Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии

Ученые Чувашской государственной сельскохозяйственной академии понимают, что сельскохозяйственная наука должна учитывать потребности и особенности регионального агропромышленного комплекса в сочетании с доктриной продовольственной безопасности РФ, носить инновационный характер.

Просмотров: 1667

Весомый вклад в продовольственную среду

Кириллов Николай Кириллович – доктор ветеринарных наук, профессор

Академик Россельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, Герой Советского Союза Б. А. Рунов сказал: «Надо понимать простую истину, что сельское хозяйство должно иметь приоритет среди всех других отраслей, так как продовольствие было, есть и будет сильнейшим орудием, на языке которого разговаривают с миром те страны, которые обладают этим оружием, то есть продовольствием». Его слова актуальны и для современного высокотехнологичного мира.

Как подготовить кадры, которые владеют самым мирным и сильнейшим оружием, – этим и многим другим вопросам, связанным с работой сельскохозяйственного вуза, посвящено интервью ректора Чувашской государственной сельскохозяйственной академии Н.К. Кириллова.

– Уважаемый Николай Кириллович! Поскольку вы 18 лет возглавляете вуз, скажите, что, на ваш взгляд, самое важное в развитии вуза и связанной с этим управленческой работой?

– Самое важное в развитии вуза это стратегия, которая явилась бы лабильной к изменяющимся условиям основной деятельности. Определить ее сложнее всего. А что касается управленческой работы, руководитель должен предвидеть результативность своих действий. Если этого нет, то управление переходит к простой повседневной деятельности.

Самое интересное в управлении – это хорошее взаимодействие с управляемым коллективом. Особенно важным моментом является вера в «субъекта» воздействия, в нашем случае это студенты, преподаватели, аспиранты.

– По интервью, которое вы дали нашему журналу четыре с половиной года назад (в октябре 2005 года), видно, что в вашем вузе взят курс на развитие прикладной сельскохозяйственной науки. Есть ли достижения в этой области? Применяются ли они в республике?

– Ученые академии занимаются созданием современных прогрессивных технологий земледелия и животноводства. Они понимают, что сельскохозяйственная наука должна учитывать потребности и особенности регионального агропромышленного комплекса в сочетании с доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, носить инновационный характер и ориентироваться на разработки сложной научно-технической продукции, соответствующей потребностям рынка.

Одним из новшеств, над которым работают ученые, является точное земледелие, которое предполагает использование компьютерных систем и данных дистанционных и бортовых датчиков систем GPS, или ГЛОНАСС. Точная техника позволяет использовать ресурсы в том объеме, в котором нуждаются растения в различные фазы роста и развития. Это позволяет достигнуть урожайности сельскохозяйственных культур, близкой к их биологическому потенциалу.

Достаточно прогрессивной является технология, опирающаяся на адаптивно-ландшафтное экономическое земледелие. Она используется в опытно-производственном хозяйстве колхоза «Ленинская искра» Ядринского района.

Много исследований проводится в области животноводства. В силу специфики назову только некоторые из них. Это оптимизация технологии выращивания телят на малых и средних фермах, улучшение племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. Разрабатывается также проблемы использования биологически активных веществ в животноводстве и ветеринарии, технологические меры по профилактике нарушений обмена веществ и бесплодия у животных.

– В сегодняшних условиях воплощению в жизнь задумок ученых придается большое значение. Летом прошлого года принят закон о малых предприятиях при вузах, направленный на коммерциализацию науки. Используете ли вы возможности, которые он предоставляет? Какие трудности на этом пути испытываете? Каковы планы вуза по внедрению в жизнь результатов интеллектуальной деятельности?

– Ученые нашей академии за последние три года получили более 40 патентов, которые можно внедрить в производство, и продолжают работу в этом направлении. Яркий пример: под руководством заведующего кафедрой, доктора технических наук С.С. Алатырева разработан капустоуборочный комбайн. В настоящее время на одном из ремонтно-технических предприятий республики изготавливаются его опытные образцы.

Однако есть определенные трудности, которые препятствуют реализации Федерального закона № 217. Это невозможность вносить в уставный капитал малого предприятия денежные средства, передавать им в пользование имущество и оборудование, несогласованность отдельных положений с действующим законодательством. Да и уровень поддержки малых инновационных предприятий пока недостаточен. Тем не менее, в этом году мы планируем создание таких предприятий. Уже найдены инвесторы, с некоторыми из них подписаны соглашения о сотрудничестве, начаты совместные научные исследования и получены первые результаты. Параллельно предпринимаются юридически значимые действия: в Министерство сельского хозяйства представлен на утверждение проект изменений Устава академии, позволяющий создавать малые предприятия.

– Мы знаем, что и вы сами активно занимаетесь изобретательской деятельностью…

– Да, вы правы. За последние три года мною вместе с группой ученых академии получено 14 патентов на изобретения и на различных стадиях оформления находятся еще 5 заявок.

– Вы являетесь основоположником научной школы. Объясните популярно и доступно, что это за школа, какие вопросы она исследует?

– Возглавляемая мной научная школа занимается обоснованием коррекции и адаптации молодняка сельскохозяйственных животных при разных технологиях содержания. В ее состав входят именитые ученые, такие как доктора наук, И.А Алексеев, В.Г. Семенов, Г.Г. Ефремов, Г.А. Ларионов, а также много кандидатов наук, недавно защитивших диссертации, и аспирантов. Меня особенно радует тот факт, что в 2009 году ученая степень была присвоена семерым молодым ученым школы, а в 2010 году – уже троим.

А если говорить о вузе в целом, то мы готовим кадры высшей квалификации по 15 специальностям аспирантуры. Каждый год кандидатские диссертации защищают 10-15 соискателей. Именно молодым кандидатам и докторам наук придется развивать сельскохозяйственную науку дальше.

– Удается ли привлечь ли к исследовательской деятельности студентов?

– Интерес к исследовательской работе большой, ею занимаются примерно 90 процентов студентов, обучающихся очно. Они участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д.

– Для учебных заведений сферы образования очень важно обновлять и совершенствовать методическую базу, иметь современные учебники и другой обучающий материал. Расскажите, пожалуйста, о работе ученых в данном направлении.

– Обновление методической базы, создание учебников и обучающих материалов в нашем вузе идет непрерывно. Только в 2009 году подготовлены 17 монографий, 40 учебников и учебных пособий, около 300 учебно-методических пособий и 48 учебно-методических разработок и рекомендаций. В учебный процесс широко внедряются информационные технологии. Для этого создается необходимая база. За последние два года закуплено более 250 компьютеров, 50 ноутбуков, 30 проекторов и такое же количество интерактивных досок и приставок. Электронной техникой оснащена каждая кафедра академии.

– Где, как и насколько регулярно повышают профессиональное мастерство педагоги сельскохозяйственного вуза?

– Повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава академии проводится в соответствии с утвержденными планами, рассчитанными на текущий год и в перспективе на 5 лет. А составляет эти планы и контролирует их выполнение факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Чему и по какой программе должен учиться тот или иной преподаватель, определяется с учетом потребностей кафедр в разработке учебно- и научно-методических материалов, научных проблем, решении вопросов педагогической практики. Знакомство с передовым опытом и новыми технологиями производится в федеральных государственных образовательных учреждениях Министерства сельского хозяйства России, на которые возложены функции Центров повышения квалификации преподавателей. Кроме того, преподаватели академии повышают профессиональный уровень во многих учебных заведениях Российской Федерации.

Результативной является стажировка, которая проводится на предприятиях, в ведущих научноисследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Ее продолжительность устанавливается, исходя из целей и по согласованию с руководителем предприятия.

За последние три года уровень профессионального мастерства повысили 293 преподавателя академии, в том числе 195 человек с ученой степенью и/или званием.

– Какие перемены в деятельности вашего учебного заведения уже произведены и будут производиться в дальнейшем?

– Высшее профессиональное образование представляет собой динамичную социально-экономическую систему. Ухудшение демографической ситуации, вступление России в Болонский процесс, глобализация всех сфер деятельности и многие другие перемены в окружающей среде предъявляют новые требования к вузу, побуждают регулярно вносить изменения в его деятельность.

В последние годы в академии, как и в целом по стране, осуществляется постепенный переход на уровневую систему. Ведется подготовка бакалавров по шести лицензированным и аккредитованным направлениям. В ближайшее время по большинству из них предстоит пройти процедуру лицензирования магистратуры. Для этого имеются все условия: квалификация профессорско-преподавательского состава, необходимый уровень учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, состояние материально-технической базы.

Для перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные стандарты третьего поколения мы предприняли следующее:

  • разработали соответствующую программу;
  • организовали повышение квалификации административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава в ведущих вузах страны;
  • стали по-новому выстраивать отношения с работодателями;
  • создали службу маркетинга и содействия трудоустройству выпускников.

– Какова роль вуза в обеспечении рынка труда республики квалифицированными специалистами сельскохозяйственного профиля?

Академия входит в число старейших вузов Чувашской Республики, оказавших и продолжающих оказывать значительное влияние на развитие образования, науки, культуры и агропромышленного комплекса региона. Наша деятельность направлена на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов и научных кадров, способных к постоянному профессиональному росту и эффективной работе на современном уровне.

Академия выпустила около 25000 специалистов для агропромышленного комплекса. Из нее вышла плеяда современно мыслящих руководителей-профессионалов, компетентных и ответственных, настоящих хозяев земли. Трудно найти в республике такой уголок, где бы не работали наши выпускники. Они вносят весомый вклад в создание современного сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны.

– На территории Чувашии реализуется социально-значимый проект «Поможем молодежи строить Россию». Объясните нашим читателям, что он собой представляет и какое отношение имеет к вашему вузу?

– Проект «Поможем молодежи строить Россию» направлен на поддержку выпускников сельскохозяйственных вузов, трудоустроившихся на работу на предприятия агропромышленного комплекса. Его объявила общероссийская общественная организация «Российское аграрное движение – РАД». Академия присоединилась к этому проекту. В результате 35-ти выпускникам 2009 года была выделена материальная помощь в размере от трех до пяти тысяч рублей, а три студента получают стипендию Российского аграрного движения. По итогам конкурса «Лучший инновационный проект в сфере АПК», объявленного этой организацией, обладателями гранта в размере 50 тысяч рублей стали 11 молодых ученых академии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: николай кириллов, чувашская государственная сельскохозяйственная академия, аграрное образование, ВПО, alma mater, ао-39

Похожие материалы:
Кадры для сервисной экономики
ВолГАУ: партнерство науки, образования, бизнеса
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия - исследовать, изобретать, советовать
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
Российское образование в области национального прикладного искусства
Первый вуз Чувашии
Северо-кавказский гуманитарный институт - акцент на профориентацию
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Академическая жизнь в старинном парке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#95Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний