Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

На очереди – перезагрузка технологий

Развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности», которое в настоящее время становится настоящим ярлыком для наших граждан.

Просмотров: 1439

Компьютерный ликбез как государственная задача

КУНСБАЕВ Сайфутдин Зайнетдинович – директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО РФ, отличник образования Республики Башкортостан, председатель Совета директоров ссузов Республики Башкортостан, академик Академии информатизации образования.

Формирование культуры использования новых информационных технологий переходит в разряд государственной задачи. Внедрение в повседневную жизнь электронных расчетов и систем ведения финансов, средств электронной коммуникации, автоматизация производства, появление электронного правительства, развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности населения», которое в настоящее время становится ярлыком для наших граждан.

Проблема информационного неравенства заключается не в степени доступности цифровых ресурсов для населения, не в уровне информатизации в различных регионах страны или разрыве в доходах между социальными группами. Эти задачи уже решаются рядом мероприятий «Электронной России», «Информационного общества» и других целевых программ. На наш взгляд, низкая компьютерная грамотность части граждан объясняется отсутствием методологии повышения уровня образованности людей путем предоставления им возможности пользоваться государственными электронными сервисами и информационными ресурсами.

Чтобы избавиться от проблемы, необходимо определить потребность в услугах по обучению компьютерной грамотности населения, а также осмыслить и проанализировать направления развития IT-технологий, для чего провести ряд социологических и научных исследований. Кроме того, немаловажно выявить научно-исследовательские и прикладные задачи для органов власти и управления, муниципальных учреждений по оценке состояния грамотности в IT-сфере различных групп общества. Информатизация требует создания научно обоснованной современной модели процесса обучения, пересмотра традиционных и разработки новых методик и технологий массового обучения, научно-практических рекомендаций по их использованию.

Другая проблема – развитие системы непрерывного обучения профессиональных кадров в области IT-технологий. Опыт кадрового менеджмента предприятий показывает, что в большинстве случаев повышение квалификации не дает ожидаемого эффекта. Это объясняется несколькими причинами и, в первую очередь, отсутствием целенаправленного управления процессом роста профессионального мастерства: сегодня периодичность повышения квалификации работников зарубежных стран составляет три-пять лет, а в России этот показатель колеблется от восьми до тринадцати лет. Обучение отдельных сотрудников не оказывает положительного влияния на профессионализм подразделения в целом. Играют отрицательную роль отсутствие научно обоснованной методологии повышения квалификации, затратность обучения, отсутствие системы сертификации присваиваемой квалификации со стороны работодателей.

Кадровая политика государства нацелена на расширение профессиональной мобильности людей и укрепление среднего звена российских граждан в социально-экономической структуре общества. Такой подход не только актуализирует вопрос о повышении квалификации персонала, но и ставит на повестку дня вопрос о формировании состава IT-тренеров и разработке методик обучения кадров на рабочих местах. Назревает необходимость в создании прикладных научных лабораторий – ИТ-площадок, среди основных направлений деятельности которых будут:

  • выполнение научно-исследовательских и проектных работ в области информационных и телекоммуникационных технологий и создание современной базы научного обеспечения повышения квалификации кадров предприятий;
  • методический консалтинг, связанный с внедрением информационно-коммуникационных технологий, информационных систем в различные сферы жизни общества, и последующая модификация имеющихся учебных программ или разработка методологии целевых комплексных программ обучения, ориентированных на ключевые задачи граждан (предприятий).

Необходимо отметить, что выявленные проблемы и предлагаемые пути их решения находятся не в плоскости традиционной школы профессионального образования и не могут быть реализованы в рамках стандартов нового поколения, традиционных программ и системы обучения. Искусственное наложение прежних методик и технологий на возникающие новые не дают должного эффекта. Вектор развития IT-технологий существенно отличается от направлений развития системы профессионального образования. Нужно искать новые подходы и другую модель образовательной среды, основанные на практике развития IT-индустрии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, профиль, СПО, информационные технологии, УКСИВТ (Уфа)

Похожие материалы:
Колледж как ресурсный центр непрерывного образования
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Расширяя круг социального партнерства
Три достоинства одного колледжа
Традиции качества образования
Переход к педагогическому сотрудничеству
Политехнический техникум в современных условиях
АГИМС: СПО – как элемент непрерывного образования
Искусство сотворения кадров культуры
ННТЭК: профессиональная перспектива выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#110Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
#100Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ