Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

На очереди – перезагрузка технологий

Развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности», которое в настоящее время становится настоящим ярлыком для наших граждан.

Просмотров: 1434

Компьютерный ликбез как государственная задача

КУНСБАЕВ Сайфутдин Зайнетдинович – директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО РФ, отличник образования Республики Башкортостан, председатель Совета директоров ссузов Республики Башкортостан, академик Академии информатизации образования.

Формирование культуры использования новых информационных технологий переходит в разряд государственной задачи. Внедрение в повседневную жизнь электронных расчетов и систем ведения финансов, средств электронной коммуникации, автоматизация производства, появление электронного правительства, развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности населения», которое в настоящее время становится ярлыком для наших граждан.

Проблема информационного неравенства заключается не в степени доступности цифровых ресурсов для населения, не в уровне информатизации в различных регионах страны или разрыве в доходах между социальными группами. Эти задачи уже решаются рядом мероприятий «Электронной России», «Информационного общества» и других целевых программ. На наш взгляд, низкая компьютерная грамотность части граждан объясняется отсутствием методологии повышения уровня образованности людей путем предоставления им возможности пользоваться государственными электронными сервисами и информационными ресурсами.

Чтобы избавиться от проблемы, необходимо определить потребность в услугах по обучению компьютерной грамотности населения, а также осмыслить и проанализировать направления развития IT-технологий, для чего провести ряд социологических и научных исследований. Кроме того, немаловажно выявить научно-исследовательские и прикладные задачи для органов власти и управления, муниципальных учреждений по оценке состояния грамотности в IT-сфере различных групп общества. Информатизация требует создания научно обоснованной современной модели процесса обучения, пересмотра традиционных и разработки новых методик и технологий массового обучения, научно-практических рекомендаций по их использованию.

Другая проблема – развитие системы непрерывного обучения профессиональных кадров в области IT-технологий. Опыт кадрового менеджмента предприятий показывает, что в большинстве случаев повышение квалификации не дает ожидаемого эффекта. Это объясняется несколькими причинами и, в первую очередь, отсутствием целенаправленного управления процессом роста профессионального мастерства: сегодня периодичность повышения квалификации работников зарубежных стран составляет три-пять лет, а в России этот показатель колеблется от восьми до тринадцати лет. Обучение отдельных сотрудников не оказывает положительного влияния на профессионализм подразделения в целом. Играют отрицательную роль отсутствие научно обоснованной методологии повышения квалификации, затратность обучения, отсутствие системы сертификации присваиваемой квалификации со стороны работодателей.

Кадровая политика государства нацелена на расширение профессиональной мобильности людей и укрепление среднего звена российских граждан в социально-экономической структуре общества. Такой подход не только актуализирует вопрос о повышении квалификации персонала, но и ставит на повестку дня вопрос о формировании состава IT-тренеров и разработке методик обучения кадров на рабочих местах. Назревает необходимость в создании прикладных научных лабораторий – ИТ-площадок, среди основных направлений деятельности которых будут:

  • выполнение научно-исследовательских и проектных работ в области информационных и телекоммуникационных технологий и создание современной базы научного обеспечения повышения квалификации кадров предприятий;
  • методический консалтинг, связанный с внедрением информационно-коммуникационных технологий, информационных систем в различные сферы жизни общества, и последующая модификация имеющихся учебных программ или разработка методологии целевых комплексных программ обучения, ориентированных на ключевые задачи граждан (предприятий).

Необходимо отметить, что выявленные проблемы и предлагаемые пути их решения находятся не в плоскости традиционной школы профессионального образования и не могут быть реализованы в рамках стандартов нового поколения, традиционных программ и системы обучения. Искусственное наложение прежних методик и технологий на возникающие новые не дают должного эффекта. Вектор развития IT-технологий существенно отличается от направлений развития системы профессионального образования. Нужно искать новые подходы и другую модель образовательной среды, основанные на практике развития IT-индустрии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, профиль, СПО, информационные технологии, УКСИВТ (Уфа)

Похожие материалы:
Кадры для КАМАЗа
Владимир Рудашевский: об образовании и бизнесе
Новосибирский профессионально-педагогический колледж
Образование для железной дороги
Старооскольский геологоразведочный техникум
Социальное партнерство - часть успешной подготовки
Трудоустройство выпускников – сто процентов
СПО в Красноярском государственном торгово-экономическом институте
Обучение и воспитание в современных условиях
Как живется колледжу на селе?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
#109Дайджест № 109 «Аккредитация в образовании»
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний