Тема номера - негосударственное образование, его проблемы и перспективы. Итоги всероссийского съезда руководителей негосударственный образовательных организаций. Интервью с председателем Международного союза частных образовательных организаций доктором Д. Петри (США). Опыт развития конкурентной среды Республики Казахстан. Образовательные системы Удмуртской и Чувашской республик в рубрике "Регион".
В Удмуртской Республике сохранили главное – кадры и продуктивную пашню. Сейчас в регионе началось обновление парка сельскохозяйственной техники, строительство объектов социальной инфраструктуры села. За последние годы достигнуты позитивные перемены в производстве продукции. Коллектив ИжГСХА вносит большой вклад в развитие агропромышленного комплекса Удмуртии.
В КИГИТе реализуются образовательные программы высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования по 37 специальностям и направлениям. На пяти факультетах работают более трехсот пятидесяти преподавателей и сотрудников, две трети которых составляют кандидаты и доктора наук. В составе педколлектива есть академики и члены-корреспонденты академий наук.
Современные информационные технологии приходят в корпоративное обучение, которое становится неотъемлемой составляющей предприятий, активно развивающих процедуры подготовки молодых сотрудников, а также дальнейшего обучения и переобучения персонала со стажем.
СПО Удмуртской Республики состоит из 30 образовательных учреждений, 11 из которых федерального подчинения, а 19 – республиканского. В них ведется подготовка специалистов по 90 направлениям гуманитарного и технического профиля, обучается более 25 студентов. Среди обучающихся – граждане Италии и Венесуэлы, что свидетельствует о высоком уровне образования.
Одной из важнейших задач в Асановском аграрно-техническом техникуме является воспитание гражданина, патриота своей страны. Этой цели, как нельзя лучше, способствует музейная атмосфера, обладающая прекрасными возможностями для формирования понятий красоты и добра, общественной активности, уважения к своей стране.
Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий успешно реализует 15 основных образовательных программ подготовки специалистов по очной и очно-заочной формам обучения, программу среднего (полного) общего образования и 25 программ дополнительного образования.
Авторитет Ижевского промышленно-экономического колледжа обеспечивается эффективной системой менеджмента качества образовательного процесса. В 2007 и 2009 годах колледж успешно прошел все этапы сертификации на соответствие СМК требованиям новых стандартов.
Наличие современного технического оснащения и опыта работы в сфере образовательной деятельности позволило создать в 2005 году на базе НИИ «Высоких технологий» НОУ СПО «Колледж ИМТ», которому был присвоен статус республиканской экспериментальной программы «Дети Удмуртии», подпрограммы «Одаренные дети».
Опыт работы с социальными партнерами позволил Ижевскому монтажному техникуму перейти к дуальной (практико-ориентированной) системе обучения и создать республиканскую инновационную площадку для апробации и адаптации ее в учебный процесс. Круг социальных парнеров техникума достаточно широк.
Средняя образовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня основания. Её медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России.
На рынке труда Удмуртской республики работодатели все чаще отдают предпочтение кандидатам с широкими компетенциями, которые могли бы отвечать сразу за ряд направлений или совмещать функционал нескольких специалистов. Поиск таких универсалов обусловлен требованиями, которые диктует экономическая ситуация в стране.
Подготовкой кадров для экономики Чувашской республики занимаются 6 вузов и 16 филиалов вузов. Среднее профессиональное образование представлено 25 ссузами и 3 структурными подразделениями вузов. Программы НПО реализуют 20 учебных заведений.
Не только крупные предприятия Чувашской Республики, но даже относительно небольшие компании все чаще принимают решение о целесообразности вложения средств в подготовку персонала ещё на этапе его обучения.
Притока молодых специалистов, обеспечивающего нормальную ротацию и кадровую преемственность, пока не наблюдается. Необходим переход России к уровневой системе высшего образования и, как следствие, существенное увеличение числа выпускников образовательных учреждений, прошедших обучение по программам прикладного бакалавриата, может спасти предприятия от дефицита кадров среднего звена.
За восемь десятилетий активной, плодотворной деятельности педагогический университет стал одним из ведущих центров образования, науки и культуры Чувашии, оказывающих заметное влияние на социально-экономическое развитие и духовно-нравственную жизнь региона.
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе.
Ученые Чувашской государственной сельскохозяйственной академии понимают, что сельскохозяйственная наука должна учитывать потребности и особенности регионального агропромышленного комплекса в сочетании с доктриной продовольственной безопасности РФ, носить инновационный характер.
Модернизация российского образования ещё далека от совершенства, в ходе неё выявляется множество проблем, стоящих перед нашей системой образования. Коренные изменения в образовании подразумевают и модернизацию жизни в целом. Самое же трудное – изменение ценностных установок, в первую очередь, в учреждениях, готовящих педкадры.
Модернизация системы образования фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспектив. В настоящее время дефицит педагогических кадров остро не ощущается, это связано с большим количеством работающих пенсионеров. Контингент студентов педвузов сокращается. Всё это может в ближайшем будущем быть причиной «педагогического кризиса».
Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако у учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, множество проблем, особенностей, потребностей, о которых мало кто знает. От этого зависит дальнейшая модернизация образования, развитие всей системы образования.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала