, иначе есть риск стать придатком дистанционной системы образования. В этом случае качество подготовки будет наверняка потеряно, ведь в роли учителя окажутся американские университеты, которые будут выстраивать обучение под свой интерес. Поэтому следует вспомнить отечественный опыт, который изрядно съежился в последние десятилетия. Хочу подчеркнуть, внедрение технологии онлайн образования не является ключом от всех проблем. Это лишь один аспект, который позволит сделать образование более доступным, эластичным, подвижным. Второй шаг в решении проблемы повышения качества технического образования – переход к прогрессивному формату работы: это выполнение университетами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по задачам ведущих предприятий, заинтересованных в подобных исследованиях. К участию в них подключаются не только студенты, но и сотрудники ведущих компаний, и преподаватели вузов. Подобная групповая работа – это передний край науки и технологий. «Ресурсная база» – это поддерживающие электронные курсы, которые позволят обеспечить студентам формирование знаний, необходимых для продолжения участия в исследованиях. Студенты, в свою очередь, в самостоятельном режиме, взаимодействуя с наставниками, овладевают передовыми знаниями. По нашему глубокому убеждению, не лекционно-семинарская система является доминирующей формой обучения современных студентов, а проектно-научно-конструкторская деятельность. – Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о ключевых моментах сотрудничества Parallels с вузами-партнерами. – Сегодня Parallels сотрудничает с пятью ведущими техническими вузами страны: МФТИ, НГУ, СПбАУ, КАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. В МФТИ у нас базовая кафедра, с этим вузом мы сотрудничаем уже более десяти лет. В НГУ и СПбАУ – уже несколько лет работают научные лаборатории Parallels Labs. Что касается Бауманки и КАИ, мы на этапе построения научных лабораторий. Процесс подготовки специалистов, обладающих не просто фундаментальными знаниями, а имеющими навыки проектного решения задач, у нас отлажен. Как уже было сказано, часть из подготовленных студентов после обучения приходит работать в компанию. Это частично решает проблему наших кадровых потребностей.
Абсолютно верным мы считаем формат воспитания специалистов через участие в НИОКР, которое становится основным содержанием образовательного процесса и задает траектории обучения студентов. В рамках такого подхода мы формулируем десяток разных задач на выбор студента: одни связаны с виртуализацией, другие – с облачными сервисами. И каждый проект требует от обучающегося овладения «своим» набором поддерживающих курсов, дисциплин. Сегодня мы реализуем это пока без онлайн курсов: совместно с преподавателями университетов сами читаем студентам все лекции. Следующий шаг – перевод читаемых курсов в режим онлайн. Сегодня мы активно занялись оцифровкой своих «живых» лекций. Это позволит нам расширить границы образования, ведь талантливые студенты есть не только в Новосибирске, Москве или Санкт-Петербурге. Своей деятельностью по сотрудничеству с университетами – независимо от того, где они работают, – мы создаем площадку для «вселенского» взаимодействия разных университетов между собой. – Известно, что в начале прошлого года компания Parallels совместно с Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом стала победителем открытого публичного конкурса Минобрнауки РФ и получила субсидию в размере 300 млн. рублей на создание программной платформы для организации облачного хостинга приложений. Еще более 300 млн. рублей в проект, рассчитанный на три года, вложит сама компания. Каковы первые итоги? – Что касается реализации проекта совместно с НГУ, это логическое продолжение деятельности Parallels по усилению научно-исследовательской работы со студентами на основании известного постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 года, №218. По правилам предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, инвестиции даются хай-тек компаниям, которые все 100 процентов средств отдают университетам-партнерам на выполнение НИОКР. Согласно требованию гранта компания привлекает к этой работе и студентов, и преподавателей – они работают над научными задачами, которые формулирует компания. Сегодня партнерами Parallels по освоению гранта, помимо НГУ, в качестве субподрядчика выступает МФТИ. Итогами прошедшего этапа компания довольна, хотя стоит признать, это был очень непростой период. И Parallels, и вузы столкнулись с тем, что никто из сторон до конца не был готов к сотрудничеству в заданном формате. Чтобы не быть голословным, пример. Успешно работая на западном рынке, Parallels не использует в своих внутренних процессах оформление документации на создаваемые продукты в формате российского ГОСТа (государственный стандарт – одна из основных категорий стандартов в РФ. – Прим. ред.). В то же время отчетность по гранту необходимо представлять по ГОСТу, а в компании и университете не оказалось специалистов, которые в рамках ЕСПД (комплекса государственных стандартов РФ, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. – Прим. ред.) умеют это делать. Поиск нужных людей потребовал времени и сил. Вторая проблема – это достаточно непростая система управления проектом. В качестве главного исполнителя перед Минобрнауки РФ выступает Parallels. У министерства есть выбранная компания-оператор, ответственная за ход выполнения всех грантов, а также компания-монитор, непосредственно курирующая выполнение ряда из них, с которой компания-исполнитель согласовывает всю отчетную документацию. Следующим звеном в цепочке является НГУ, а под ним МФТИ как субподрядчик. В этой сложной иерархической системе все должно работать идеально. Поэтому ее пришлось строить на ходу – проектов с таким сложным взаимодействием прежде у компании не было. Еще один аспект. Если компания в своей практической деятельности не генерирует многотомие отчетов, то, по условиям гранта, все отчеты необходимо представлять в развернутом виде. Подготовка этих документов занимает много времени и сил, но мы не жалуемся, понимая, что таковы требования Минобрнауки РФ. С нашей точки зрения, именно такой формат – НИОКРовские работы студентов по гранту, от государства или частной компании, в сочетании с курсами, в большинстве своем онлайновыми, то есть позволяющими самостоятельно обучаться по ходу выполнения проекта, – дает возможность не потерять качество образования и в то же время идти в ногу с развитием науки и технологий. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|